Татарские кони

« В мае 2011 года я обратился с письмом к президенту РТ Р. Миниханову., что хочу подарить ему своего жеребца татарской породы, с тем условием, что он на нем проедет круг на празднике Сабантуй, и чтобы татарские кони, как татарский бренд, будет представлен на Всемирной Универсиаде в 2013 году. О моем предложение сообщили в газете «Звезда Поволжья» и др. На основании этого письма ко мне приехали из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. По запросу Министерства сельского хозяйства Московский институт по коневодству в Рязани подтвердил, что это действительно жеребец татарской породы.

В августе 2011 года в республике в телепередаче было объявлено, что создаётся программа «Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 20122015 годы и на период до 2020 года». На эту программу будет выделено 2,5 млрд. рублей. Меня обеспокоило, что деньги опять пойдут лишь на арабских и английских скакунов. Мои опасения косвенно подтвердились. Поэтому я вынужден был обратиться с письмом к правительству Татарстана (в Госсовет и к президенту) с предложением включить в эту программу также и лошадей татарской породы. Общественность Татарстана поддержала мою инициативу. Эта тема обсуждалась на многих газетах, сайтах в поддержку возрождения татарских коней. Получил ответ из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, что разрабатывается проект программы, в котором одной из задач является восстановление татарской породы лошадей путем подбора и селекции мясомолочного направления. Целый год велась моя переписка с Верховным Советом Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстана о том, что для мясомолочной продукции есть много других пород тяжеловозных лошадей и для этого не надо заниматься селекцией татарских пород. А Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан целесообразно возрождать татарских коней на развитие конноспортивного и туристического направления, как важного этнокультурного наследия.

***

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. э. на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере от границы Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны, что на нашем языке – татары. Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (современные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии (КНР), современной Монголии и Южной Сибири была татарской территорией. Русский ученый В.П.Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось их расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия КНР), в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии, далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала, Нижней и Средней Волги и на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном называл Татарской степью. В течение многих тысячелетий татары (тюрки)-кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.

Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары-кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так: «Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади». Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открылись дали и свобода передвижения, возможность создания новой боевой техники, к появления людей, способных приучить лошадь и подчинить своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, оценить красоту животного. И эти качества Запад и Восток оценил на себе. Татарское слово «ир-ат» переводится на русский как мужчина-конь. Видимо, было немыслимо представить татарских мужчин в старину без коня. Такое схожее слово есть только в греческом мифе – кентавр. Постоянно на коне в лютый мороз и знойную жару, в дождь и ветер – такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, они способны были выносить всяческие неудобства и лишения и с мужеством переносили все тяготы походной и военной жизни.

2–3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2–3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди во всем мире разные, так и кони бывают разные. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во-первых, своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени прежде всего необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (золотой) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладали темно-буланой мастью, точнее, светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади отличаются высокой плодовитостью. Грудь у них широкая, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это, ноги у них короткие и тонкие. Они схожи с горными баранами. Рост у них 135–145 см. По европейским стандартам, кони должны быть высотой 160–175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми. Они очень легко выносят и холод и жару (40–45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природе иноходцы (юргалар), быстроходные и способны на протяжении 7–8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных. В день могут пробегать до 150–200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна важная отличительная их черта – они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы как лоси разгребает из-под снега траву. Когда овцы и кобылы, стоящие в стороне, видят, что жеребец откопал корм, они прибегают и начинают кушать. Жеребец поев с ними, переходит на другое место и начинает вновь копать снег. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем. Татарские кони так неприхотливы в еде, что на них можно проехать, не боясь, через всю Вселенную.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР), Северном Китае вдоль Китайской стены.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру) владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина, это «был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой Китайской стены». Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее, чжурчженьским государям. И Чингиз-хан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурганом (зятем Чингиз-хана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках вошедших в ближайшее окружение он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингиз-хана подарил ему сотни тысяч татарских коней. Бату-хан в 1236 году, сидя на татарских (онгутских) лошадях, возглавил западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя (20 тысяч с семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большую часть татар-онгутов расселили в Прикамье, Приуралье. Другая часть татар-онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. Впоследствии онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой Китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику, которая похожа с музыкой китайцев и монголов. Татары-онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем и гербом города Казани. Татары-онгуты в Поволжье и Западном Казахстане разводили в большом количестве и татарских коней.

До революции татарских коней называли еще и ногайскими. И ещё об одном источнике, где говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего, весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ” Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади. том III. М. Госиздат сельхозлитература. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли несколько километров. Но на высоком коне боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма: в день 1–2 килограмма овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая, поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать их в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5 – 6 килограмма овса и много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высоких европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках для тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называли - татарскими конями.

В 30 годы XX века, в период коллективизации, татарских коней под предлогом, что для колхозов нужны сильные лошади, пустили под нож. В советский период во все тюркские республики, в том числе и в Татарстан, из русских областей, из Прибалтики, Европы стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились до сегодняшних дней.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана много поголовья лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя тем, что кони в современное время не нужны, а в колхозы поступают трактора и машины, перестали заниматься разведением лошадей. И, что интересно, в Татарстане запретили татарам ездить на седлах. К 60-м годам в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и название татарские кони. Уничтожение татарских коней, видимо, было обусловлено не только экономическими расчетами, но и политическими. История татар неразрывна, связана с татарскими конями, и если их не будет, то история татар будет неполноценной. Но, несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. В 60-х годах местным коням стали давать коды. Так в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т.д.

В 2010 – 2011 годах о татарских конях было написано много статей, которые были опубликованы в газетах «Звезда Поволжья», «Ватаным Татарстан», и т.д в сайтах Татар Уян, на Казахском сайте Алтын Орда и т.д. На основании этих статей в Башкортостане приняли программу по возрождению башкирских коней, а в Казахстане – по возрождению адайской (ногайской) породы лошадей.

В 2011 году в средствах массовой информации прошло сообщение о разрабатываемой в Татарстане Программе по развитию коневодства и конного спорта на 2013 – 2015 гг., на которую должны потратить 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению, в этой программе уделяется внимание английским, арабским, французским, американским, русским и др. коням, а татарским нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Целью ассоциации была пропаганда татарских коней. Для возрождения татарских коней в Татарстане необходимо закупать их в Туве, на Алтае, в Казахстане. Численность таких коней в Татарстане должна быть доведена до 5 тыс. голов. Тогда они вернут свое историческое название – «Татарские кони». И как на Алтае, в Туве, Казахстане, Киргизии можно в Татарстане проводить конные скачки – Байга на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй и быть татарским брендом. Татарскому коню надо обязательно поставить памятник. И было неплохо, если бы они участвовали бы на открытии Универсиады в 2013 году.

К сожалению, у нас в республике у управляющей верхушки в почете арабские и английские лошади. Для них находят и корма. Их лелеют, заботятся, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они не являются национальной гордостью республики. В Аравийском полуострове до 7 века не было коней. Арабы пользовались верблюдами. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Тогда арабы решили заиметь и своих коней. Они стали скрещивать коней, чтобы получить коней, которые могли жить на жарких арабских землях. Им удалось вывести такую породу, которую назвали арабской. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30–35 градусов жары разжижают кровь, кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более 1–7 км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому в Татарстане арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. Содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т.д. То же самое можно сказать и про английских коней. В 1750 году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень дорого. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих арабских странах. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Сейчас в мире идет перепроизводство этих лошадей. Затруднения есть с их продажей. Недостатком этих лошадей после 5 лет скачек является то, что не знают, куда их потом девать. В деревне покупатель не находится, так как их нельзя задействовать в работе. Мясо получается дорогое. Для туризма это удовольствие тоже очень дорогое, да и ездить на них могут только профессионалы.

Дело в том, что татар сегодня очень многие относят к земледельческой нации. Оседлым народом татары стали пятьсот лет тому назад, но кони у татар всегда были в полной боевой готовности, а это означает, что в татарах еще жил дух кочевого мира. Еще во времена Пугачева в каждом татарском дворе держали до 20 коней. Еще в начале XX века в татарских семьях в деревнях держали в среднем по две лошади. К сожалению, из всех тюркских народов только татары сегодня отвернулись от своих коней, хотя татарские кони сделали историю для татар. Татар выбили из седла и они стали обозниками. Телеги татары могут делать, а как делать седла забыли. И Татарстан закупает седла за границей из Финляндии, Франции. Мне самому пришлось ехать в Башкирию, чтобы купить там седла. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит. Хочется верить, что скоро и на наших ипподромах будут испытываться на выносливость татарские кони.

Безертинов Рафаэль.

Журнал «Түгәрәк уен» № 3. Казань. 2012 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: