Основные термины и определения

Амортизатор - специальное или универсальное страховочное устройство, предназначенное для ограничения усилий в элемен) тах страховочной цепи при страховке без протравливания. Амор) тизаторы могут быть нерегулируемыми и регулированными; последние могут быть с плавной или ступенчатой регулировкой коэффициента трансформации усилия. Коэффициент изменения усилия в амортизаторах - отношение сил после и до амортизато) ра непосредственно во время страховки. По принципу действия амортизаторы могут быть разрушаемыми и неразрушаемыми.

Барашек, жучок - местное скручивание растянутой веревки в неполный узел.

Виды страховки:

а) по степени проскальзывания веревки в руках страхующего
непосредственно во время задерживания сорвавшегося
различают: страховку с протравливанием (по некоторым
источникам - динамическая) и статическую, или жесткую;

б) по взаиморасположению страхующего и верхней точки
опоры на склоне по вертикали различают: верхнюю страхов)
ку (страхующий расположен ниже верхней точки опоры) и
нижнюю страховку (страхующий расположен выше верхней
точки опоры);

в) по времени осуществления для спасателей одной связки
различают: одновременную страховку (все члены связки
осуществляют движение), попеременную страховку (стоя)
щий участник обеспечивает страховку идущего);

г) в зависимости от вида и конструкции трения бывает стра)
ховка через крюк, через карабин, пристегнутый напрямую
или через петлю к крюку, закладке и другим искусственным
элементам, прикрепленным к склону.

Жесткость веревки - сопротивление веревки ее растяжению (осевое) и изгибу (радиальное).

Индивидуальная страховочная система (ИСС) - страховоч) ная обвязка спасателя, включающая в себя грудной пояс с наплечными лямками и набедренный пояс с лямками, охватываю) щими бедра. Грудной и набедренный пояса объединены в одну систему. В строительстве в качестве ИСС все еще используют монтажный пояс.

Искусственные узлы трения - наибольшее значение в искус) ственных узлах трения имеют специально разработанные для этой цели устройства, называемые тормозами первого рода («Шайба» Штихта, «Букашка» Б.Л. Кашевника, тормоз «Буре)


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 140

вестник» и др.). Эти устройства применяются не только для стра) ховки, но и для других целей, например для спуска. Тормоз пер) вого рода, прикрепляемый к страхуемому, при наличии запаса веревки у последнего может сыграть роль амортизатора трения.

Задержание сорвавшегося - часть процесса страховки, включающая комплекс действий страхующего и страхуемого, направленный на прекращение падения сорвавшегося и фикса) цию его естественного положения.

Коэффициент изменения усилий в узле трения - отношение усилий в ветвях веревки, проходящей через узел трения в момент задержания. Различают прямой и обратный коэффициент измене) ния усилий. Значение прямого равно отношению усилия в сбегаю) щей ветви к усилию в набегающей ветви; значение обратного коэф) фициента изменения усилий равно обратной величине прямого.

Коэффициент падения - отношение пути падения страхуе) мого по линии падения воды к расстоянию от страхующего до страхуемого, с учетом расположения промежуточных точек опоры и величины трения в них.

Организация страховки - действия по созданию страховоч) ной станции (или) страховочной цепи.

Оттяжка - конец или петля из веревки, стропы, троса, прово) локи, применяемых для изменения направления основных вере) вок или перил. Применяется также в промежуточных точках стра) ховки.

Приемы удерживания веревки страхующим - одной или двумя руками, через корпус (плечо, поясницу).

Перила - временно или постоянно закрепленная веревка (трос, проволока и пр.) для организации на ней самостраховки спасателей и пострадавших, двигающихся вдоль этой веревки (троса, проволоки и пр.). Перила могут быть временные и стацио) нарные. Перила могут быть горизонтальные и наклонные. Последние отличаются от первых возможностью падения сорвав) шегося вдоль перил.

Петли - короткая (до 5)6 м) веревка (трос, лента), служащая для присоединения веревок к точкам закрепления или для уста) новки оттяжек.

Процесс страховки - комплекс действий одного из несколь) ких спасателей, направленный на предотвращение срыва и уме) ньшение возможности травмирования сорвавшегося путем пре) кращения его падения с последующей фиксацией или путем управления траекторией его падения. Он включает в себя, исходя из внешних условий, следующие процессы:

а) определение требуемой конструкции системы страховки и приема удержания веревки страхующим;


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 141

б)создание системы страховки (организация страховки);

в)действия по предупреждению потери равновесия страхуе) мым и, как следствие, его срыва;

г) задержание сорвавшегося в случае возникновения срыва.

Самостраховка - разновидность или часть процесса страхов) ки, включающая комплекс действий спасателя, направленный на предотвращение собственного срыва и уменьшение его послед) ствий, а также направленный на обеспечение безопасности у страхуемого и страхующего.

Самозадержание - составная часть процесса самостраховки, включающая в себя действия спасателя по прекращению паде) ния и фиксации своего положения после остановки.

Связка - двое или более спасателей, соединенных одной или несколькими параллельными веревками.

Слабина веревки - разница между длиной веревки, скре) пляющей страхующего и страхуемого, и кратчайшим расстояни) ем между ними в соответствии с осуществленной страховочной цепью.

Срыв - потеря устойчивого положения или прекращение упра) вляемого движения под воздействием внешних факторов или из) за собственных технических ошибок.

Страховка - обобщенное понятие о процессах и системах обеспечения безопасности при передвижении людей на высоте.

Страховка гимнастическая - разновидность процесса стра) ховки, при выполнении которой не используются материальные средства (производится руками или корпусом). Применяется в основном при проведении скальных тренировочных занятий на маршрутах небольшой протяженности.

Страховка перильная массовая - осуществление страховки с помощью перил.

Страховка двойная - страховка одного спасателя через две страховочные станции или посредством организации двух стра) ховочных цепей, например перильная страховка и страховка сверху.

Страховочное снаряжение - различные виды снаряжения, используемые при создании системы страховки. В специальное страховочное снаряжение, которое используется только для стра) ховки, входят: обвязка, карабины, веревка основная, тормоза и амортизаторы различных типов, всевозможные крючья, закладки и другие устройства, включая петли для крепления карабинов к склону.

Страховочная станция - соответственно оборудованный уча) сток рельефа, на котором располагается страхующий во время страховки.


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 142

Схема страховочной цепи - пространственное взаимораспо) ложение страхующего, страхуемого, искусственных и (или) есте) ственных точек опоры.

Точки опоры - элементы рельефа естественной или искус) ственной формы (выступ, перегиб, столбик и пр.) и (или) прикреп) ляемые некоторые виды страховочного снаряжения (карабины и др.), используемые спасателями при страховке для уменьшения пути падения страхуемого. Точки опоры зачастую выполняют одновременно роль узлов трения. В зависимости от применяемой точки опоры различают страховку через карабин, выступ и т.д.

Узел трения при страховке - элемент здания или сооруже) ния, чаще естественной формы, и (или) некоторые виды страхо) вочного снаряжения (карабины, тормоза первого рода и др.), используемые для снижения усилия рывка на страхующего во время задержания сорвавшегося или для согласования усилий в страховочной цепи.

Усилие задерживания - усилие в страховочной веревке вблизи места ее прикрепления к страхуемому непосредственно или через амортизатор в момент задерживания сорвавшегося.

Усилие страховки - усилие в страховочной веревке перед естественным или искусственным узлом трения, наиболее уда) ленным от страхуемого в момент его задерживания. Усилие стра) ховки создается одним или несколькими страхующими.

Устройство спусковое - тормозной элемент для уменьшения скорости спуска, использующий дополнительное трение веревки. При АСР, где фактор веса снаряжения не является главным, удобны спусковые устройства, снабженные большим количе) ством отверстий для подвески дополнительного снаряжения.

Факторы производственные вредные - факторы, которые могут привести к заболеванию и снижению работоспособности (согласно ГОСТ ССБТ).

Факторы производственные опасные - факторы, которые могут привести к травме или другому резкому ухудшению здоро) вья (согласно ГОСТ ССБТ). К ним, а также к факторам производ) ственным вредным относятся физические (расположение рабоче) го места на значительной высоте, разрушающиеся или движу) щиеся конструкции или элементы рельефа, неравномерность и непрочность рельефа, большая высота, пониженная температура воздуха, повышенная солнечная радиация) и психофизические (повышенные физические и нервно)психические перегрузки, в частности стресс).


spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:


Page 143


Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: