Сознание. Нормальное и измененное состояния сознания

Глава 4

СОЗНАНИЕ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ

Ключевые слова: сознание: нормальное состояние сознания: измененное состояние сознания: бессознательное: неосознаваемые механизмы сознательных действий: первичные автоматизмы и навыки: неосознаваемая установка: неосознаваемые сопровождения сознательных действий: неосознаваемые побудители сознательных действий: формы проявления бессознательного, методы выявления бессознательных аффективных комплексов: метод свободных ассоциаций: метод анализа сновидений: надсознательные процессы.

Сознание. Нормальное и измененное состояния сознания

Сознание является важнейшей категорией и объектом изучения самых эазличных наук: философии, антропологии, психологии, социологии, медицины психиатрии) и др. Однако исходным материалом для всех планов исследования сознания является психологический факт принадлежности его человеческому ин­дивиду как высшего образования человеческой психики, как высшего свойства человеческой личности.

Вначале целесообразно начать с примеров употребления этого понятия в обыденной речи:

«Я, конечно, слышал, что говорилось на совещании, но слова не доходили до моего сознания».

«Спустя какое-то время я, наконец-то, осознал то, что она мне говорила».

«Эти слова дошли до моего сознания».

Так говорят и не психологи, и психологи. Что же означают эти слова?

Поскольку высказывания типа «информация дошла до его сознания» или «не дошла до его сознания» отражают некую реальность, то тогда можно сказать, что сознание — это своеобразный «пункт», «место» (не обязательно в пространстве трехмерной системы координат) на пути движения информации, куда она может поступать, а может и не поступать.

Получается, что сознание участвует в движении информации, являясь ее конечным «приемным пунктом».

Случайно ли в русском языке слово «сознание» лингвистически интерпретируется как сознание? Случайно ли, что термины «осознаю», «сознаю» являются синонимами слов «понимаю», «знаю»?

Вероятно, в сознании человека в каждый конкретный момент времени содержится то, про что человек может сказать: «Я знаю». Человек в каждый конкретный момент времени знает только то. что в данный момент находится в его сознании.

Но может ли происходить обратное, когда человек располагает информацией, не зная и даже не подозревая этого? Да. вполне: «Я даже и не думал, что могу это запомнить и что я когда-нибудь это вспомню!» Следовательно, располагать информацией — еще не значит знать, осознавать. Это означает, что информация может находиться у человека как в его сознании, так и вне его сознания. В последнем случае он может попытаться ее извлечь из этого «внесознания», причем, в одних случаях — удачно, а в других — неудачно.

От подобных глубоких, но все же житейских рассуждений перейдем к научному объяснению понятия сознания.

В литературе приводится множество определений сознания как психологического феномена. Существует мнение, что любая попытка строгого определения сознания, к сожалению, обречена на справедливую критику. Поэтому рассмотрим некоторые из них.

По В.Н. Мясищеву. сознание (в философском, эволюционно-психологическом и патологическом плане) — это высший уровень психической деятельности, в которой в единстве представлено отражение мозгом человека объективной действительности и его отношение к различным многообразным ее формам (Мясищев, 1999).

"(Сознание - это свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей» (Психология. Словарь.... 1990). Вместе с тем, объектом сознания выступает и внутренний мир человека. На основе сознания развивается и самосознание.

С. Л. Рубинштейн также рассматривает сознание как единство отражения и отношения к объективной действительности. Он уточняет, что понятие «отражение» тесно и непосредственно связано с процессами познавательной деятельности. Понятие же «отношение» представляет потенциальный аспект психологических процессов, связанных с избирательной и субъективной активностью личности.

В работах А. Н. Леонтьева. В Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др. определены основные условия возникновения и развития сознания. В первую очередь, они связывают этот процесс с общественно организованной деятельностью людей, с трудом.

«В процессе общественно организованного труда возникает и язык, слово. В слове откладываются и объективируются накапливаемые человеком знания. Только благодаря слову они обобщаются, абстрагируются» (Рубинштейн, 1999). С. Л. Рубинштейн подчеркивает связь сознания и языка, «без языка нет сознания». Однако «не слово само по себе, а общественно накопленные знания, объек­тивированные в слове, являются стержнем сознания» (Рубинштейн, 1999).

Сходные взгляды на развитие сознания высказывает А. Н. Леонтьев. Каждый человек в ходе своего индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию — «совместному знанию», и лишь благодаря этому формиру­ется его индивидуальное сознание. Следовательно, основные образующие сознания — смыслы и языковые значения

Итак, обобщая приведенные определения, выделим наиболее существенные признаки сознания: это высшая форма психики, которая представляет единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности.

Сознание, как принято считать, отсутствует у животных, т.е. является отличительным свойством человека. Оно позволяет человеку устанавливать связи между предметами и явлениями окружающей действительности и между самим индиви­дом и этой действительностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: