Диагностическая Методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «беседа о школе»

(по методике Т. А. Нежновой)

Экспериментатор спрашивает ребенка, хочет ли он идти в школу. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

1. Как тебе кажется, что в школе самое интересное, привлека­тельное? Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут исто­рии не про то, что с тобой уже было или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими детьми, когда они учились в школе. А ты мне будешь говорить, чтобы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой».

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу,ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы от­пустили H~ месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Чтобы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика.

Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, он ходит в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться к школе? Что ты ему посоветуешь?»

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница заболела. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к.вам дру­гую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница, или чтобы мамы заменяли учителей?

7. Представь себе, что есть две школы - школа А и школа В. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкуль­туры редко, один раз в неделю. А в школе В все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, пись­мо и математика - редко,· по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он вни­мательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разгова­ривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или вый­ти из класса. А в школе В не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты бы хотел учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно ра­ботал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или поставить пятерку в журнал?» Чтобы ты выбрал?


Обработка данных. Классификация ответов.

Все ответы разделяются на две категории – А и В.

№ вопросов Категория А Категория В
1. Уроки грамоты, счета – занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурного типа, а также внеучебные занятия: игра, еда, гуляние и т. д.
2. Несогласие ребенка на отпуск Согласие на отпуск
3. Учебные занятия Дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях
4. Содержательная сторона подготовки к школе – освоение навыков чтения, письма, счета Формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля, учебников, тетрадей
5. Несогласие обучения на дому Согласие на учебу на дому
6. Выбор учителя Выбор родителя
7. Выбор школы А Выбор школы В
8. Выбор школы А Выбор школы В
9. Выбор отметки Выбор игрушки или шоколадки

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории В говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: