- «Посмотрите перед собой и увидите расположение и план, и как башенки меняют форму. Вдумайтесь хорошенько, ибо если хотите изрядно строить на больших контрфорсах, то выбирайте такие, которые бы сильно выдавались».
- «Я был однажды в Венгрии, где пробыл много дней. Там я видел пол, выложенный вот так».
- «Если хотите вырезать богатые украшения из дерева для угла церковной скамьи, то придерживайтесь сего образца».
Общая характеристика кодекса. Кодекс Виллара де Оннекура состоит из текста, скомпонованного на странице вместе с рисунками трех основных типов: техническим наброском, не представляющим художественной ценности и лишь поясняющим текст; точным рисунком-чертежом и свободной зарисовкой человеческой фигуры (с натуры). Последний тип изображений, не связанный с содержанием архитектурного трактата, может расцениваться как первый шаг на пути развития натурного рисунка как самостоятельного жанра.
«Книга образцов» средневекового художника – пример возникновения натурной штудии как самоценного изображения
|
|
Художественная мастерская эпохи средневековья имела в своем распоряжении так называемые «книги образцов». Последние представляли собой сборники готовых шаблонов для изображения фигур, собрания прорисей для исполнения голов и отдельных деталей. Книга образцов могла включать также произведения для копирования, предназначенные для учебных целей; композиционные разработки ведущего мастера и натурные зарисовки животных.
Уникальным примером, дошедшей до нас «книги образцов», может послужить фрагмент такого кодекса, датирующийся первой половиной XV в. и принадлежащий неизвестному чешскому художнику. Рисунки исполнены серебряным грифелем, пером и кистью на бумаге, закрепленной на двух кленовых досках. Образцы голов Христа, Мадонны, Иоанна Богослова, а также изображения зверей считаются достоянием странствующего подмастерья, который зафиксировал в своем альбоме некоторые результаты своего обучения у мастера перед отправлением в традиционное для начинающего художника путешествие [Эрши 1984].