Впервые понятие глобальных проблем современности было сформулировано представителями Римского клуба. В 1972 году был сделан доклад Дениса Мдоуза "Пределы Роста" в котором утверждалось, что через 75 лет произойдет катастрофическое исчерпание ресурсов, остро возникнет проблема продовольствия при сохранении прежних экономических и демографических тенденций. В 1977 вышла знаменитая книга Аурелио Печчеи "Человеческие качества", которая привлекла внимание широких слоев ученых, политиков. Автор обобщает полученные выводы в рамках Римского клуба и формулирует императивы будущего поведения человечества.
В предисловии к русскому изданию А. Печчеи писал: "Чтобы уловить и постигнуть смысл происходящих на наших глазах стремительных и радикальных перемен, надо попытаться увидеть вещи в перспективе. В этом смысле полезно вспомнить, что на протяжении десяти тысяч веков, прошедших с момента появления на Земле Ното sapiens, развитие его шло очень медленно. Но постепенно он обосновался в нескольких наиболее удобных для жизни местах и начал завоевывать планету, становясь на мировой сцене звездой первой величины. Это продолжалось примерно последние сто веков, которые иногда называют «историческим периодом» - временем, в течение которого можно проследить деяния человеческие. Надо было, однако, дождаться нынешнего столетия, а точнее, нескольких последних десятилетий - ничтожного мига на часах эволюции, чтобы увидеть, как на крыльях научно-технической революции человек достиг полного расцвета своего могущества.
|
|
Нынешняя, полная чудес и противоречий фаза прогресса, принеся человеку множество щедрых подарков, в то же время глубоко изменила нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами.
Человеку сейчас, по сути дела, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией".[1]
Таким образом, глобальные проблемы современности это проблемы, которые касаются не отдельной страны или народа, а всех стран и народов земного шара и требуют для своего разрешения объединения усилий всего человечества.
Глобальный подход к пониманию проблем современного развития привел к появлению понятия гобализации. Понятие глобализации отражает качественно новое состояние взаимосвязей и взаимозависимостей в политике, экономике, экологии. В результате революции в области информации и средств связи в 90-е гг., эта тенденция усилилась, отмечается рост взаимозависимости развития экономики и других сфер жизни отдельных стран. В этой связи очевидной становится необходимость регулирования мирового хозяйства на глобальном уровне и особенно в экологическом плане. Тенденция глобализации дополняется тенденцией регионализации, которую можно определить как перераспределении значения и веса отдельных стран и групп в мировой экономике, выделения новых региональных центров экономического развития. Две тенденции как дополняют, так и противоречат друг другу: глобализация это целостность, всеобщность, моноцентризм, регионализация как "многополюсность", "многополярность". Будущие контуры мировой экономики формируются под влиянием этих тенденций.
|
|
Глобальные мировые проблемы очень различны. Однако они имеют ряд общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. К общим чертам относятся:
· каждая из них и все они вместе принципиально важны для судеб человечества. Задержка с их решением грозит гибелью цивилизации или деградацией условий жизни и производственной деятельности на Земле;
· они характеризуются глубокой связью между собой и взаимосвязью своих политических, экономических и научно-технических аспектов;
· в них отражается углубление и усложнение мирохозяйственных связей и интернационализация других общественных процессов на Земле;
· они могут быть решены лишь объединением усилий всех государств и народов. Найти решение глобальных проблем, значит, обеспечить условия выживания всех народов и дальнейшего развития цивилизации.
Центром и связующим звеном всего комплекса общемировых проблем является человек и его будущее. Глобальные мировые проблемы жизненно важны для человечества. Их нерешённость порождает угрозу для будущего всех людей.
Существуют различные подходы к классификации глобальных проблем.
Познакомимся с некоторыми из них
I. Глобальные проблемы по типу противоречий:
1) политические:
мира, демилитаризации и конверсии;
локальных войн и конфликтов;
международного терроризма;
стран-изгоев.
2) экономические:
экономических войн и конфликтов;
нарастания отставания развивающихся стран;
«Север – Юг»;
международного долга.
3) социальные:
нарастания неравенства в доходах;
безработицы и нищеты;
борьбы с болезнями и наркоманией.
4) экологические:
ограниченности ресурсов;
продовольственная;
демографическая;
отходов и загрязнения;
потепления климата;
озонового слоя.
II. Вторая классификация:
По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы делятся на три группы:
первая группа включает проблемы, связанные с взаимоотношениями развитых и развивающихся стран (вопросы войны и мира, разоружения и развития);
вторая группа охватывает проблемы, выражающие отношения в системе «человек – общество» (рост народонаселения, борьба с нищетой, голодом, болезнями, развитие человека в условиях НТР);
третья группа включает проблемы отношений в системе «общество – природа» (защита окружающей среды, ресурсы, энергетика).
1) проблемы системы «общество – природа»:
а) экологическая:
– загрязнение воздуха и водных ресурсов;
- уничтожение лесов;
- коррозия почв и др.
б) проблема исчерпаемости ресурсов;
в) проблема освоения Мирового океана и космоса.
2) внутриобщественные глобальные проблемы:
а) продовольственная;
б) демографическая;
в) избежания ядерной войны;
г) преодоления бедности;
д) развития человеческого потенциала.
Глобальные проблемы носят исторический характер: в разные исторические эпохи возрастает значение одних из них и убывает весомость других.