Метод – это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний.
Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на 2 части: учение об исходных основах познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.
В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с Ф., с мировоззрением. В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования. Методология научного познания изучает методы научного исследования. К ним относятся: исходные основы и принципы научного исследования; приемы и способы эмпирического и теоретического исследования в науке, опирающиеся на эти принципы.
Гл. особенности научного познания в совр. условиях состоят в следующем: В наши дни становится все более ясным, что исходные основы научного познания по своей объективной сущности являются диалектико-материалистическими. Наука так глубоко проникла во все отрасли хозяйства, что его планирование, в свою очередь, требует единого планирования научных исследований. Значение и масштабы научных исследований настолько возросли, что в ряде областей необходимо не только внутригосударственное, но и международное планирование.
|
|
Объем научных знаний так возрос, что возникла потребность его особой систематизации.
В условиях быстрого роста объема научных знаний особое значение приобретает разработка методов получения и приобретения новых научных знаний и способов быстрого овладения ими. Знания можно синтезировать лишь на основе каких-либо общих представлений о мире.
Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет: выяснить подлинную философскую основу научного познания; систематизировать весь объем научных знаний, что даст возможность эффективнее использовать все имеющиеся знания; создать условия для разработки новой, еще более эффективной методики для дальнейших исследований во всех областях знаний.
Главная задача методологии научного познания – создание соврем. синтеза всех накопленных научных знаний. Выделяют 3 вида методологии:
методология как наука о всеобщем методе исследования;
методология как наука об общенаучных методах исследования;
методология как наука о частных, специальных методах познания.
На эмпирическом уровне в качестве осн. методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально объективную хара-ку изучаемых явлений. Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются: идеализация; мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами.
БИЛЕТ № 4