Формирование, основные стратегии развития и концептуальные особенности неклассической философии

Во второй пол. XIX в. выделились 2 главных направ­ления, по которым шла критика немецкой классической Ф:

"критика слева", представленная материалистической Ф. Фейербаха, Маркса и Энгельса;

"критика справа", представленная так наз. некласси­ческой идеалистической Ф.

2. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую класс. Ф, осо­бенно Гегеля. Представители неклассической Ф. пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического.

Двумя осн. направлениями неклассической идеали­стической Ф. XIX в. являлись иррационализм и "фило­софия жизни" и были, главным образом, представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

3. Иррационализм отвергал логические связи вприроде, вос­приятие окр. мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Осн. идея иррационализма заключается в том, что ок­р. мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутр. закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам. Видным представителем иррационализма являлся Шопенгауэр. В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей Ф про­возгласил волюнтаризм, согласно кот. главной движущей си­лой, определяющей все в окр. мире является воля. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:• непосредственного познания;• отвлеченного (рефлективного) познания;

• интуиции. Центр. понятием Ф. Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные проблемы — человеч. судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит ввозможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

4. Продолжателем был Ницше. Ницше считается основополож­ником "философии жизни". Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе, как жизни, так и окр. мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: • "воля к жизни";• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;• "воля к власти".

5. Дильтей (1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления "Ф. жизни". Дильтей подверг критике Ф. Гегеля, в которой все мно­гообразие окр. мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению. Вместо мышления предложил в основу Ф. положить понятие "жизнь". Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает та­кими признаками, как: • целостность; • наличие многообразного духовного начала; • неразрывное единство с высшим миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: