Специфика древнекитайской философии, ее основные понятия и школы

Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу, когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литератур­ные памятники древнекитайской культуры: «Шу цзин» (Книга истории), «Ши цзин» (Книга песен); «И цзин» (Книга перемен), из которых в последующем черпали свои идеи философские мыс­лители древнего Китая. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу - всеоб­щей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной.

Первые философские учения возникли в эпоху Восточного Чжоу. Это натурфилософский период, когда оформляется важнейшая идея древнекитайской философии - идея перемен - и складывается учение об инь и ян. Последова­тельность перемен, их ритмичность и направленность, объясня­лась взаимопревращениями противоположных начал инь и ян, круговоротом жизненной энергии ци.

Период, когда оформились философские школы в древнем Ки­тае, называют золотым веком китайской философии. Это про­изошло в эпоху Чжаньго (6-3 вв. до н. э.). Несмотря на то, что философских школ существовало более ста, выделяют 6 важнейших: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь-ян» и школу имен.

Возрождение древнекитайской философии приходится на пери­од правления династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.), когда был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработа­на неоконфуцианская идеология. Она предопределила традиц.характер развития Китая на протяжении 2 тысячелетий. Специфика древнекитайской цивилизации определила осо­бенности китайской философской традиции. Прежде всего ее нельзя рассматривать без учета специфики иероглифического письма. В китайском языке значение слова особенно сильно зави­сит от контекста. При помощи китайского письма удобно выра­жать комплекс идей, но зато намного сложнее выстраивать це­почки дедуктивных выводов и логических доказательств. Для всей китайской философии характерна приверженность традициям.

Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуа­лов. Вся мощь философского рационализма в Китае была направ­лена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и полит. жизни, разработку эффективных методов управле­ния государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: