Толковый словарь терминов и краткие справки по персоналиям

Аберрация — искажение (от латинского «отклоняться»).

Агни-йога — «Живая этика», синтетическое морально-этическое учение, созданное Николаем и Еленой Рерихами на основе индийской философской терминологии и оккультно-теософских спекуляций, выдаваемое за светскую «научную» доктрину. Претендует на роль очередной вселенской религии. В России имеет ярко выраженный сектантский характер, отличается нетерпимостью. Распространена в среде культурной российской богемы.

Агни — «огонь», имя одного из главных ведических богов, считается «ближайшим», посредником между людьми и богами, возносящий жертвы на небо. В йоге почитается в форме Вайшнавары. Согласно йогической топологии в теле человека отвечает за переваривание пищи, имея область влияния ниже «ложечки» (мечевидного отростка грудной кости). Согласно представлениям Аюрведы, из этой области Агни распространяется по всему телу.

Адаптация — приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования, в том числе и психологическое приспособление к социуму.

Аднексит — воспаление придатков матки, хроническая форма данного заболевания обычно приводит у женщин к функциональному бесплодию.

Айенгар, Беллур Кришнамачар Сундарараджа — основатель системы Айенгар-йоги, ученик Кришнамачарьи из Майсора. Родился в 1916 году, в шестидесятые годы основал институт йоги имени Рамамани Айенгар в Пуне. Будучи нетрадиционным направлением йоги, данная система получило широкое развитие на Западе, превратившись в разветвлённый международный бизнес. С 1989 года представлена в Москве, Санкт-Петербурге и т.д. На русский язык переведены три книги Айенгара: «Прояснение йоги» (1994), «Пранаяма. Искусство дыхания» (1995), «Древо йоги» (1999).

Анаболические процессы — внутренние процессы, направленные на образование и обновление структурных частей клеток и тканей.

Арии (арьи, арийские племена) — буквальный перевод «чужак», «пришелец», более позднее значение — «благородный», «свободный человек». Есть гипотезы, что арийские племена проникли в Индию с юга Средней Азии либо даже из юго-восточной части территории Восточной Европы в средине второго тысячелетия до н.э.

Ассимиляция (ассимилирование) — в данном контексте «усваивание».

Антаранга-йога — часть Раджа-йоги Патанджали, объединяющая три завершающих её ступени («анга» — в переводе с санскрита буквально «шаг», «антаранга» — «внутренние шаги»): дхарана, дхьяна, самадхи — иногда это называют «внутренними средствами», или собственно йогой, тогда как Бахиранга — яма, нияма, асана, пранаяма — подготовительные действия, пратьяхара — водораздел между внешними и внутренними средствами йоги.

«Атмабодха» — буквально «постижение Атмана». Традиция приписывает авторство этого произведения крупнейшему индийскому философу-ведантисту Шанкаре. Текст создан примерно в девятом веке нашей эры. Содержит 68 стихотворных строк (шлок) и упоминание о йоге.

Атман — невозвратное местоимение «себя». В философском смысле — абсолютный субъект, сознательное высшее «Я» — единственная реальность (CAT) традиционных индийских доктрин спасения. Это нерасторжимое единство Бытие-Сознание.

Аутизм — патологическое погружение в мир личных переживаний и ощущений с активным отстранением от внешнего мира.

Ауробиндо, Гхош (1872-1950) — сын врача, учился в Англии, завершил образование в Кембридже. Затем, изучив философское и духовное наследие своей страны, стал ярым националистом и боролся с английским владычеством в Индии методами террора. Будучи брошен в тюрьму, занялся там йогой и с тех пор навсегда оставил политику. В 1909 году поселился в Пондишери и основал ашрам. В 1926 году удалился от мира, появляясь перед своими учениками лишь раз в год. Создал учение так называемой «Пурна йоги», она же — «интегральная веданта». Завещал построить Ауровилль — город солнца, где в мире и покое сосуществовали бы представители всех мировых религиозных конфессий, но попытка такая не удалась.

Ашрам — община, монастырь, обитель. Термин произошёл от санскритского слова «усилие», подразумевалось что оно применяется именно в духовной практике. Место, где занимаются поисками духовной сущности и самосовершенствованием. В Индии издавна и по сию пору существует множество йога-ашрамов.

«Аштанга-виньяса-йога» — учение последователя Кришнамачарьи Паттабхи Джойса, такая практика асан, в которой, подобно «йоге восьми кругов», непрерывные переходы из позы в позу, основанные на последовательности Сурья намаскара, сопровождаются регулировкой дыхания. Ничего общего с классической практикой йоги не имеет.

Бахиранга-йога — часть Раджа-йоги Патанджали, включающая в себя пять так называемых «внешних» её средств или шагов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара. Иногда квалифицируется как подготовка к подлинной йоге.

Бифуркация — разделение, раздвоение, разветвление чего-либо.

Бодхисатва — в мифологии буддизма существо, достигшее нирваны, но принявшее решение вернуться в материальный мир, чтобы спасти от страданий все живые существа, это аналог христианского святого.

Брахман — высший принцип традиционной индийской философии, вечный и неизреченный, определяемый только негативно, — всё, что может быть названо — это не есть брахман, который конкретно нигде, но во всём одновременно. Идея Брахмана близка, с одной стороны, концепции буддийской нирваны, с другой — идее Атмана, абсолютного субъекта. Основа учения о Брахмане заложена в Упанишадах и разрабатывалась различными индийскими философскими школами со многих точек зрения.

Брахман (брамин) — член высшей касты индийского общества, «дваждырожденный» — обычно так называли жрецов, знающих Веды — слово Брахмы. Занятие брахманов — изучать Веды, учить им других, совершать обряды, жертвоприношения и т.д. Претендовали на монополию в религии, философии, науке.

Брахмачарья — поведение брамина — первая ступень жизни «дваждырожденных» по закону о её ступенях, или этапах — ученичество. Брахман проводил отрочество и юность в доме гуру как работник. За это гуру наставлял его в Ведах. В период обучения половая жизнь была запрещена, и со временем термин «брахмачарья» приобрёл смысл этической заповеди — целомудрия.

«Бхагавадгита» — буквально «песнь господня» — философская поэма из шестой книги «Махабхараты».

Ваджраяна («ваджра» — «громовая стрела», оружие бога Индры, но принадлежала и другим богам, например — Шиве. В мистическом плане это особая сила, способствующая освобождению) — «алмазная колесница» или «колесница раската грома», школа позднего тибетского буддизма, многие современные его последователи называют своё учение Тантрой. Это учение освобождения «короткого пути». Иногда тантрический буддизм согласно его специфике называют Мантраяной. «Ваджраяна» исторически представлена философскими школами мадхьямики и йогачары. В Тибете учение подразделялось на четыре основных школы: ньингма-па; кашья-па; кагьюд-па и гелуг-па. Существует также множество сект данного направления.

Вазомоторика (латинское «ваз» — «сосуд», плюс «мотор» — двигатель) — совокупность сосудодвигательных нервных волокон: вазодилататоры (расширяющие просвет сосудов) и вазоконстрикторы (сужающие просвет кровеносных сосудов).

Веданта — окончание Вед, позднейшие философские трактаты, называемые Упанишадами.

Веды («веда» — «священное знание») — корпус поэтических памятников арийских племён, вторгшихся в Древнюю Индию в начале второго тысячелетия до н.э. Всего Вед четыре: «Ригведа» — собрание религиозных гимнов, самые ранние тексты; «Самаведа» — описание ритуалов, в том числе различных видов жертвоприношений; «Яджурведа» — свод магических заклинаний (она делится на «Белую» и «Чёрную» в последней содержится множество колдовских формул, направленных на вызов порчи). «Атхарваведа» — более поздний сборник, в текстах которого смешиваются арийские и аборигенные божества, иногда её называют описанием первобытной демонологии. Каждая Веда состоит из трёх частей — Самхит, Брахман и Упанишад. Сборник мантр, или гимнов называется самхитой. Брахманы — разъяснения обрядов. Упанишады и араньяки (наставления отшельникам, пребывающим в лесу) включают в себя части брахман, толкующие философские вопросы. Упанишады, являясь самыми поздними по времени текстами, составляют духовную основу всего последующего развития индийской мысли. В зависимости от своей роли в обрядах жертвоприношения гимны одной из Вед исполняют разные разряды жрецов-брахманов.

Вивекананда (1863-1902) — Нарендранатх Датта, произошёл из богатой аристократической бенгальской семьи. В 18 лет встретился с Рамакришной, в 23 года получил с его помощью переживание единства. После смерти Рамакришны стал его преемником. В 1892 году отправился в четырёхлетнее кругосветное путешествие с целью распространения учения Рамакришны. В 1897 году основал монашеский орден «Миссия Рамакришны», существующий до сих пор и насчитывающий около 80 центров в Индии и за её пределами.

Вишнуиты (Вишну — воплощение Солнца) — секта, возникшая на основе культа Бхагавана (буквально «наделяющий долей», «владыка»). Женское воплощение Вишну — богиня счастья Лакшми. Индуизм с его стремлением к объединению различных религиозных течений Индии провозгласил тождество Вишну и Шивы и включил оба соперничающих божества в великую тройственную ипостась (Тримурти): Брахма — Вишну — Шива. Культ Вишну был распространён в основном среди кшатриев.

«Вьяса бхашья» — подробный тантрический комментарий на «Йога-сутры» Патанджали, датируется вторым — четвёртым веками н.э., примерно на двести лет позже создания «Сутр».

Гештальттерапия — гештальт переводится как «целостная структура», поэтому данный вид терапии осуществлял комплексное воздействие на больного.

Гипервентиляция — сильно учащённое, по сравнению с обычным, дыхание.

Гипертензия — повышенное кровяное давление.

Гипоксемия — то же, что гипоксия — кислородная недостаточность тканей, крови и т.д.

Гомеостаз — совокупность приспособительных реакций живых систем, направленных на устранение или максимальное ограничение воздействия внешних или внутренних факторов, которые нарушают относительное динамическое постоянство внутренней среды организма. Фон Берталанфи предложил определять гомеостаз как «текущее равновесие».

Гомогенный — однородный по составу.

Гуру — буквально «тяжёлый», «важный», «почтенный», «учитель» — обычно подразумевается духовный наставник. Светский учитель или просто преподаватель асан йоги — «ачарья».

Дон Хуан — в данном случае речь идёт о нагвале по имени дон Хуан Матус, который был наставником Карлоса Кастанеды.

Джапа (на санскрите «шептание») — ритуальное повторение мантры, которая может быть именем бога или специальным словом, непрерывное и без размышлений. Когда она начинает повторяться как бы сама собой — процесс носит название «аджапа-мантра».

Дискретный — прерывистый, состоящий из отдельных частей.

Дифференцирование — расчленение, выделение составляющих элементов при изучении чего-либо.

Дхарма — «удерживание», опора, устой, закон, долг, нравственность. Одно из центральных понятий индийской философии. Имеет восемь основных значений, в частности — некая заслуга, обретённая благими делами, в том числе и в прошлых существованиях. Благодаря ей человек оказывается способным принять и осуществить спасение, в том числе и с помощью йоги. Дхарма — неизбежное грядущее каждого человека — взросление, старость, смерть. Дхарма — предписанный порядок поведения — монастырский устав либо религиозный обет. Дхарма — благотворное мистическое учение в буддизме.

«Дхара-садхана» — «дхара» — поток, луч, «садхана» — «духовное ритуальное действие», псевдо йоговский аналог христианского подвижничества. По замыслу основателей этой школы (Андрея Сидерского и Андрея Лаппы — Киев) название «йога-дхара-садхана» (она же «йога восьми кругов», она же «омнио-тренинг»), очевидно, должно было означать нечто вроде потока йогического действия, то есть — непрерывная смена форм, внешне напоминающих асаны традиционной йоги, хотя в принципе можно было бы с одинаковым успехом выбрать формы из арсенала гимнастики либо акробатики.

Зикр — буквально «упоминание» — приём психотехники суфизма, заключающийся в непрерывном произнесении определённых словесных формул, в которых повторяется имя Аллаха. Есть зикр джахр (громкий), зикр хафи (шепот), а также зикр мысленный. Как правило, повторение зикра связано с определёнными движениями.

Ефремов Иван Антонович (1907-1972) — крупнейший учёный, специалист по палеонтологии позвоночных, создатель нового направления — тафономии, которое широко используется сегодня мировой наукой. Одновременно Ефремов стал всемирно известным писателем-фантастом, одна из его книг — «Лезвие бритвы» была впервые опубликована в 1964 году и в большей части сюжета посвящена индийской йоге.

Изотропность (изотропия) — физическая одинаковость свойств пространства либо вещества по всем направлениям

Инициирование — побуждение к действию какой-либо системы либо процесса путём влияния на них извне.

Исихазм — направление созерцательной монашеской жизни в православии, возникшее в третьем — четвёртом веках нашей эры в Египте, Палестине и Малой Азии. «Исихия» — «покой», «безмолвие». Жизнь монаха-исихаста определялась непрестанной внутренней молитвой, «умным деланием», стремлением к личному «обожению» — снисхождению Благодати. Психотехника «умной молитвы» обнаруживает множественные параллели с технологией классической йоги.

Йога — «соединение», «средство», «стягивание» — название древнеиндийской философской школы, или системы, учение которой направлено на осуществление освобождения. Близка школе санкхья, которая традиционно даёт как бы теоретическое обоснование того, что йога осуществляет на практике. Обычно различают четыре исторически сложившихся вида йоги, это: 1) Раджа-йога Патанджали, выработавшая технологию самоуглубления (самадхи), целью этой йоги является полная интроспекция со всеми вытекающими последствиями, рассмотренными в данной книге; 2) Джняна-йога — йога познания, в ней считается, что для освобождения достаточно постигнуть иллюзорность мира и реальность Атмана; 3) Бхакти-йога провозглашается «Бхагавадгитой» и учит, что освобождение достигается путём благоговейной любви к высшему, не всегда понимаемому как личность. Любовь без дела — пустой звук, поэтому бхакти требует самоотверженного действия, которое совершается бескорыстно, во имя этой высшей формы любви; 4) такая деятельность будет Карма-йогой — она реализует то, что утверждается в бхакти.

Камикадзе (буквально «священный ветер») — мифологическое название японских лётчиков-смертников времён Второй мировой войны. Они заправлялись горючим только на путь до цели, самолёт был полон взрывчатки, и целью смертников почти всегда был прямой таран американских боевых кораблей.

Йог (йогин) — традиционно это адепт учения йоги, упражняющийся в этом искусстве с целью развития в себе духовных свойств (вибхути или сиддхи), помогающих достигнуть освобождения.

Карма — в индийской метафизике всеобщий закон причинно-следственной связи, что применительно к человеку означает наличие воздаяния как за собственные поступки в этой жизни, так и за прошлые и будущие. Признание закона кармы автоматически ведёт за собой и признание переселения душ. На Западе, в том числе и в России, метафизическое положение о карме было опрощено и вульгаризировано до последней степени. Бесчисленные «работы» по «диагностике» кармы человека, вашей собаки, кошки и ещё Бог знает чего, откровенное превращение индийской метафизики в клиническую форму идиотизма, приносящего кому-то хорошую прибыль — всё это приняло в нашем отечестве настолько уродливые формы, что в комментариях не нуждается. На самом деле в определённых границах работает закон взаимозависимости, который зримо начинает проявлять себя в жизни человека только с какого-то момента его работы в классической йоге, хотя на самом деле ему подчиняется всё живое. Если же взглянуть на проблему более широко, то сегодняшние физические представления теории диссипативных систем не оставляют места принципу детерминизма, который довлел над умами более трёхсот лет. Будущее на самом деле не определяется настоящим. Илья Пригожий говорит об этом так: «Мир процессов, в котором мы живём и который является частью нас, не может более отвергаться как видимость или иллюзия, определяемая нашим ограниченным способом наблюдения. На заре западного мира Аристотель ввел фундаментальное различие между божественным и вечным небесным миром и изменяющимся и непредсказуемым миром подлунным, к которому принадлежит и наша Земля. В определённом смысле классическая наука была низведением на Землю аристотелевского описания небес. Преобразование, свидетелями которого мы являемся сегодня, можно рассматривать как обращение аристотелевского хода, ныне мы возвращаемся с Земли на небо» («Время, хаос, квант», с.20).

Кататония — нервно-психическое расстройство, форма психоза, характеризующаяся мышечными спазмами, иногда весьма длительными, сопровождающимися состоянием ступора, либо не проходящим возбуждением, наиболее выраженное сочетание психических расстройств с поражением двигательной сферы.

Кинестезический — представленный в телесном ощущении. Кинестезия — чувство мышечное, мышечно-суставное, восприятие посредством проприоцепторов.

Конфессия — вероисповедание.

Корреляция — соотношение, соответствие, взаимозависимость предметов, явлений или понятий, согласованность строения и функций живого организма, обеспечивающая постоянство его внутренней среды.

Крийя — буквально «процесс». Крийя-йога — йога Тантры, с непревзойдённой глубиной исследованная Свами Сатьянандой и коллективом авторов Бихарской школы йоги. Всего известно семьдесят шесть крий, из которых Сатьянанда в своих работах объясняет двадцать.

Кришна («Чёрный») — родовое имя Васудэва, по древнейшим сказаниям Кришна — обожествленный витязь и учитель, в «Махабхарате» он отец бога любви — Прадьюмны.

Кришнамачарья — знаменитый йог из Майсора. Тирумалай Кришнамачарья родился 18 ноября 1888 года и прожил сто один год. Его учениками были Айенгар, Индра Деви, Паттабхи Джойс, а также сын Десикачар, который преподаёт йогу с 1976 года. Кришнамачарья является основателем реформаторской линии йоги традиции Майсорского дворца, которая, не являясь классической, затем была модифицирована далее его учениками и нашла широкое распространение на Западе, в том числе — в США.

Кувалаянанда, Свами — известный йогин, основавший в двадцатых годах йога-центр «Кайвальядхама» в Пуне. Изучив йогу, он кроме того получил западное медицинское образование и долгие годы занимался йогатерапией, выпустив ряд серьёзных посвящённых ей работ. В настоящее время ашрам возглавляет доктор Бхоле, и в библиотеке этого центра имеется одно из крупнейших собраний древних рукописей.

Кундалини — «свёрнутая кольцом». В метафизической анатомии йоги — главная разновидность энергии человеческого организма. Символически изображается в виде спящей змеи, свернувшейся в три с половиной оборота.

Локаята — мирская, материалистическая народная философия, локаятики — древнеиндийские материалисты.

Мантра — «истинное слово», «заклинание», общее название звуковых либо словесных магических формул древнеиндийской традиции, либо священное изречение, над которым надлежит размышлять. Например, знаменитая формула «Тат твам аси» — «Ты есть то» или «Атман есть Брахман». «Тат Твам» — великая мантра Катха-упанишады. Ещё один пример — великая мантра «Аум» — см. по алфавиту словаря терминов. Мантра-йога — систематическое использование звуковых вибраций для того, чтобы вызвать психофизиологические изменения.

Махабхарата («Маха» — «великий», «бхарата» — «поддерживающий» воин, сын Шакунталы и Душьянти, отец Куру, это также имя сводного брата бога Рамы) — древнеиндийский эпос, возникновение которого датируется срединой первого тысячелетия до нашей эры. Состоит эпос из 18 книг, заключающих в себе около ста тысяч шлок (стихотворных двустиший). Содержит не только повествование о борьбе двух родов, но и ряд философско-нравственных, социально-законодательных трактатов, а также богатейший бытовой и мифологический материал, который многие века воздействовал и продолжает активно влиять на народные массы Индии.

Ментальный — умственный.

Медитация — изменённое в результате определённых действий состояние сознания — ИСС, в котором бессознательное начинает с ним контактировать. В классической йоге под медитацией понимается самьяма — совокупность или последовательность всё более углубляющихся степеней интроспекции: дхарана, дхьяна, самадхи. В европейских языках термин «медитация» переводится как созерцание, что не совсем верно, поскольку образное созерцание свойственно примерно лишь каждому третьему из общей массы практикующих йогу.

Модус — мера, образ, способ (жизни, действия и т.д.).

Мокша (мукти) — освобождение, достижение состояния единения и не двойственности либо полного различения — в различных философских системах Индии.

Мохенджо-Даро и Хараппа — города древнейшей, так называемой протоиндийской цивилизации, открытые в двадцатых годах нашего столетия индийскими археологами Д.Р. Сахни, Р.Д. Банерджи на территории сегодняшнего Пакистана. Она возникла в третьем тысячелетии до нашей эры. На так называемых печатях, найденных в ходе раскопок, обнаруживаются божества, находящиеся в традиционных позах йоги.

Нага — «змей», особые мудрецы, полубоги, населяющие подземное царство Паталу.

Натхи — бенгальская шиваистская секта в Индии. Религиозные и мистические сочинения натхов обнаруживаются не только в самой Индии, но и в Тибете, и Непале, некоторые их монастыри сохранились до наших дней. Сказания натхов о Горокхо и Гопичондро передавались изустно много веков, их письменные авторские варианты стали появляться только начиная с восемнадцатого века. Культ натхов — один из древнейших йогических культов Индии. Эпические поэмы натхов изобилуют описанием проявлений сиддхи. Цель религиозной практики йоги у натхов — достижение физического бессмертия. Ритуал натхов «кайясиддхи» аналогичен подъёму Кундалини в йоге Тантры, но основная направленность их практики — Хатха-йога.

Нирвана — «угасание», Ф.И. Щербатской применял в своих переводах буддийских текстов как синоним — слово «уничтожение». Полное прекращение пребывания в мире бытия, растворение в божественном (у буддистов — в пустоте).

В отличие от самадхи в йоге концепция нирваны основана на совершенно оригинальной версии существования вне чувственных элементов, называемых дхармами, из которых, согласно буддизму, состоит всё, в том числе и живые существа. Человек на протяжении всей жизни являет собой стабильную конфигурацию «облака дхарм», которые непрерывно колеблются. После распада физической оболочки облако дхарм теряет «конфигурацию» предыдущей личности и некоторое время находится в таком состоянии, пока не произойдёт очередной акт перевоплощения, и душа (в виде упомянутого облака) не примет структуру нового носителя. Следование адепта буддийскому «восьмеричному пути» спасения приводит к тому, что после завершения жизни адепта дхармы перестают непрестанно колебаться, утрачивают динамику, вследствие чего душа теряет способность вселиться в очередного носителя. Тем самым прерывается цепь перерождений и наступает освобождение. Цель самадхи в йоге Патанджали — полное прекращение деятельности ума и погружение сознания в пустотность самого себя.

Нонсенс — бессмыслица, нелепость.

Ньяса — «ритуальное проецирование» образа божества в различные части тела. Это практика весьма древнего происхождения, тантризм значительно обогатил её и наделил новым смыслом. Различается несколько видов ньяс, в некоторых случаях божества и их символы «помещаются» на различных участках тела и в органах посредством соответствующей медитативной практики (например — «Таттва-шуддхи», представленной в работах Бихарской школы).

Ом, «Аум» — священный слог, символ, выражающий идею Единого, самотождественного, лишь в иллюзорном, переходящем мире воспринимаемого как начало-средина-конец. Размышление над этим словом-символом рекомендуется всеми традиционными философскими школами Индии. Произнесение мантры есть джапа, что используется непосредственно в тантрических психотехниках йоги.

Патанджали — даты рождения и Смерти неизвестны, предположительно от 200 года до н.э и 400 н.э. Основной труд — «Йога-сутра», главные идеи которой: тело и дыхание могут быть использованы для успокоения ума, различающее наблюдение — ключ к освобождению.

Психосоматика — единство телесного и психического, представленного как отдельная человеческая личность, целостная во всех своих проявлениях структура.

Радхакришнан, Сарвепалли (1888-1975) — наряду с Дасгуптой его называют самым выдающимся индийским философом двадцатого века. Он являлся одинаково сведущим и в европейских, и в восточных религиозных традициях. Он занимал должности профессора в Калькутте и Оксфорде, а затем был избран вице-президентом республики Индия. Является автором монументального двухтомного труда «Индийская философия» (выпущен в свет в 1927 году, на русский переведён в 1956-57 гг.).

Рама («Чёрный», «вороной») — в «Махабхарате» есть три героя с таким именем.

Рефлексия — размышление, анализ собственного психического или ментального состояния.

Ребефинг — практика гипервентиляции, направленная на подавление сознания и проявление в поведении и состоянии невротической симптоматики или психоэмоциональных блоков. Разработана С. Грофом, родоначальником направления трансперсональной психологии, сегодня известно множество модификаций данного метода свободного дыхания, в том числе холотропное (см.).

Релятивизм — методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знания. Ведёт к отрицанию возможности познания объективной истины.

Риши — «мудрец», «учитель», «пророк». Различают четыре класса риши: 1) высший учитель богов или учитель-бог — дэвариши; 2) учитель — раджа, кшатрий, раджариши; 3) учитель-брамин — брахмариши; 4) махариши — великий учитель. Все эти учителя были в период «золотого века», затем они превратились в высших существ, не подверженных физическим законам. Считается, что Патанджали, автор «Йога-сутр», относится к дэвариши.

Сад Реандзи — знаменитый так называемый «сад камней», представляющий собой прямоугольную площадку размерами девять на двадцать три метра, расположенную перед домом настоятеля буддийского храма в Киото, создан в XVI веке. Вокруг площадки — веранда для осмотра. Всего в саду пятнадцать камней, но с любой точки осмотра видно только четырнадцать из них. Есть только один способ увидеть все камни сразу — подняться в воздух. По одному из смысловых толкований этот сад символизирует невозможность полного охвата человеком своей текущей жизненной ситуации, поскольку он и есть тот пятнадцатый камень сада Реандзи, который заслоняет собою истину от себя самого.

Санкхья — буквально «перечисление», «борьба» идейная либо физическая — название древнейшей традиционной религиозно-философской системы Индии. Обычно йога как одна из шести даршан (философских школ, признающих авторитет Вед) всегда рассматривается в соединении с санкхьей, которая является её теоретическим обоснованием.

Сарасвати («богатый водами») — имя гения, хранителя небесных вод; имя почитаемой священной реки. «Сарасвати» — богиня мудрости и красноречия, покровительница искусств и наук.

Свами — тот, кто становится на путь духовного поиска и нравственного совершенствования посредством практики йоги, получает духовное имя, которое, как правило, является трёхчастным. Первый его элемент — слово «свами», третий — «сарасвати», эти части содержатся в имени каждого посвящённого. «Свами» означает «человек, овладевший собой» с помощью йоги, тот, кто полностью контролирует свои чувства. Второе, центральное имя даётся посвящённому в соответствии с его наиболее выраженными качествами, например в имени Свами Сатьянанда Сарасвати «Сатьянанда» означает «радость обретения истины».

Сансара — в индийской философии буддизма — круговорот материального бытия, в который вовлечены все живые существа. В сансаре нет смерти, всё живое бесконечно перевоплощается, рождаясь вновь. Уровень организации, на котором воплотится перерожденец, зависит от баланса праведности и неправедности суммы его поступков в предыдущей жизни — так действует закон кармы. Бытие в сансаре, вовлечённость в неё — это жизнь в иллюзии, которая лишь скрывает подлинную реальность. Есть медленные (классическая йога) и быстрые (йога Тантры) пути преодоления этой иллюзии и достижения спасения уже в этой жизни. Но грамотное стремление к Высшему снимает иллюзию, и тогда адепт йоги видит, что Сансара и есть Нирвана, что высшее только внутри, в самом человеке, внешнее же есть не что иное, как испытание, данное для обретения понимания.

Сатьянанда Свами — родился в 1923 году, с 1942 по 1954 год был учеником Свами Шивананды, находясь в его ашраме в Ришикеше. Затем последовало девять лет странствий по Индии, Афганистану, Непалу, Бирме и Цейлону. В 1963 году Свамиджи основал движение Международного общества йоги, вскоре им была открыта Бихарская школа йоги, существующая по сегодняшний день. В 1968 году осуществил мировое турне, пропагандируя йогу. Сегодня — всемирно известный гуру и специалист по йоге Тантры, так называемой «Крийя-йоге». Множество центров Бихарской школы функционирует в Австралии, Новой Зеландии и Европе. В течение многих лет Бихарская школа выпускала уникального качества литературу по йоге, в том числе такой фундаментальный труд, как «Крийя и Тантра», а также «Учение» — по существу это ответы Свами Сатьянанды на вопросы по йоге, заданные ему тысячами людей в самых разных частях света. В настоящее время вышло шесть томов «Учения», а возглавляет Бихарскую школу йоги преемник Сатьянанды и его ученик Свами Ниранджанананда.

«Сахаджа-йога» — вишнуитская секта, возникшая в десятом веке в Бенгалии. Сахаджа различает два религиозных пути: видхи-марга — наставлений, обязанностей и запретов и рага-марга — путь спонтанной любви. Сегодняшние адепты этой секты следуют второму пути, утверждая, что духовное посвящение и освобождение возможны только благодаря духовной и физической любви. Обряды сахаджи допускают ритуальный секс. Та разновидность Сахаджа-йоги, которая пришла в нашу страну, достаточно прагматична и отличается крайним лицемерием.

Сиддхи («сиддха» — достигший, преуспевший) — разряд полубогов, обитающих в небесных сферах между Луной и Солнцем, название совершенных блаженных в мире Индры. В Раджа-йоге — сверхъестественные способности, приобретаемые адептом как побочный результат практики. Описываются в третьей части «Йога-сутры», глава «Вибхутипада».

Синергетика — так называемая нелинейная наука (сам термин был введён в 1972 г. Хакеном) о сложности и самоорганизации. Синергетика есть познание и объяснение сложного, его природы, принципов организации и эволюции.

Смирнов, Борис Леонидович (1892-1964) — академик, нейрохирург, основатель медицинской науки в Туркмении. Одновременно полиглот, филолог и величайший переводчик и комментатор «Махабхараты». Успел перевести примерно четверть гигантского эпоса, выполнив работу большую, нежели весь институт Востоковедения по данной теме за сорок лет.

Спонтанный — вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами, самопроизвольный.

Сутра — буквально «нить», религиозный или мистический текст в сжатом виде, в котором зачастую опущены смысловые сказуемые и подлежащие, абсолютно не понятный без соответствующего комментария.

Суфизм — мистическая исламская доктрина, почти полностью идентичная по своей технологии мистическому христианству Отцов православной церкви и индийской Бхакти-йоге. Последователи суфизма стремятся обрести божественную любовь и знание посредством особой психотехники. Арабское слово «суфий» происходит от «суф» — «шерсть», поскольку ранние исламские аскеты носили одежду из самой грубой и непритязательной шерстяной ткани. Основная часть суфиев признаёт необходимость шариата. В наше время существует множество суфийских орденов и подорденов.

Тайци-цзюань («Кулак Великого Предела») — один из самых известных и популярных в мире стилей китайских у-шу. Основан в семнадцатом веке Чэнь Вантином, который взял за основу формы кулачного боя из свода Ци Цзигуана «Трактат о кулачном искусстве», который был пособием для императорской гвардии. Из тридцати двух связок движений Чэнь оставил двадцать девять. Сейчас известны пять основных стилей тайци-цзюань, на их базе в КНР создан комплекс из сорока восьми форм. Во всём мире практикуют оздоровительные варианты этой системы физического развития.

Тамас — одна из трёх гун («гуна» — качество, свойство) в древнеиндийской философской системе санкхья. Тамас — свойство инертности, тяжести, плотности, темноты. В человеческой душе — источник косности и невежества. Гуна раджас — свойство энергии, подвижности, в человеке — активность и страстность. Гуна саттва — «разумность», упорядоченность, в человеке — основа терпеливости, уравновешенности и способности к просветлению.

Трансперсональная психология — новое направление психологической науки, созданное в конце шестидесятых годов С. Грофом, А. Маслоу, Д. Фейдиман и Э. Сьютич. Тогда же ими была создана «Ассоциация за трансперсональную психологию» и начал выпускаться «Журнал трансперсональной психологии». В 1978 году С. Гроф совместно с М. Мэрфи и Р. Прайсом основал Международную трансперсональную ассоциацию, проводящую семинары и международные конференции. Цель ТП — создание новой и непротиворечивой научной концепции человеческой природы и природы реальности в целом. Гроф создал теорию так называемых четырёх перинатальных матриц, посредством которой объясняется судьба и текущее состояние любого человека, а также предлагаются собственные способы коррекции этого состояния. Если Фрейд объяснял все человеческие проблемы вытесненной сексуальностью, Адлер — стремлением к доминированию, Вильгельм Райх — динамикой субстанции, названной им оргоном, то Гроф выводит все проблемы человека из процесса родов, посредством которых данный субъект появился на свет.

Трансфер (от лат. «переносить», «перемещать») — психоаналитический термин, обозначающий перенос больным на врача разноплановых влечений к людям, которых он знал в прошлом либо своих ожиданий встречи с людьми определённых качеств.

Трофотропный — такой физиологический «сценарий» развития процессов психосоматики, когда преобладает активность парасимпатической части вегетативной нервной системы.

Тумо — тибетская техника развития «внутреннего тепла», основанная на использовании пранаямы, визуализации огня и работе с ощущениями.

У-вэй — «недеяние» или «действие недействием». Одно из основных положений даосской этики, заимствованное впоследствии китайским и японским буддизмом. Принцип недеяния — это неповреждение природы вещей и естественного хода мировых процессов. У-вэй можно назвать «нетворческим» методом — не сотворением чего-то нового, что может прервать Путь, а выявления того, что заложено в природе. Принцип «у-вэй» связан с пониманием Абсолюта как неподвижного центра всего, середины. Недаром все три учения — даосизм, буддизм и конфуцианство провозглашают закон среднего или нулевого пути: «восьмиричный» в буддизме, Срединный в конфуцианстве, естественный — в даосизме. В классической йоге, близкой даосизму в понимании естественности, деяние недеянием — единственный способ продвижения в самосовершенствовании.

У-шу — «боевая техника». Современное название древнекитайских методов рукопашного боя. Самое древнее упоминание об у-шу встречается в «Книге песен» «Ши-цзин», датируемой XII веком до нашей эры. У-шу имеет огромное количество стилей и школ. Исторически существовали три центра у-шу: уданьское направление, сформировавшееся на базе даосизма; шаолиньское, происходящее от Бодхидхармы, включающее в себя около четырёхсот разновидностей основных стилей, и эмейское, самое позднее.

Упанишада — сидение внизу, у ног (учителя). «Упанишады» — передававшиеся изустно философские произведения, которые присоединялись к наставлениям — Араньякам. В свою очередь каждая Араньяка была связана с определённой Ведой. Наиболее авторитетными считаются Упанишады, цитируемые Шри Шанкара Ачарьей в «Веданта-сутрах», всего таких Упанишад двенадцать. Иногда их называют Ведантой, что означает «окончанием Вед».

Факир — йог, который ограничил свою практику предельными достижениями в развитии способностей и возможностей собственного тела, не интересуясь проблемой духовного роста.

Флуктуация — случайное отклонение чего-либо от статистической области средних значений проявления.

Форсаж — действие, осуществляемое на основе резко повышенного расхода энергии и ресурсов в целом, как правило, цена форсажа в чём бы то ни было — быстрое изнашивание системы.

Фрактал — класс геометрических объектов, введённый в пользование Бенуа Мандельбротом в 1982 году. Характеризуется дробными и апериодичными числовыми размерностями. Классическим примером подобных объектов является множество Кантора.

Холизм — форма современного философского мировоззрения, признающего природу всего живого как иерархию взаимосвязанных целостностей, концепция всеобщей целостности и взаимозависимости.

Холецистит — хроническое воспаление желчного пузыря.

Холотропное дыхание — волевая гипервентиляция, сильно углублённое и учащённое дыхание.

Хомо сапиенс — «Человек разумный» (лат.).

Ци-гун — «учение о деятельности ци». Краеугольным камнем в ци-гун является учение о дыхании, быть может, поэтому данное учение называют «даосской йогой».

Чатырдаг — «Палат-гора», название горной вершины в Крыму.

«Чжень-цзю» терапия — древнекитайский метод коррекции функционального состояния, заключающийся во введении игл в так называемые активные точки или прижигании отдельных участков кожи тлеющими полынными палочками.

Шакти («сила») — в «Махабхарате» это название палицы Кришны. Женская ипостась многих богов индийского пантеона либо их жена. Проявляющаяся сила непознаваемой сути, учение о Шакти особенно развито в позднейшем шиваизме (тантризме).

Шанкара («умиротворяющий») — эпитет бога Шивы, а также имя знаменитого философа, основателя Веданты (788 — 822 г.н.э.). Главные идеи Веданты таковы: Атман не отличен от Брахмана; мир не двойственен и не подлинен; человек, живущий в эмпирическом мире, способен постичь Брахмана; для этого он должен следовать путём знания — Джняна-йоги.

Шастра (буквально: «меч», «закон») — наиболее авторитетная часть священной древнеиндийской литературы: Веды и присоединённые к ним тексты. Позднее из шастр возникла литература по различным отраслям знания. «Бхагавадгиту» часто называют Йога-шастрой за исключительную посвящённость её йоговской тематике.

Шива («Благой») — имя бога аскетов, при становлении брахманизма вошёл как третья ипостась в брахманскую троицу (тримурти): Брахма (созидатель), Вишну (хранитель), Шива (разрушитель). Разрушая формы, он освобождает дух, поэтому Шива — покровитель йоги.

Щербатской, Фёдор Ипполитович (1866-1942) — один из крупнейших буддологов мира. В 1910-1911 годах он лично посетил Индию и предгорья Гималаев — Дарджилинг, будучи отправлен в командировку Российской Академией наук. В совершенстве владел санскритом, отыскал и перевёл ряд древних первоисточников, исследовал философию и логику буддизма. Его работу «Концепция нирваны в буддизме» Ю.Н. Рерих назвал «бесценной для изучения буддийского монизма». Во многих своих работах Щербатской так или иначе затрагивал предмет йоги, который неизбежно попадал в сферу его исследований.

Шлока — стихотворная строка философского, поэтического либо эпического произведения.

Шри (красота, богиня красоты, жена Вишну-Нараяны — Лакшми) — эпитет, добавляемый к имени, означающий «чтимый», «честный», «святой».

Штейнер, Рудольф (1861-1925) — основоположник антропософии, нового западного спиритуализма, способствующего развитию умственных способностей личности и тем самым улучшению людей и общества. В течение шести лет, будучи воспитателем умственно отсталого ребёнка, вылечил его. С 1902 года — генеральный секретарь немецкой секции Теософского общества. Разочаровавшись, оставил его в 1913 году и создал новую ассоциацию «Антропософия» с местопребыванием в Дорнахе. Оказал внешне незаметное, но глубокое влияние на свою эпоху.

Эзотерика (от эзотерики — «внутренние», члены пифагорейской общины, полностью посвящённые в её таинства адепты; впоследствии этот термин стали применять ко всем членам различных мистических союзов и групп, получивших посвящение в тайную часть учения) — в наше время обозначение печального явления, когда любой дурак может по сходной цене купить в книжном магазине соответствующего профиля литературу о любых тайных учениях, написанную якобы «посвящёнными», а также предметы атрибутики этих учений и запросто к ним «приобщиться» на бесконечных «семинарах», «интенсивах» и тренингах.

Эйфория (эй плюс греческое феро — «нести») — повышенное беззаботное настроение, благодушие, сочетающееся с беспечностью и недостаточно критическим отношением к своему состоянию, безмятежное блаженство. Эйфории присуще отсутствие интеллектуальной живости и стремления к деятельности.

Экхарт, Мейстер (1260-1327) — великий мистик прирейнских земель Германии. В ранней юности поступил в доминиканский монастырь в Эрфурте, в 1298 году стал главным приором этого монастыря и викарием Тюрингии. Какое-то время преподавал богословие в Париже. В 1307 году назначен главным викарием Богемии. Везде его проповеди имели огромный успех. Он призывал отказаться от своего «я», чтобы проникнуть в вечность и слиться с ней воедино, только тогда исполнится желание Господа сделать из каждого своего «единственного сына». Душа, таким образом, готова пойти на величайшую жертву, на «самую глубинную смерть», даже на потерю Бога, ради того, чтобы обрести Божественную сущность. Его учение продолжилось в трудах его учеников — Генриха Сузо и Иоганна Таулера.

Электроэнцефалограмма — запись электрических потенциалов мозга.

Элиаде, Мирна (1907-1986) — румын по национальности, профессор, заведующий кафедрой истории религий в Чикагском университете. В юности был аспирантом всемирно известного индийского историка и философа Дасгупты, учеником Свами Шивананды, провёл полгода в Сварга-ашраме, занимаясь йогой непосредственно под руководством этого великого гуру. Наиболее известные работы по теме этой книги – «Йога. Бессмертие и свобода», 1954 год, Франция; «Техника йоги», «Патанджали и йога» и другие.

Энграмма — предполагаемый материальный субстрат памяти в мозгу. В нём фиксируются воспоминания, которые затем можно тем или иным образом прочесть. Хотя термин употребляется довольно давно, реальные подобные структуры пока не открыты.

Энерготропный — режим работы организма, когда протекание физиологических процессов определяется преобладанием активности симпатической части вегетативной нервной системы.

Энтропия — мера внутренней неупорядоченности системы.

Эффекторы — в физиологии это исполнительные органы, деятельность которых определяется рефлексом, они обеспечивают ответные реакции организма на раздражители. К эффекторам относят мышцы, железы, почки и т.д. Эффекторные связи — проводящие пути от центра к исполнительным органам и обратно.

Юга («иго») — громадная мифическая эпоха; согласно мировоззрению упанишад, юги сменяют друг друга по мере всё большего отхода людей от истинности и нравственных принципов. Обычно тексты называют четыре юги: крита («совершенная» — 4800 лет), трета («тройная» — 3600 лет), двапара («двойная» — 2400 лет) и кали («чёрная», «бедственная» — 1200 лет). Современное человечество живёт в эпоху Кали-юги, наибольшей утраты духовных ценностей. Каждая юга разделяется на время «дня», «ночи» и «сумерок». Считается, что четыре юги образуют одну махаюгу, семьдесят одна махаюга — одну манвантару, тысяча манвантар — одну кальпу, или день Брахмы, который длится четыре миллиарда триста двадцать миллионов земных лет, или 12000 юг.

Список использованной литературы

1. Абаев Н.В «Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае», Новосибирск, «Наука», 1989, 272

2. Абельдиль М.Ф. «Забытая цивилизация долины Инда», СПб, «Наука», 1991, 176

3. Айенгар Б.К.С. «Пранаяма. Искусство дыхания», Киев, «София», 1995, 352

4. Айенгар Б.К.С. «Прояснение йоги», Москва, МЕДСИ XXI, 1993, 528

5. Амосов Н. «Книга о счастье и несчастье», Москва, «Молодая гвардия», 1984, 287

6. Амосов Н. «Мысли и сердце», М., «Молодая гвардия», 1976, 320

7. Амосов Н. «Преодоление старости», М., изд-во «Будь здоров», 1996, 190

8. Амосов Н. «Раздумья о здоровье», М., «Молодая гвардия», 1979, 191

9. «Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии», Я.В. Пишель, М.И. Шапиро, И.И. Шапиро, М., «Медицина», 144

10. «Апокрифы древних христиан. Исследование. Тексты. Комментарии», М., «Мысль», 1989, 336

11. «Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл», М., «ACT — ЛТД», 998, 592

12. «Афоризмы старого Китая», пер. с кит. В.В.Малявина, М., «Наука», ГРВЛ, 1988, 192

13. «Ашрам — сердце йоги», С. Шафаренко, М., НПЖ «Финансы, учёт, гудит», 1997, 192

14. Базарон Эльберт «Очерки тибетской медицины» Бурятское книжное изд-во, Улан-Удэ, 1987, 224

15. Бернштейн Н.А. «Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды», Москва-Воронеж, 1996, 608

16. Бессознательное, том 1. «Природа. Функции. Методы исследования», изд-во «Мецниереба», Тбилиси, 1978, 786

17. Том 2: «Сон, клиника, творчество», 1978, 686

18. Том 3: «Познание, общество, личность. Методы исследования бессознательного», 1978, 796

19. Том 4: «Результаты дискуссии», 1975, 462

20. Бестужев-Лада «Альтернативная цивилизация», М., «Владос», 1998, 352

21. Бехтерева Н.П. «Здоровый и больной мозг человека», Ленинград, «Наука», 1988, 201

22. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета в русском переводе с приложениями. Четвёртое издание. Брюссель 1989. Изд-во «Жизнь с Богом», 2535

23. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг, разум, поведение», М., «Мир», 1988, 248

24. «Боевые искусства. Энциклопедический справочник», Минск, «Харвест», 1996, 640

25. Бонгард-Левин Г.М. «Индия в древности», М., «Наука», ГРВЛ, 1985, 758

26. Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В: «Мудрецы и философы древней Индии», М., «Наука», ГРВЛ, 1975, 366

27. Бреслав И.С. и др. «Физиология дыхания», Санкт-Петербург, «Наука», 1994, 680

28. «Буддизм в переводах». Альманах, вып.1, СПб, «Андреев и сыновья», 1993, 444

29. «Буддизм в переводах», вып.2, 270 с.

30. Бурлаков Ю. «Восходитель», «Сердца отданные спорту», М., ФИС, 1982, 320

31. Бэшем А. «Чудо, которым была Индия», М., ГРВЛ, 1977, 616

32. Вадимов А, Тривас М. «От магов древности до иллюзионистов наших дней», М., «Искусство», 1979, 334

33. Вальтер Фридрих «Близнецы», М., «Прогресс», 214

34. Васильев Л.С. «Культы, религии, традиции в Китае», М., «Наука», ГРВЛ, 1970, 485

35. Васильев Л.Л. «Внушение на расстоянии. Заметки физиолога», М., Политиздат, 1962, 160

36. Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша», разделы 1 и 2, В.И. Рудой, Е.П. Островская, М., НИЦ «Ладомир», 1998, 670

37. Васубандху «Абхидхармакоша», раздел третий, пер. с санскрита, введение, комм. Е.П. Островской, В.И. Рудого, СПб, «Андреев и сыновья», 1994, 386

38. Ватсьяяна Малланага «Камасутра» Пер. с санскрита, вступительная статья и комментарий А.Я. Сыркина, ППВ CXI, M., 1993, 190

39. «Введение в изучение Ганчжура и Данчжура», Новосибирск, «Наука», 1989, 139

40. «Великие мыслители Востока», М., «Крон-пресс», 1998, 456

41. «Великий йог Тибета Миларепа. Личность и деяния», Самара, 1994, 478

42. Вельховер Е.С. Кушнир Г.В. «Экстерорецепторы кожи», Кишенев, «Штиинца», 1991, 112

43. Вивекананда Свами «Философия йога», Магнитогорск, «Амрита», 1992, 512

44. «Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации», М., «Наука», ГРВЛ, 1988, 291

46. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. «Индоевропейский язык и индоевропейцы», том I с.1-428, том II с.429-1328, Тбилиси, «Изд-во Тбилисского университета», 1984

47. Гилмор Гарт «Бег ради жизни», М., ФИС, 1973, 120

48. Гита С. Айенгар «Йога для женщин», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996, 448

49. Грекова Т.И. «Тибетская медицина в России. История в судьбах и лицах», СПб, «Атон», 400

50. Григорьева Т. «Дао и логос. Встреча культур», М., «Наука», ГРВЛ, 1992, 424

51. Григорьева Т. «Японская художественная традиция», М., «Наука», ГРВЛ, 1979, 308

52. Гримак Л. «Гипноз и преступность», М., «Республика», 1997, 304

53. Гримак Л.П. «Моделирование состояний человека в гипнозе», М., «Наука», 1978, 272

54. Гроф Станислав «За пределами мозга», М., «Соцветие», 1992, 336

55. Гумилев Л.Н. «Древний Тибет», сочинения, вып.5, М., «ДИ-ДИК», 558

56. Гусева, Н.Р «Индуизм», М., «Наука», 1977, 327

57. Гэ Хун «Баопу-цзы», СПб, «Центр петербургского востоковедения», 1999, 384

58. Даль В. «Пословицы русского народа», Гос. издательство худ. лит., М., 1957, 991

59. Джеймс Уильям «Воля к вере» М., «Республика», 1997, 431

60. Джеки Чан «Я, Джеки Чан», Киев, «София», 1998, 240

61. «Динамические практики в классической йоге, Киев, «Janus books», «София», 1999, 320

62. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. «Функциональные асимметрии человека», М., «Медицина», 1981, 289

63. Долин А.А., Попов Г.В. «Кэмпо — традиция воинских искусств», М., «Наука», ГРВЛ, 1990, 429

64. «Древнеиндийская философия. Начальный период», «ФН», «Изд-во соц.-эконом. литературы», М., 1963, 272

65. «Доктор Бадмаев. Тибетская медицина. Царский двор. Советская власть», М., «Русская книга», 1995, 240

66. Долин А.А., Попов Г.В. «Кэмпо — традиция воинских искусств», М., «Наука», 429

67. «Духовные учителя» Жак Бросс, СПб, Академический проект, 1998, 336 (с.124-129 — йога)

68. «Дхаммапада», Перевод с пали, введение и комментарии В.Н. Топорова. Москва, АН СССР, Институт востоковедения. Переводы» III. Bibliotheca Buddhica XXXI, ИВЛ, ПЛНВ, 1960, 158

69. Дылыкова B.C. «Тибетская литература», М., «Наука», ГРВЛ, 1985, 238

70. Дэви-Неел Александра «Посвящение и посвящённые в Тибете», «Орис», СПб, 1994, 384

71. Дюмезиль Ж. «Верховные боги индоевропейцев», Москва, «Наука», ГРВЛ, 1986, 234

72. Ефремов И.А. «Лезвие бритвы. Роман приключений», М., издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1964, 638

73. Жолондз М.Я. «Инфаркт и стенокардия начинаются в легких», СПб, «Лань», 1996, 267

74. Завадская, Е.В. «Культура Востока в современном западном мире», М., «Наука», ГРВЛ, 1987, 168

75. «Загадочные явления», «Энциклопедия тайн и сенсаций», Минск, «Литература», 624

76. «Законы Ману», ПЛНВ. Переводы П. АН СССР, ИВЛ, М., 1960, 360

77. «Иван Антонович Ефремов. Переписка с учёными. Неизданные работы», «Научное наследство», т.22, М., «Наука», 1994, 285

78. Иванов-Муромский К.А. «Электромагнитная биология», Киев, «Наукова думка», 1977, 155

79. «Идеологические течения современной Индии», М., «Наука», ГРВЛ, 1965, 196

80. Изард К. «Эмоции человека», изд-во Московского университета, 1980, 439

81. «История и хронология Тибета. Пагсам Джонсан», Новосибирск, «Наука», 1991, 264

82. «Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии», Новосибирск, «Наука», 1986, 128

83. «Йога-сутры Патанджали», «Janus Books», Киев, 2000, 160

84. Кабир «Грантхавали», М., «Наука», ГРВЛ, ППВ XCV, 142

85. Казначеев В.П. Спиркин Е.А. «Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения», Новосибирск, «Наука», 1991, 304

86. Капра Фритьоф «Дао физики», Санкт-Петербург, «Орис», 1994, 304

87. Капра Фритьоф «Уроки мудрости», М., Airland, Киев, 1996, 318

88. Кастанеда К. Кн. 1-4 «Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Сказки о силе», Киев, «София», 1999, 608

89. Кастанеда К. Кн. 5-8 «Второе кольцо силы. Дар орла. Огонь изнутри. Сила безмолвия», 688 с.

90. Кастанеда К. Кн. 9-11 «Искусство сновидения. Активная сторона бесконечности. Колесо времени», 1993, 670

91. «Кундалини-йога», Свами Шивананда, Киев, «София», 2000, 192

92. Катков А.Ю, Агаджанян Н.А. «Резервы нашего организма», М., «Знание», 1979, 144

93. «Катха упанишада» с комм. Ш. Шанкарачарьи, СПб, 1994, 120

94. «Катастрофы сознания», ЭПК, Минск, «Литература», 1996, 576

95. «Катастрофы тела», ЭПК, 510

96. Костюченко B.C. «Интегральная Веданта», М., «Наука», ГРВЛ, 1970

97. «Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики», М., «Мир», 1995, 335

98. Кувалаянанда Свами «Пранаяма. Часть 2. Популярная йога, т.2», «Кайвальядхама», Лонавла (Р.С.), Бомбей, Индия, 1958, 123

99. «Классическая йога» («Йога-сутры» Патанджали с комм. Вьясы — «Бхашья» и «Таттва-вайшаради» Вачаспати Мишры). Пер. с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.Л. Островской и В.И. Рудого, ППВ, Москва, «Наука», ГРВЛ, 1992, 264

100. Кришнамурти Д. «Проблемы жизни», кн.1, 2, М., «Разум», 1993, 448

101. Кришнамурти Д. «Проблемы жизни», кн. 3, М., 1995, 400

102. Кураев А. «Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и православии)», кн. 1 «Религия без Бога», «Отчий дом», Москва, 1997, 527

103. «Сатанизм для интеллигенции», кн. 2 «Христианство без оккультизма», 431

104. Лаберж С. «Осознанное сновидение», кн. 1, Киев, «София» — Москва, 1996, 288.

105. Лаберж С. «Практика осознанного сновидения», кн. 2, 288

106. Лаппа А. «Йога. Традиция единения», Киев, «Janus books», 1999, 448

107. Латьенс Мери «Жизнь и смерть Кришнамурти», М., «КМК, Лтд.», 1993, 176

108. Леви-Строс К. «Первобытное мышление», М., 1994, 383

109. Лем С. «Сумма технологии», Москва, «Мир», 1968, 608

110. Лоренц Конрад «Оборотная сторона зеркала», М., «Республика», 1998, 393

111. Лувсан Г. «Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии», М., «Наука», 1990, 576

112. В.Г. Лысенко, А.А. Терентьев, В.К. Шохин «Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма», М., «Восточная литература» РАН, 1994, 382

113. Майоль Жак «Человек-дельфин», М., «Мысль», 1987, 255

114. Мамардашвили М.К. «Психологическая топология пути», изд-во русского христ. гуманитарного ин-та, журн. «Нева», СП6, 1997, 576

115. Мамфорд Д. «Чакры и кундалини. Практическое руководство», Киев, «София», 1999, 240

116. Маслоу Г.А. «Мотивация и личность», СПб, «Евразия», 1999, 478

117. «Махабхарата II», «Бхагавадгита» часть II, (книга VI, гл.25-42). Санскр. текст, симфонический словарь акад. АН ТССР Б.Л. Смирнова, изд-во АН ТССР, Ашхабад, 1962, 212

118. «Махабхарата II», «Бхагавадгита», букв, и литерат. перевод, введение и примеч. акад. АН ТССР Б.Л. Смирнова. Изд-во АН наук ТССР, Ашхабад, 1956, 300

119. «Махабхарата IV». Эпизоды из книги III «Беседы Маркандеи», XIV «Анугита», XI «О жёнах». Кн. XVII «Великий исход», кн. XVIII «Вознесение на небо», Б.Л. Смирнов, Ашхабад, 1958, 674

120. «Махабхарата V», «Мокшадхарма» («Основа освобождения»), кн.12, гл.175-367. Шлоки 6457-13943 Часть I (гл.174-335). Тексты санкхьи и йоги. БЛ. Смирнов, Ашхабад, 1961, 749

121. «Махабхарата VII», ч.2. «Книга о Бхишме» Отдел «Бхагавадгита» (кн.VI, гл13-24). «Книга о побоище палицами» (кн.XVI). Послесловие «Санкхья и йога» — с.87-243, Б.Л. Смирнов, изд. АН ТССР, Ашхабад, 1965, 338

122. Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения», Беме Я. «Аврора или Утренняя заря в восхождении», Киев, «Ника-центр», «Вист-С», 1998, 432

123. Микулин А.А. «Активное долголетие», М., «ФИС», 1977, 112

124. Моисеев Н.Н. «Судьба цивилизации. Путь разума», «Языки русской культуры», М., 2000, 224

125. Молье С. «Пластическая анатомия. Конструкция человеческого тела», «Искусство», Ленинград-Москва, 1937, 205

126. Мосидзе А.М., Эзрохи В.А. «Взаимоотношения полушарий мозга», Тбилиси, «Мецниереба», 1986, 159

127. Мукерджи Э. «Кундалини», Авалон А. «Змеиная сила», М., «Золотой век», 1997, 346

128. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. «Реальность нереального», М., «Мир идей», АО АКРОН, 1995, 432

129. Налимов В.В. «Спонтанность сознания», М., «Прометей», 1989, 288

130. «Наркотики и яды», ЭПК, Минск, «Литература», 1996, 592

131. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», Минск, «Университэцкае», 1995, 174

132. Палама Гр. «Триады в защиту священнобезмолствующих», М., «Канон», 1996, 384

133. «Памятники индийской письменности из Центральной Азии» (фрагменты хинаянских и махаянских сутр), вып.2, ППВ LXXIII, 2. Biblioteca buddhika XXXIV, М., «Наука», ГРВЛ, 1990, 430

134. Паскаль Блез «Мысли», М., «REFL-buuk», 1994, 528

135. Паттабхи Джойс, Шри «Йога-мала», Киев, «Janus books», 1999, 158

136. Повель Л. «Мсье Гурджиев. Документы, свидетельства, тексты и комментарии», М., «Крон-пресс», 1998, 496

137. Поповский М. «Жизнь и житие Войно-Янсецкого, архиепископа и хирурга», Hermitage publishers, 1996, 540

138. Прибрам К. «Языки мозга», М., «Прогресс», 1975, 464

139. Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса», М., «Прогресс», 1986, 432

140. «Проблемы космической биологии», т.46: «Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе», Б.С. Алякринский, М., «Наука», 1983, 246

141. «Проблемы космической биологии», т.54 «Водно-солевой гомеостаз и космический полёт», О.Г. Газенко, А.И. Григорьев, Ю.В. Наточин, М., «Наука», 1986, 238

142. «Психологические аспекты буддизма», Новосибирск. «Наука», 1991, 184

143. «Путь Шивы.» Антология: «Гхеранда самхита. Хатха-йога прадипика. Шива самхита. Йога-сутра. Анандалахари. Шат чакра нирупана. Виджнана бхайрава Тантра. Незаочное постижение. Атма бодха», Киев, 1994, 176

144. Радхакришнан С. «Индийская философия», ИИЛ, т.1, 1956, 623

145. Радхакришнан С. «Индийская философия», т.2, 1957, 731 (с.296-330 — гл. «Система йоги Патанджали»).

146. Райх В. «Характероанализ», М., «Республика», 1999, 461

147. Рерих Ю.Н. «К изучению Калачакры», Харьков, изд-во «Основа» при Харьковском гос. универс., 1990, 120

148. «Ригведа. Мандалы I — IV», издание подготовила Т.Я. Елизаренкова, М., «Наука», 1989, 767

149. «Ригведа. Мандалы V — VIII», М., «Наука», 1995, 743

150. Розенгберг С.Ф. «Культура Индии», М., «Наука», ГРВЛ, 1991, 278

151. Розенберг О.О. «Труды по буддизму», М., «Наука», ГРВЛ, 1991, 295

152. Ромен Роллан «Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды», Киев, «Украина», 1991, 349

153. Салуцкий А. «Братья Знаменские», М., ФИС, 1973, 280

154. Сатьянанда Свами «Кундалини-тантра», «Консент», «Ника-центр», Киев, 1997, 304

155. «Сборник о молитве Иисусовой», изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1995, 560

156. Сатпрем «Шри Ауробиндо или путешествие сознания», Ленинград, изд-во Ленингр. универс, 1989, 336

157. Сватмарама С. «Хатха-йога прадипика», М., «Аслан», 1994, 112

158. Сергеев Г.А. «Биоритмы и биосфера», М., «Знание», 1986, 104

159. Сидерский А. «Йога восьми кругов», 2-е изд., «Консент», «Ника-центр», Киев, 1998, 576

160. Сидерский А. «Третье открытие силы», 544

161. Сидерский А. «Хатха-йога как технология интегрального тренинга», Киев, «Ника-Центр», 2000, 156

162. Сидорцов С. (Рыба), Ясочка М. «Интегральный тренинг», Киев, «Ника-Центр», 2000, 188

163. «Синергетическая парадигма», сб., М., «Прогресс-Традиция», 536

164. Сифр М. «В безднах земли», М., «Прогресс», 236

165. Скулачев В. «Рассказы о биоэнергетике», М., «Мол. гвардия», 1982, 191

166. Смолич И.К. «Русское монашество 988-1917. Жизнь и учение старцев», «Православная энциклопедия», М., 1997, 608

167. Стругацкие А. и Б., с/с, т.3 «Понедельник начинается в субботу. Сказка о тройке», М., ACT, 1997, 608

168. «Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы», М., 1998, НИЦ «Ладомир», 537

169. Табеева Д.М. «Руководство по иглорефлексотерапии», М., «Медицина», 1980, 560

170. «Тайны великих долгожителей», «Энцикл. тайн и сенсаций», Минск, «Литература», 1997, 638

171. «Тайны жизненной энергии», Минск, «Литература», 1997, 607

172. Тейяр де Шарден «Божественная среда», М., «Renaissance», 1992, 312

173. Тейяр де Шарден «Феномен человека», «Наука», М., 1987, 240

174. Тенцинг Н. «Тигр снегов. После Эвереста», М., «Наука», ГРВЛ, 1988, 414

175. Тримингем Дж.С. «Суфийские ордена в исламе», М., «Наука», ГРВЛ, 1989, 328

176. Тэйлор Э. «Первобытная культура», под ред. В.К.Никольского, 1939, 537

177. «Тибетская йога и тайные доктрины», т.1, Киев, «Пресса Украины», 1993, 227

178. «Тибетская йога и тайные доктрины», т.2, 227

179. «Тибетский буддизм. Теория и практика», Новосибирск, «Наука», 1995, 254

180. «Тибетская Книга мёртвых», СПб, изд-во Чернышева, 1992, 255

181. Торчинов Е.А. «Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника», «Петербургское востоковедение», СПб, 1997, 382

182. «Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма», Новосибирск, «Наука», 1989, 320

183. Трубников Н.Н. «О смысле жизни и смерти», М., «Росспэн», 1996, 383

184. Уильям К. Читтик «В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми», НИЦ «Ладомир», М., 1995, 543

185. «Упанишады йоги и Тантры», пер. с санскрита и сост. Б.В. Мартынова, М., «Але-тейя», 1999, 255

186. «Упанишады», М., «Наука», ГРВЛ, НИЦ «Ладомир», 1991, книга 1 «Брихадараньяка упанишада», 237

187. «Упанишады», кн 2: «Айтарея упанишада. Каушитаки упанишада. Тайттирия упанишада. Катха упанишада. Иша упанишада. Мундака уп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: