Деревянные кресты

Деревянные кресты, стоящие у дорог, деревень, в полях, по берегу моря —
явление, характерное для Русского Севера. Н. М. Теребихин (1993) считает
центральным символом религиозно-духовного движения русского населения к
берегам Студёного моря крест, который служит основным знаком сакрализа-
ции пространства. «Воздвижение креста на вновь открытой («обретённой»)
земле являлось исходным моментом формирования священной топографии».

Крест — предшественник часовни. Переходной формой от креста к часов-
не служит защитный футляр вокруг креста. Эти представления ещё живы в соз-
нании кенозеров. В Майлахте стояла часовня в честь Кирика и Улиты. Часовню
разрушили. Жительницы деревни на месте часовни поставили крест, затем ого-
родили его дощечками, а три года назад решили возродить часовню, «сделали
домик — амбарушечку, а лес заготовили, видела, брёвна лежат? Хотели из тёса
ставить, да не получилось, так домиком и оставили. Теперь старухи там молят-
ся, года три назад приезжал батюшка, тогда будто часовню освятили и крестили,
кто хотел» (М. И. Нифонтова). Такой же защитный футляр был сооружён и во-
круг старого креста у д. Зихново.

Крест же ставился на месте разрушенной часовни и мог дать основание воз-
ведению на этом же месте новой часовни. Потому и местоположение, и основ-
ные функции креста и часовни во многом совпадают.

Кенозерская традиция — это возведение крестов, как и часовен, на погра-
ничье, отделяющем деревню от полей и леса, то есть разграничение территории
на «свою» и «чужую». «Чужая» территория потенциально опасна. На этой тер-
ритории хозяйничает леший, обитают звери и змеи, могущие причинить вред
человеку. И потому на Кенозере у околицы, «на отставе» едва ли не у каждой де-
ревни можно видеть крест или часовню. У «пограничных» крестов, выходя за
пределы деревни, творили молитвы, благословляясь на дневные работы, ограж-
дая себя от неожиданных болезней, встречи во зверем, со змеями. Именно такое
объяснение назначения креста дали мне жители Зихнова о кресте, стоящем у де-
ревни — «этот крест общий был, на помоленье». Е. М. Мелехова на вопрос
«А зачем кресты ставят?» ответила: «А пойдёшь работать и Богушку помолишь-
ся, вот пойдёшь на работу, подойдёшь к кресту, к кресту подходишь и помо-
лишься: «Господи, меня благослови, святой Иисус Христос! На весь день госпо-
ден! Пособи, Господи, по-хорошему провести денёк, чтобы не заболеть и пора-
ботать.— Раньше ведь лечились Господом Богом».


Культурный ландшафт как объект наследия


Кресты, как и многие часовни,
принимают молитвы и «заветы».
А. Ф. Селуянова на вопрос о кре-
стах ответила поговоркой: «Крест
молитву бережёт».

Н. В. Капустина по-своему по-
нимает молитву у креста: по её
мнению, всякий, поклонившийся
кресту, молится и за тех, чьи «заве-
ты» принесены в это место.

Поклонный ростанный крест у заветной сосны на околице д. Зихново (фото М. Кулешовой)

Кресты, которые ставились
общиной, наиболее почитаемы.
Возможно, именно такие кресты
дали основание заветным рощам.
Традиция возведения крестов
по «завету» очень сильна на Кенозе-
ре, и люди хранят в памяти имена
тех, кто ставил кресты. «Кресты по
завету ставили. В Зихново на Мо-
лочной горе был крест» (Т. С. Фи-
липпова, 78 лет). «На Каменной
(другое название — «Лютый ка-
мень») на росстани сосна с крестом.
Василий Абрамов крест ставил, в начале века ставил, пелены были навешаны»
(М. В. Капустина). Такой же «заветный» крест стоял в 4 км от Зихнова. Клавдия
Михайловна Нифонтова (д. Щанниково) вспоминает: «Мой дедко ставил два
креста, в поле,— завечался. Кто завечался, ещё полотенце вешал».

А. С. Третьякова рассказывает: «В Семёнове тоже крест был, в поле стоял,
ныне его нет. В Тырышкине тоже крест был. Его ставил Филин Иван Иванович.
Я уж на Семёнове была, замужем (это значит, крест был поставлен в 1930-е го-
ды.— Н. В.), а он крест ставил на росстани. Одна дорога идёт в эту сторону, дру-
га — в другую, вот он на это место поставил. Вообще, на росстанях ставили, на-
верное, чтобы помолиться».

У дороги на Ошевенск при выходе из Майлахты стоят две могучие ели, под
одной из них, лишь приблизившись вплотную, можно увидеть старый крест, на
котором висят «заветы» — платки; крест этот «ставил Филипп Никитич Мерку-
шев, лет 50 назад» (З. П. Шуйгина, д. Майлахта) Рядом, тоже с «заветами», крест
поновее. По словам местных жителей, люди, отправляясь на моленье в Ошевен-
ский монастырь, здесь останавливались и творили молитву. В километре по той
же дороге на месте часовни можно видеть ещё три обетных креста. Один очень
старый, почерневший, поставленный по «завету» во искупление вины за распи-
ленную на дрова ель («святое» дерево), другой крест тоже давний, а тре-
тий — совсем новый, появился совсем недавно, летом 2001 года. Крест был по-
ставлен жителем Майлахты «за больную сестру», на кресте повешен красивый
платок («завет»). Анна Григорьевна Шишкина (д. Качикова Горка) у Макарьев-
ских крестов в прошлом году поставила свой крест.


Типологическое разнообразие культурных ландшафтов

Обетные кресты ставились на
святых местах — у святых деревь-
ев, на месте часовни, кресты стави-
ли также в полях, поскольку вери-
ли, что крест в поле оберегал уро-
жай. И ещё одно традиционное
место постановки крестов — пере-
сечение дорог (росстань).

Плат с вышитым крестом — замена сгнившему деревянному кресту — на границе исторических сельскохозяйственных угодий куста деревень Ряпусного берега (фото М. Кулешовой)

Бытовая функция таких кре-
стов очевидна. Это — путевые мет-
ки, не позволяющие сбиться с пути.
Н. П. Капустин (д. Зихново) так по-
яснял назначение креста у деревни:
«Ставили, чтобы помолиться по
всем дорогам. Здесь две дороги
идут: одна на гору, в поля, а дру-
гая — под гору, к озеру». Крестпо
дороге от Горбачихи на Поржен-
ское также стоит на развилке лес-
ных дорог, одна дорога ведёт к Ху-
дозеру, другая — к озеру Долгому.

Росстань — место знаковое в
народной топографии. Это место
нечистое. На росстанях гадали в
святки, на росстанях заговаривали.
Крест на росстани очищал опасное место, обережная молитва здесь была особенно
значимой, а заговор наиболее действенным. Крест на росстани становился атрибу-
том обрядовой традиции. У крестов на росстани молитва переходит в заговор.

Анна Федоровна Спицына рассказала: «Пойдёшь в лес, перед крестом на
росстани перекрестишься и змеи никогда не увидишь; а сказать надо «Кирика-
Улиты, святому Адаму аминь». М. В. Капустина также у креста заговаривала се-
бя от змей.

Чтобы скот не потерялся в лесу, у креста на росстани читали заговор, сопро-
вождая слово магическим действом:

«Возьмешь ниточку золоту, одну конфеточку, в узялок завяжешь и на кре-
сты сходишь, там одна дорога так идёт, другая так, и скажешь: «Вот вам, хозя-
юшка и хозяин лесовые! Я вам принесла подарочек не простой, а золотой, воро-
тите мою скотинку (овечку ли, телёночку ли (всех приходилось ворожить —
и овечек, и телёночков). Напойте, накормите, на путь на правильный домой за-
воротите». Где дороги расходятся, повернёшься хребтом, спиной к лесу вста-
нешь, а лицом сюды (к деревне.— Н. В.), а узелок через лево плечо и бросишь ко
кресту» (Е. К. Мелехова).

В случае пропажи скотины у крестов на росстани также читали заговоры.
Скотину могли отыскать только люди «знающие». Таковой была Елена Кон-
стантиновна Мелехова, которой передала своё умение «готовить узелки» одна
из жительниц д. Спицыно.


Культурный ландшафт как объект наследия

«Вот корову искали — следов не могли найти. Утром она (соседка из Спи-
цына.— Н. В.) заколотилась: «Ой, тётя Лена, ради истинного Христа, отложи
дверь. Вот у коровы груди выпучило, ушла. Ночь с Иваном проискали. Вот, по-
ди!» Вот я села в лодку: через воду узялка не давают, переехала с Спицыно, сде-
лала узялок, бросила (у креста на росстани.— Н. В.). Сперва на след напали, а
потом пришли на поляну, а облако как раздвинулось. А сколько раз на этом
месте были! Не видели. И корова стоит — разродилась двумя, а телятки только
умерли».

А вот рассказ Никиты Максимовича Болознева: «Баранчик ушёл в Спицы-
но, убежал в поле, два или три дня не был. Я сходил к бабушке Маланье. Она че-
го-то наговорила, дала конфету: «Иди, на росстанях брось и скажи: «Царь Лес-
ной, царица Лесная с малыми детками, напойте, накормите мою животинку и
на путь правильный домой снарядите»,— и эту конфету брось через левое пле-
чо».А тут прямо у церкви и барашек стоит. Раньше много было таких женщин».

Разрушить крест считалось большим грехом. Об этом свидетельствуют
рассказы о зихновском кресте. М. В. Капустина рассказывает, что бывший пред-
седатель ободрал строение вокруг креста — и в то же лето у него пропало четы-
ре лошади. Никита Максимович Мелехов в 1950-е годы случайно, проезжая по
дороге, зацепил комбайном крест и повалил его. Рассказывают, что сноха его
увидела сон, где было сказано: пока крест не поставишь, счастья не будет. Это
подтвердил и Никита Максимович. Крест сделал новый, меньшего размера. Но
деревня приняла этот крести вновь на нём вешают«заветы». Сейчас националь-
ный парк реставрирует старый крест с тем, чтобы вернуть его на прежнее место.

В случае разрушения часовни или креста, деревья принимали на себя функ-
ции последних, то есть принимали «заветы». По дороге с Кенозера на Почу
можно видеть старое дерево, увешанное лоскутами — «заветами».

Таким образом, фольклорные материалы показывают, что церкви, часов-
ни, кресты, будучи значимыми визуальными приметами культурного ланд-
шафта Кенозера, являются и содержательными доминантами, выявляя опре-
делённые закономерности духовной организации пространства. В сакральной
географии Кенозерья особенно велика роль часовен и крестов. Их вклю-
чённость в обрядовые и бытовые традиции, подтверждённая преданиями, ле-
гендами, устными рассказами, делает их частью живой традиционной культуры
Кенозера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: