Санкт-Петербург — европейский центр России

В отличие от Москвы — древней столицы России — Санкт-Петербург вос­принимается историками культуры как сколок с Западной Европы, волей Петра Великого положенный на пограничные российские земли и давший начало но­вому для России европейскому периоду её истории. Именно через Санкт-Петер­бург Россия вошла в европейское культурное пространство.

На основе Санкт-Петербурга на краю России сформировались новые об­разцы культуры, распространившиеся впоследствии по всей Российской импе­рии. Однако если влияние Санкт-Петербурга на Россию было весьма значитель­ным, то его воздействие на ближние, соседние с ним районы происходило мед­леннее. Долгое время (фактически до конца XVIII века) Санкт-Петербург вместе с его пригородами и дворцовыми комплексами был своеобразным маленьким островком, отделённым от российского континента широким «проливом», практически не освоенным русской колонизацией. После 1918 г., когда столи­цей России стала Москва, влияние Петербурга — Петрограда — Ленинграда за­метно ослабло. И всё же значение Санкт-Петербурга, его историческая роль как европейского города в России сохранились. Петербург сберёг многие функции столичного центра. Это проявилось прежде всего в сфере культуры — слишком мощный культурный слой образовался здесь за более чем два столетия, чтобы его полностью разрушить. Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр, Уни­верситет, Кунсткамера, знаменитые пригородные музеи (Петергоф, Павловск, Пушкино, Гатчина, Ораниенбаум и многие др.), традиции петербургской ин­теллигенции — всё это позволило удержать высокий столичный уровень куль­туры и, что самое главное,— сохранить лидирующую роль Петербурга в фор­мировании инновационных форм культуры в России. Об этом свидетельствует недавняя история Петербурга, тот факт, что отсюда вышли Анна Ахматова,


Культурный ландшафт как объект наследия




Ансамбль Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге (фото Ю. Веденина)

Дмитрий Шостакович и Галина Уланова, Евгений Мравинский и Иосиф Брод­ский, ставшие гордостью современной русской культуры.

Культурное наследие Петербурга, его пригородов и близлежащих террито­рий огромно. Его значимость проявляется и в количестве, и в высоком художе­ственном качестве объектов наследия.

Среди наиболее известных архитектурных ансамблей Петербурга — Двор­цовая площадь, в создании которой участвовали В. В. Растрелли, К. И. Росси, Ю. М. Фельтен, А. А. Монферран и другие знаменитые архитекторы России; Петропавловская крепость (XVIII-XIX вв.), Сенатская площадь с установленным там памятником Петру I, созданным известным французским скульптором Э. Фальконе и воспетым многими русскими поэтами, писателями и художника­ми; ансамбль Смольного института и монастыря (XVIII-XIX вв.) архитекторов В. В. Растрелли, Ю. М. Фельтена, Дж. Кваренги, В. П. Стасова; Исаакиевская пло­щадь (XVIII—XIX вв.), площадь Искусств, где расположен Михайловский дворец,

построенный К. И. Росси, Стрелка Васильевского острова (XVIII — начало XIX в.) и другие замеча­тельные историко-архи-тектурные комплексы.

Большой Дворец в Петергофе под Санкт-Петербургом (фото Ю. Веденина)

Петербург известен
своими садово-парковы-­
ми ансамблями. Особен-­
но велика слава Летнего
сада. Его рождение отно­-
сится к началу XVIII ве­-
ка и связано с именами
М. Г. Земцова, Ж.-Б. Леб-
лона, Д. Трезини. Не менее знаменит Елагин остров,


Культурно-ландшафтное районирование

Палладиев мост в Царском Селе под Санкт-Петербургом (фото Ю. Веденина)

где искусство садовника и архитектора вызвали к жизни удивительно гармоничное тво­рение из камня, растений и во­ды. Вода в Петербурге — доми­нирующая тема многих архи­тектурных ансамблей. Это де­монстрирует ансамбль «Новая Голландия» (1766-1849 гг.) ар­хитекторов С. И. Чевакинского, Ж. Б. Валлен-Деламота и др. Ка­налы, пересечённые разнооб­разными мостами, вошли в произведения многих писате­лей, поэтов и художников, по­святивших своё творчество этому городу.

Архитектурное наследие Петербурга включает в себя и Петербургские при­городы. Самые знаменитые архитекторы, художники, мастера садово-паркового искусства, работавшие в России (А. Ринальди, К. И. Бланк, Д. Трезини, Ж. Б. Леб-лон, Ч. Кваренги, А. Д. Захаров, К. И. Росси, А. И. Воронихин, В. Ф. Бренна, Н. А. Львов, В. В. Растрелли, Ч. Камерон, С. И. Чевакинский, В. П. Стасов и др.), участвовали в создании замечательных дворцов и парков, которые, как волшеб­ное ожерелье, украсили новую столицу России. Назовём только самые извест­ные — Гатчина, Ораниенбаум, Павловск, Петергоф, Екатерининский и Алек­сандровский ансамбли в гор. Пушкино (бывшее Царское Село), Стрельня.

Пиль-башня в Павловске под Санкт-Петербургом (фото М. Кулешовой)

Значительная часть памятников в окрестностях Санкт-Петербурга свиде­тельствует о том, что культурный ландшафт сформировался здесь под влияни­ем множества национальных культур, пришедших сюда в результате сложной и противоречивой истории освоения этого края. В нём нашли отражение и те вре­мена, когда коренные для этой местности угро-финские племена были покоре-




Культурный ландшафт как объект наследия

ны новгородцами, а затем оттеснены от балтийских берегов шведами. Память о себе оставили здесь и многие другие племена и народы — карелы, финны, эсты, немцы. Свидетельством этому служат не только археологические находки, но и сохранившиеся до наших дней старинные крепости, исторические города, топо­нимические памятники. Кстати, на территории Ленинградской области до сих пор проживают потомки некогда живших на этой территории племён — каре­лы, вепсы, финны-ингерманландцы.

О Петербурге и его культурном наследии издано множество книг, науч­ных статей, художественных альбомов. Однако роль Петербурга как своеоб­разного культурно-ландшафтного района ещё не рассматривалась в специаль­ной литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: