Западная Сибирь осваивалась русскими людьми весьма основательно, поскольку это — ближайшие к европейской части России территории и именно здесь располагаются плодородные сибирские чернозёмы.
Наиболее благоприятными для расселения крестьян в Западной Сибири были лесостепная и степная зоны, объединившие в себе ряд природных провинций Западно-Сибирской равнины — Зауральскую (Курганская область), Приишимскую (юг Тюменской области), Барабинскую (юг Омской и большая часть Новосибирской областей), Верхнеобскую лесостепную и Кулундинскую степную (значительная часть Алтайского края). Кроме того, довольно интенсивно осваивалась южная подзона лесной зоны (прежде всего — в средней части Тюменской и Омской областей, а также на юге Томской области).
Здесь сформировался совершенно особый культурный ландшафт. Сибирские степи и лесостепные пространства увлажнены сильнее, чем их европейские аналоги. Они покрыты пышной луговой растительностью, красиво цветущими незабудками, лютиками, луговым горошком. Ровные поверхности степей разнообразят «колки» берез. Значительная их часть находится в сельскохозяйственном пользовании, поскольку это — прежде всего чернозём, хотя и не столь мощный и богатый, как европейский южнорусский или украинский, но всё же дающий обильные урожаи и при тщательном уходе долго сохраняющий своё естественное плодородие.
|
|
Зауральские и Западносибирские лесостепи и степи — давние места расселения русского крестьянства. Однако в XVI—XVII веках большая часть этой территории относилась к землям Средней Орды, то есть части Золотой Орды. И поэтому её доступность для русских переселенцев в те годы была весьма ограничена. Лишь со второй половины XVII века и затем в XVIII веке лесостепи и степи Зауралья и Западной Сибири, а также примыкающая к ним часть лесной зоны начали осваиваться русскими крестьянами. На месте возведённых русскими казаками
Культурно-ландшафтное районирование
крепостей развились города — Томск, Тобольск, Тюмень, Омск, ставшие впоследствии крупными административными культурными центрами.
Вместе с тем, здесь до сих пор живут представители этносов, пришедших сюда ещё до русской колонизации. Это, прежде всего, сибирские татары, сформировавшиеся на базе групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, а также угров. До сих пор сохраняются татарские деревни и целые кварталы городов (например, Тобольска) с преимущественным татарским населением. Много сибирских татар живет в Тюмени, Омске, Новосибирске, Томске и т. д. Несмотря на явное сближение культур сибирских и приволжско-при-уральских татар, а также татар и других этносов, проживающих в Сибири, сохраняются и характерные лишь для сибирских татар черты народной культуры.
|
|
Среди других народов, населяющих в настоящее время степи и лесостепи Западной Сибири следует особо сказать о немцах. Несмотря на то, что в настоящее время их число быстро сокращается, роль немецкой культуры в культурном ландшафте остается весьма заметной. До сих пор сохранились отдельные немецкие поселения со своеобразной культурой, конфессиональными особенностями. Большая часть здешних немцев — лютеране и меннониты.
Старинные города Сибири — это истинные хранилища культурного наследия.
Курган — город ссыльных декабристов, где сохраняются дома первой половины XIX века, связанные с именами В. К. Кюхельбекера, А. Е. Розена, М. М. Нарышкина. На западной границе района, в Курганской области, расположен небольшой городок Далматово, выросший около комплекса Далматовского монастыря XVII-XVIII вв.
Тюмень — древний сибирский город, основанный как острог в 1586 году. Это один из старейших городов Сибири, там сохранились земляной вал и ров, старинные ансамбли кремля и менового двора (XVII—XX вв.).
Тобольск — город, насыщенный историей; здесь жил замечательный русский сказочник П. Ершов, были в ссылке и нашли свой последний приют многие декабристы. Поэтому большинство архитектурных памятников города имеет не только художественную, но и историческую ценность.
Тобольск. Исторический центр города |
Культурный ландшафт как объект наследия
Томск — город старейшего в Сибири университета, вошедший в историю русской культуры и науки. На территории города сохраняются Томский острог, построенный в 1604 г., архитектурные ансамбли и отдельные памятники конца XIX века.
Писатели и географы, описывающие Западную Сибирь, подчёркивали основательность сибирских сёл; фактически это были своеобразные города, состоящие из больших бревенчатых домов с просторными чистыми комнатами, хорошо меблированными. Вокруг деревень — так называемая «поскотина», то есть выгороженные места для выпаса скота; далее раскинулись пашни. В стороне от сёл организовывались «заимки» — охотничьи избушки. Именно в сибирских сёлах сформировался совершенно особый тип русского человека — сиби-ряк, не знавший крепостного права, независимый и самостоятельный, как в организации своей частной жизни, так и в отношениях с обществом и государством. Среди сибирских крестьян было много старообрядцев.
Старинные сибирские села с добротными постройками, когда-то богатыми крестьянскими дворами создавали хороший фон для сохранения традиций и, вместе с тем, активного освоения новых технологий.
Русская Восточная Сибирь — земля Байкала,
тайги и крупнейших индустриальных гигантов
Русская Восточная Сибирь располагается в пределах современных Кемеровской области, юга Красноярского края и Иркутской области, а также Читинской области и охватывает живописный, но вместе с тем — трудный для освоения ландшафт: возвышенности, переходящие в горные цепи, с довольно суровым и малопригодным для сельскохозяйственного производства климатом.
Природа Восточной Сибири чрезвычайно разнообразна. Однако есть в ней и какие-то особые черты, позволяющие охарактеризовать её очень кратко, через обобщенный образ.
Байкал. Малое море, мыс Бурхан (фото А. Коржова) |
Это преимущественно горная страна, сложенная из гранитов, базальтов, лав и покрытая безбрежной тайгой. Здесь расположено глубочайшее в мире озе-
Культурно-ландшафтное районирование
ро Байкал с очень чистой водой, текут крупнейшие реки России — Енисей (берущий своё начало в Саянских горах), Ангара (истекающая из Байкала) и Лена — одна из величайших рек мира.
|
|
Казалось бы, эти территории мало пригодны для жизни русского населения, пришедшего сюда из европейских равнин или степей Западной Сибири. Однако россияне уже более трёх столетий назад начали и продолжают обживать самые потаённые уголки этой земли. Первыми пришли сюда казаки, которые начали осваивать берега Енисея, прежде всего — его низовья; с 1630 года началась колонизация долины Ангары, а затем — бассейна Лены. Всюду казаки закладывали остроги, из которых позднее сформировались крупнейшие города Восточной Сибири — Красноярск, Якутск, Иркутск и т. д. С середины XVII века началось освоение Предбайкалья и Забайкалья.
Вначале хозяйственная жизнь Восточной Сибири была связана с добычей пушнины; однако постепенно расширялось значение земледелия и, особенно, промышленности. При этом места расселения русского населения стали сдвигаться к югу. Под земледелие стали осваиваться районы, расположенные южнее Красноярска, на юге Иркутской области, в Нерчинском и Приселенгинском районе Читинской области. С начала XVIII века началось развитие горной промышленности, прежде всего — в Нерчинском районе.
В процессе освоения Восточной Сибири сформировались крупнейшие в России индустриальные районы, специализирующиеся на добыче металлических руд; для их переработки в железо, сталь, чугун строились мощные металлургические комбинаты, осваивались угольные бассейны. Сибирь привлекала людей своими ресурсами; на базе вновь возникших производств выросли индустриальные центры Сибири — Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск. Именно они определяют сегодня образ Сибири — урбанизированной и индустриализированной.
К концу XIX века сложились основные районы концентрации русского населения Восточной Сибири: первый — в районе Ачинска — Канска, второй — около Иркутска, третий — в долине Селенги, четвёртый — в Восточном Забайкалье. Развиваются города. К концу XIX века здесь уже было более двадцати городов. В XVIII — начале XIX в. наиболее крупным культурным центром Восточной Сибири становится Иркутск, где работают гимназии и школы, музей, издаются газеты и журналы, открываются библиотеки и читальни. Затем начинают развиваться как культурные центры и другие города — Нерчинск, Чита, Красноярск, Кяхта и т. д.
|
|
История освоения Сибири отразилась и в социокультурной структуризации населения Русской Восточной Сибири. Русское население, предки которого приехали сюда в XVII—XVIII веках, называют старожильческим. Это потомки казаков, крестьян, переселённых в Сибирь государством, промышленников, а также крестьян, бежавших из Европейской России от крепостного права. Сложилась группа населения, отличающаяся от других групп своеобразным типом культуры, в том числе диалектом, фольклором, особым подходом к ведению хозяйства.
Вторая волна переселений относится к последним десятилетиям XIX — началу XX века, когда множество крестьян после реформы 1861 года, а также в пе-
Культурный ландшафт как объект наследия
риод столыпинских реформ переехало в Восточную Сибирь. В результате сформировалась довольно плотная полоса расселения вдоль Транссибирской железной дороги. Большая часть русского населения этого района — это люди, занятые в промышленности.
Улица в сибирском селе (Иркутский музей народов Приангарья) |
Своеобразная картина расселения сложилась в Восточном Забайкалье, которое и сейчас освоено очень неравномерно: плотно заселены лишь южные районы вдоль железных дорог и долин рек Шилки, Аргуни и Ингоды; небольшие «очаги» расселения разбросаны также по долинам Хилка, Чикоя и их притоков. Больше половины населения живёт в городах и занято в горнодобывающей промышленности.
Среди русского населения Забайкалья особое место занимают так называемые семейские (старообрядцы), переехавшие сюда еще в XVIII веке. При этом, поскольку переселялись целые деревни, которые и в дальнейшем жили замкнутой жизнью, сохранялся весь комплекс традиционной культуры — фольклор, обычаи и обряды, особенности природопользования и хозяйствования.
Русское население Восточной Сибири имело длительный контакт с коренными этносами, жившими ранее и живущими в настоящее время на соседних территориях, как к северу, так и к югу от основной полосы расселения. Это якуты, эвенки, алтайцы, хакасы, шорцы, тувинцы, буряты, тофалары и др.
В течение нескольких веков Восточная Сибирь и Забайкалье были местом каторги и ссылки; многие каторжники, представители разных сословий, отбыв свои сроки тюремного заключения, оставались в Сибири на поселении — в городах или сёлах. Многие из них находились здесь до конца жизни, заводили семьи. Значительная часть памятников истории района — это места, связанные с жизнью ссыльных, в том числе декабристов. Особенно выделяются в этом отношении Иркутск и Иркутская область. В самом Иркутске сохраняются дома и места захоронения декабристов.
Восточная Сибирь, несмотря на довольно позднюю колонизацию, внесла свой вклад и в сокровищницу русского архитектурного наследия. Это деревянная Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь (1778 г.) в г. Чите, башня Бельского острога XVII в. в Черемховском районе и Спасская церковь (конец XVIII — первая половина XIX в.) в селе Урик Иркутского района Иркутской области. В самом Иркутске сохраняется исторический центр города, в том числе — уже упоминавшийся ансамбль Знаменского монастыря, а также множество культовых сооружений XVIII-XIX вв., гражданских зданий и усадебных комплексов XIX века.
Весьма интересен архитектурно-этнографический музей около Иркутска, где собраны замечательные образцы деревянной архитектуры XVII-XIX вв.
Культурно-ландшафтное районирование
Красноярск существенно уступает Иркутску по числу старинных памятников. Его известность как исторического города связана, прежде всего, с именем В. И. Сурикова — знаменитого русского живописца. Кроме того, на территории Красноярского края находится очень интересный в историко-архи-тектурном отношении город Енисейск с комплексом Спасского монастыря XVIII века.
Важное место в системе объектов культурного наследия Русской Восточной Сибири занимает Алтайский край. Здесь сохранилось множество памятников, посвящённых освоению богатейших подземных кладовых этой земли, свидетельство особого пути развития восточного сибирского района.
Район Русской Восточной Сибири известен своим археологическим наследием. Среди объектов археологического наследия следует выделить писаницы и петроглифы: на территории Иркутской области — знаменитая «Шишкинская писаница» периода палеолита и средневековья, расположенная на берегу р. Лены, рядом с селом Шишкино Кочугского района.
Природное наследие района сохраняется через систему заповедников и национальных парков. Среди заповедников следует назвать: Байкало-Ленский, Витимский в Иркутской области, Даурский в Читинской области, Кузнецкий Алатау в Кемеровской области, Саяно-Шушенский, Столбы и Центрально-Сибирский в Красноярском крае. Созданы в этом регионе и национальные парки: Прибайкальский в Иркутской области, Шорский в Кемеровской области и Шушенский бор в Красноярском крае.
В результате быстрой депопуляции сибирских сёл и относительно стабильного роста городов в этом районе быстро усиливается поляризация ландшафта, когда города, являющиеся центрами инновации, не находят соответствующего отклика в своём окружении и поэтому не влияют на развитие культурного ландшафта района. И это одна из самых серьёзных проблем для Сибири.