Музыка и цвет

Перед первым сеансом рекомендуется некоторое время посидеть в спокойном помещении с приту­шенным светом. Это ощущение покоя подчеркивает тихая музыка. Свое действие оказывают и красочные тона в комнате — наиболее благоприятными явля­ются синий и зеленый цвета.

Если вы не используете музыку, то создать убаюкивающую монотонность поможет тикание на­стенных часов или метронома при полном отсут­ствии иных звуков. Мой опыт подсказывает, что еще более успокоительное действие оказывает звук мор­ского прибоя. Я записал этот звук на магнитофон­ную пленку и ставлю эту кассету непосредственно перед сеансом гипноза.

Любопытно отметить, что определенное значе­ние имеет и состояние желудка пациента, я прежде всего имею в виду, что всегда полезно попоститься перед гипнозом. Это нетрудно, поскольку теперь все


52 КУРТ ТЕППЕРВАЙН

стараются быть стройными, и пациент, как прави­ло, охотно откликается на предложение врача при­нимать за несколько дней до сеанса легкую, малока­лорийную пищу.

Вот теперь, мы, пожалуй, перечислили все, что создает необходимые предпосылки для успешного начала первого сеанса. Человек должен прийти к гипнотизеру с твердым намерением поддаться вну­шению и объявить о своем намерении использовать предложенные ему методы. Это должно устранить всякое внутреннее сопротивление, и тогда ожидае­мое действие возымеет свой эффект.

Техники ведения предварительного гипноза

В наше время существует бесчисленное количе­ство методов ведения предварительного гипноза. Каждый гипнотизер имеет свои излюбленные при­емы и другие применяет редко или вовсе не приме­няет. Я предлагаю несколько технических методов, чтобы вы могли выбрать тот, который подходит вам больше или скомбинировать некоторые из них.

Но вначале позвольте дать вам совет. Никогда не говорите подопытному лицу: «Теперь мы начинаем гипноз». Таким образом вы только увеличиваете напряжение и скованность пациента. Лучше сказать: «Сейчас я проверю, прежде чем начать гипноз, как вы умеете расслабляться. Ну-ка, опустите руки, так чтобы они свободно прилегали к бедрам». Потом возьмите одну руку, приподнимите ее и отпустите. Также проверьте отсутствие напряженности в дру­гой руке.

Не забудьте похвалить вашего пациента и сказать ему, что все складывается наилучшим образом.

Потом попросите его спокойно и равномерна подышать и при этом закрыть глаза, чтобы его ничего не отвлекало. Теперь можно начинать гипноз. Ваш пациент будет СПОКОЙНЫМ и умиротворенным.


НЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 53

Техника № 1. Поглаживание по Месмеру

Стоит начать с поглаживания, как это предлагал один из зачинателей гипноза Месмер. Вы медленно проводите руками от головы до ног примерно на расстоянии пяти сантиметров от поверхности тела, не дотрагиваясь до него. Когда вы доходите до пяток, руки возвращаются по большой дуге снова к голове. Такие пассы продолжаются в течение 5—10 минут.

У гипнотизируемых это вызывает сильное чув­ство усталости, как правило, они закрывают глаза даже без какого-либо внушения.

Поглаживание всегда начинают с головы и дви­гаются к ногам, причем время от времени касаются рук, а затем через грудь вновь спускаются к ногам. Нажно возвращаться от ног к голове по большой дуге. Вы поразитесь, насколько эта немодная мето­дика великолепно работает.

Техника № 2. Фиксация указательного пальца

Не менее почтенный возраст имеет и методика, аключающаяся в том, что подопытное лицо безотрыв­но смотрит на указательный палец собственной правой руки, держа его на расстоянии примерно 20 сантимет­ров, чуть выше уровня глаз. Это тоже приводит к усталости. Глаза закрываются. Если в глазах начинается «мерцание», можно ускорить процесс, отдав соответ­ствующий приказ: «Теперь закройте глаза. Ваши глаза плотно закрыты. Вы не можете больше открыть глаза». Как правило, и это дает желаемый эффект.

Техника № 3. Первый метод левитации

Теперь мы будем говорить о так называемом методе левитации. Он заключается в том, что в



КУРТ ТЕППЕРВАЙН


качестве признака начинающегося гипноза сооб­щают о некоторых движениях пальцев, которые возникают как бы непроизвольно. От пациента требуется, чтобы он постоянно глядел на свои руки.

За счет этого пассивного самонаблюдения воз­никает активное напряжение ожидания, нечто вроде настойчивого желания, которое не замедлит выра­зиться. Скажите, например: «Указательный палец вашей правой руки начинает постепенно подымать­ся. Он становится все легче и легче, он почти не несом и поднимается сам собой».

Как только палец начнет подрагивать, усиль­те это движение внушением: «Вы видите, что палец уже пришел в движение. Это движение становится сильнее, все более сильным и силь­ным. Вам не нужно прилагать никаких усилий, ваш палец сам собой поднимается вверх, все сильнее, все выше».

Как только заявленное движение указательного пальца действительно произойдет, это сигнал к следующему внушению: «Вы видите, гипноз начи­нает действовать. Теперь опускайтесь все глубже в ПриЯТНОв Ощущение усталости и тяжести. Вы устали,

вы очень у гали Вам ничто не может помешать, вы опускаетесь асе глубже и глубже, глубоко-глубоко и чув< I вуета I ■ бя пр< во< кодно».

Очень важно постоянно внушать пациенту, что

он ХОРОШО ОебЯ ЧуЯСТВуеТ И НИЧТО ему не мешает.

Техника А'" 4 Второй ивтой имитации

ЭТО ЯРУГМ М1 |" 1И1 I ниш Паш пациент

СИДИ1 и удобном К]........... ГеПВрЬ внушите ему: «Ваша

рука становится иегж................. на начинав! парии, в воз­
духе. Как только I................... '" " ' 1бм гипноз будет

прочным И ГЛубОКИМ!


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА ВО

Непрестанно повторяйте это внушение и внима­тельно следите за пациентом. И в данном случае можно усилить начинающееся движение за счет со­ответствующего внушения, например: «Вы чувству­ете, как ваши пальцы становятся легкими, смотри­те, они совсем невесомы».

И это надо повторять до тех пор, пока один палец не начнет дергаться, это движение следует подхватить следующим внушением: «Вы видите, мизинец (или другой палец, тот, в котором про­изошло движение) стал совсем легким и начинает подниматься, не ощущая тяжести. Теперь уже парит вся рука. Она поднимается все выше и выше, она уже невесома. Как только рука дотронется до лба, гипноз станет глубоким и прочным. Вот она взлетела еще выше, вот уже коснулась лба.

...Ваша рука притронулась ко лбу. Гипноз стал глубоким и прочным. Вы погружены в него, но вы слышите все, что я говорю, и будете неукоснитель­но следовать моим словам. Вы непременно выполни­те все, что услышите от меня. Вы не можете, да и не хотите поступать иначе, и вы немедленно сделаете все, что я вам скажу».

Техника № 5. Прижимание руки к стене

Поставьте пациента к стене боком — так, чтобы он слегка касался стенки кистью руки. Теперь скажи­те, что он должен в течение 30 секунд прижимать руку к стене со всей силой. При этом сделайте упор на то, что последние 10 секунд надо прижимать руку особенно крепко. А потом скажите: «Рука теперь совершенно свободна, но вы убедитесь, что она поднимается сама собой».

Это — последствие выполненного ранее напря­женного действия, но эксперимент служит для того, чтобы пациент понимал, что он — внушаем.


56 КУРТ ТЕППЕРВАЙН

Техника № 6. Поднимание руки

Попросите пациента поднять одну руку и зак­рыть глаза. Теперь дайте ему следующее внушение: «Вы постепенно опускаетесь в состояние гипноза, гипноз становится все более сильным и глубоким, ничто не может вам помешать — вы опускаетесь все глубже и глубже. Чем глубже гипноз, тем больше опускается ваша рука».

Пройдет не более 5 минут, и его рука опустит­ся, ведь никому не удается держать руку на весу дольше. Одновременно после такого напряжения начинают расслабляться все мускулы руки, и это чувство воспринимается как приятное, что, в свою очередь, ускоряет наступление гипноза.

Углубите гипноз следующими словами: «Ваша рука опустилась и висит, как плеть, тяжелая, как свинец. Вы буквально физически ощущаете тяжесть своей руки. Теперь расслабьте ее. Мышцы расслаби­лись и абсолютно не напряжены. Это приятное расслабление распространяется по всему телу. Сядьте (или лягте) поудобнее. Я подвожу вас к стулу (или к кушетке), не спеша опуститесь на него. Вы чув­ствуете, как при этом гипноз становится все более глубоким. Пока вы опускаетесь на стул, гипноз становится все глубже и глубже, все остальное пере­стает существовать.

Вы опускаетесь глубже и глубже. Вы сидите (или лежите) очень удобно и чувствуете, как по всему телу распространяется чудесное ощущение расслаб­ленности. Расслаблено все тело, и это очень приятно. Все мышцы спокойны — гипноз глубокий и надеж­ный. Вы погрузились в самую глубину гипноза и сделаете все, что я скажу.

Все, что я сейчас буду говорить, станет вне­дряться глубоко в подсознание. Вы будете следовать всему неукоснительно».

Теперь можно сделать пациенту внушение, и он будет послушно следовать ему.


I


ГЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА


5/


Гсхника № 7. Вращение

При этой технике пациента оставляют в середи- -не комнаты и просят закрыть глаза. Потом гипноти-юр берет его за плечи и ведет по комнате спиной пиеред, описывая во время маршрута различные фигуры. Пациент кружит то вправо, то влево. Потом ого поворачивают несколько раз и водят по комна-ю, как бы описывая восьмерку. Так продолжается до |сх пор, пока гипнотизируемый не будет послушно (юдовать вашим указаниям, реагируя на самое лег­кое нажатие.

Теперь его можно отвести к стулу (или к кушет­ке) все еще спиной вперед. Пациент садится (или

ЮЖИТСЯ).

При этом у него немного кружится голова, и он и'ряет ориентацию, что и надо использовать для начала гипноза.

Когда пациента осторожно сажают на стул (или укладывают на кушетку), гипноз углубляют, произ­нося: «Вы чувствуете, как гипноз начинает действо­вать, и опускаетесь, просто падаете без сил. Я вас поддерживаю. Ничто не может вам помешать. Вы опускаетесь все глубже и глубже, глубже и глубже».

Теперь сядьте совсем свободно. Вы чувствуете, | ак расслабление распространяется по всему телу. I нпноз действует на вас все сильнее, он распрост­раняется все глубже и глубже. Вы погрузились на «а мое дно гипноза. Каждое мое слово проникает | ^убоко в ваше подсознание и фиксируется в нем. Ни будете следовать моим словам без возражений».

Гсхника № 8. Черная точка

Пациент удобно лежит на кушетке. На потолке •|\гь выше высоты глаз прикрепляется нарисованная черная точка, размером с пятирублевую монету. Попросите пациента сконцентрироваться на этой


       
   
 


58 КУРТ ТЕППЕРВАЙН

черной точке, смотреть на нее безостановочно, по возможности не моргая. Все время он должен вну шать себе словами, что ресницы становятся тяжелы­ми и что глаза все труднее держать открытыми Напряжение, заключающееся в попытке не моргать, в сочетании с внушением уже через 2—3 минуты приведут к тому, что появятся слезы и жжение в глазах, и он начнет часто моргать.

Этот момент гипнотизер использует для следую щего внушения: «Вы чувствуете, что уже с трудом держите глаза открытыми. Веки становятся тяжелее и тяжелее, глаза слипаются. Вот сейчас они закроются совсем. Веки такие тяжелые, что держать их откры­тыми просто нет никаких сил. Вот глаза закрылись.

Они закрыты крепко-накрепко. Чудесная рас­слабленность распространяется по всему телу, и вы отдаетесь этому чувству. Ничто не может вам поме­шать. Вы свободны и раскрепощены. Вы чувствуете, как расслабляетесь все больше и больше. Ничто вас не интересует. Пусть произойдет, что произойдет, надо просто отдаться воле волн, этому течению Ничто вам не мешает. Вы слышите только мой голос Все, что я скажу, внедряется в ваше подсознание, ВЫ будете следовать моим приказам. Вы слышит только мой голос и реагируете на него, ничто иное не представляется вам интересным. Вы будете следо вать неукоснительно всему, что я скажу».

Техника № 9. Гипноз в гипнозе

Если вы владеете техникой самогипноза, попро­буйте «гипноз в гипнозе». Вначале следует погрузить самого себя в состояние гипноза, по возможност как можно глубже. А в конце надо самому себе сделать внушение: «Я нахожусь в состоянии глубо­кого и крепкого гипноза, ничто мне не мешает. Но| я могу говорить. И пока я говорю, мой гипноз станет еще более глубоким. С каждым словом, кото-1


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА



рое я произнесу, мой гипноз будет все более углуб­ляться».

Самое лучшее — записать эти слова на магнито­фонную пленку, так что поначалу вы можете подда­ваться собственному внушению.

Когда ваш гипноз стал глубоким и крепким и иы в состоянии говорить так, что ничто вам не мешает, начинайте гипнотизировать своего пациента. Иы убедитесь, что он реагирует гораздо легче, чем обычно, потому что в состоянии гипноза вы излу­чаете таинственные флюиды, которые вызывают и у пациента быстрый и глубокий гипноз.

В таком состоянии вы реагируете куда тоньше и лучше, находясь на одной волне с пациентом.

Гехника № 10. Система «инь»

Пациент непринужденно и спокойно лежит на кушетке, глаза закрыты, руки и ноги свободно покоятся на поверхности. Теперь начинайте вытяги­вать кончики пальцев вправо и влево. Эта китайская к'хника «инь» дает прекрасный, успокаивающий >ффект и нередко используется для введения в пишоз и при других методах. Совершенно безраз­лично, начинаете вы справа или слева.

Теперь положите руки на голову пациента, об­метите ее и начинайте медленно гладить тело — вниз через плечи, руки — причем руку надо прижи­мать довольно крепко, — туловище, ноги.

Ноги и плюсны также прижимают довольно и потно, при этом гипнотизер как бы вытягивает мальцы ног как можно дальше.

Теперь продолжайте с другой стороны тела, ыкже поглаживая от головы до ног.

При этом важно ни в коем случае не оказывать
давление на тело, но в то же время дать почувство-
п ш, тяжесть своих рук. Всю процедуру повторяют по
...:смь раз с каждой стороны. Этот метод настолько



КУРТ ТЕППЕРВАЙН


хорошо расслабляет, что пациент, как правило, засыпает.

Если он заснул, переведите сон в гипноз слова­ми: «Вы спокойно и умиротворенно спите, прочно и глубоко, но вы можете меня слышать. Вы отчетли­во слышите, что я говорю. Каждое мое слово прони­кает в ваше подсознание, и вы будете следовать ему. Медленно поднимите правую руку — поднимите руку!».

Если пациент поднял руку — раппорт установ­лен, и вы можете продолжать делать внушения.

Если же сон такой глубокий, что пациент не реагирует на слова, подуйте ему тихонечко в лицо и повторяйте внушение, пока он не станет ему следо­вать.

Техника №11. Техника счета

Скажите пациенту, чтобы он удобно устроился в кресле (или лег на кушетку) и закрыл глаза. Теперь внушите ему следующее: «Я сейчас начну считать. Как только я называю какую-нибудь цифру, откройте глаза и вновь закройте их, но только очень медленно и спокойно. Вы почувствуете, что от циф­ры к цифре наши иски становятся все более тяжелы­ми и вскоре вы совсем не сможете открыть глаза.

Теперь я начинаю считать. При каждой цифре открывайте глаза и закрывайте их снова, с каждым счетом это становится сделать все труднее и труднее.

Один — веки стали тяжелыми, как свинец.

Два — они стали еще тяжелее.

Три — вы едва можете открыть глаза.

Четыре-пять-шесть — пеки невероятно тяжелы, глаза просто слипаются, от Цифры к цифре они

закрываются все плотнее 1................. потом вы уже

совсем не можете открыть их

Ссмь-поа-мь-дигш. и, т. Если пациент при счете «девять* все еще може! открывать глаза, по-


ПЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА



иторяйте цифру до тех пор, пока он не закроет их (овеем, а потом продолжайте считать дальше.

Потом гипноз углубляют словами: «Ваши глаза плотно закрыты, и вы их не можете открыть, да и не хотите это делать. Вы отдаетесь приятному чувству усталости и тяжести. Вы устаете все больше и больше. |}аш покой глубок и прочен. Вы будете следовать нсему, что я скажу».

Техника № 12. Счет от единицы до десяти

Если пациент очень внушаем, то в большинстве случаев прибегают к редуцированному варианту сче-та. Как всегда, пациент должен удобно расположить­ся на стуле или лечь на кушетку и закрыть глаза. Теперь ему внушают:

«Устройтесь поудобнее. Ничто не может вам по­мешать. Вы слышите только мои слова, все осталь­ное не имеет значения. Слушайте только то, что я нам скажу. Я буду медленно считать до десяти. От цифры к цифре вы погружаетесь все глубже и Iлубже в состояние покоя и расслабленности. Все ниже и ниже. Уходите в гипноз. Когда я скажу •десять», ваш покой будет глубоким и полным. Вы будете следовать всему, что я скажу. Теперь я начи­наю считать: один-два-три... И так до десяти. Ваш покой абсолютен, ваши глаза плотно закрыты, вы не можете их открыть. Попробуйте их открыть, у нас ничего не получится. Вы никак не можете от­крыть глаза, вы даже не пытаетесь это сделать, поэтому все глубже погружаетесь в ощущение покоя и тяжести. Но вы слышите все, что я говорю, и «.ледуете этому беспрекословно».

Если первый опыт не получится, сразу же сде­лайте новую попытку. Почти всегда она увенчается успехом. Вообще помните, что постоянные повторы практически гарантируют успех.


62 КУРТТЕППЕРВАЙН

Техника Л" 13. Счет от одного до ста

Ваш пациент удобно сидит (лежит). Глаза его' •закрыты. Теперь скажите ему: «Я буду медленно считать от одного до ста, при каждом нечетном числе вы будете открывать глаза, при каждой четной цифре — закрывать».

Вначале вы считаете довольно быстро, однако не с такой скоростью, чтобы открывание и закры­вание глаз составляло труд.

Потом вы начинаете считать все медленнее медленнее, внушая пациенту, что веки от цифры к цифре становятся все более тяжелыми. Выдерживайте такой темп счета, чтобы глаза ненадолго приоткры­вались, а потом долгое время оставались закрыты­ми, т.е. считайте неравномерно, а так, чтобы на четных числах делать все более долгие паузы.

Как только вы заметите, что пациенту становит­ся трудно открывать глаза, усильте это ощущени следующим внушением: «Ваши веки становятся все тяжелее и тяжелее. Вскоре вы совсем перестанете открывать глаза, хотя я и буду продолжать счет. Глаза закрылись и будут оставаться закрытыми. Вы не можете их открыть. Ваши веки плотно сомкнуты, наш покой полный и безграничный».

Техника № 14. Фиксация взгляда

Посадите пациента на стул, встаньте перед ним и заставьте смотреть на свой нос или на правый глаз. Попросите при этом не моргать. Глядите пациенту прямо в глаза либо в точку между глазами. Вы тоже должны не моргать (при достаточной тренировке можно смотреть не моргая ДО!*> минут).

Вы увидите, что зрачки шикни.! тою лица буду попеременно меняться и разм< ра> Коган зрачок рас­ширяется, пациент видш вм в размытом изображе­нии.


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА



Теперь внушите ему: «Вскоре вы не сможете достаточно резко видеть меня, и гипноз начнет оказывать свое действие».

Как только зрачок снова расширится, вы скаже­те: «Вы видите лишь мое нечеткое изображение, вы погружаетесь в гипноз все глубже и глубже, ваши пеки становятся все более тяжелыми, глаза закрыва­ются. Вскоре вы совсем не сможете их открыть.

Теперь ваши веки стали совсем тяжелыми, вы не можете удержать их. Глаза слипаются и остаются зак­рытыми... Вы не можете их открыть... Вы испытываете приятное ощущение усталости и тяжести. Вы все больше погружаетесь в восхитительное чувство устало­сти и тяжести. Вы устаете все больше и больше...»

Техника № 15. Глотание

Скажите пациенту: он заметит начало гипноза по тому, что ему захочется несколько раз сглотнуть. Как только вы так скажете, внимание пациента будет сконцентрировано на этом акте и действи­тельно через короткое время ему захочется сглот­нуть.

Это заметно по движению гортани, и надо усилить этот момент внушением: «Действие гипноза началось. Всякий раз, когда вам захочется сглотнуть, гипноз будет углубляться. Вы чувствуете все более сильное действие гипноза и погружаетесь в него глубже и глубже. Ничто не может помешать вам. Вы псе глубже и глубже опускаетесь в приятное ощуще­ние усталости и тяжести. Вы становитесь все более усталым...»

Техника № 16. Тепло руки

Подопытное лицо лежит с закрытыми глазами па кушетке. Положите свою руку, которая должна


64 КУРТ ТЕППЕРВАЙН

быть теплой, на живот пациента. При этом вну­шите ему: «Вы чувствуете, как от моей руки исходит приятное тепло. Чудесное состояние по­коя распространяется по всему вашему телу. Вы прекрасно чувствуете себя. Вы дышите спокойно и равномерно. С каждым вдохом вы погружаетесь все глубже в ощущение комфорта и покоя. Ничто вам не мешает. Это состояние комфорта окутывает вас как теплое одеяло. Вы целиком отдаетесь ему. С каждым вдохом вы погружаетесь в него все глубже и глубже».

Техника № 17. «Гипнотические пилюли»

Когда пациент расслабится, дайте ему две так называемые «гипнотические пилюли». На самом деле, это — плацебо, т.е. имитация лекарства, шарики из молочного сахара, которые можно ку­пить в любой аптеке. Скажите пациенту, что гипно­тические пилюли начнут оказывать действие уже через несколько минут и нужно полностью отдать­ся приятному чувству, которое вызывают таблетки. Добавьте при этом, что начало действия пилюль можно заметить по тому, как дыхание делается все более спокойным, руки и ноги тяжелыми, а глаза слипаются.

И в самом деле, большинство подопытных под­твердят, что замечают явное успокоительное дей­ствие пилюль, — именно потому что они ожидают такого действия под влиянием внушения. Этот мет-особенно удачно сочетается с другими видами тех ники гипноза.

Техника № 18. Пальцы, собранные вместе

Соберите все пальцы одной руки, включая боль­шой, вместе — да гак, чтобы они казались одинако-


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 65

вой длины. Теперь сделайте то же самое с другой рукой.

Притроньтесь кончиками пальцев правой руки к груди пациента в области сердца, а кончиками пальцев левой руки — ко лбу и надавите слегка на лоб. В сочетании с соответствующим внушением подопытное лицо вскоре почувствует усталость и тяжесть, которые легко перевести в гипноз. Эту технику также комбинируют с другими методами.

Техника № 19. Падение

Попросите гипнотизируемого занять место по­средине пустой комнаты. Встаньте сами на расстоя­нии одного шага сзади и внушите, что пациент сейчас начнет падать, но вы его поймаете.

Пациент должен стоять совершенно непринуж­денно, смотреть вперед и полностью отдаться той силе, которая начнет на него действовать. Вы держи­те обе руки сбоку от его головы и говорите следу­ющее: «Вы теперь чувствуете, как вас неодолимо |янет назад, все сильнее и сильнее».

Затем потихоньку отпускайте руки и продол­жайте внушение: «Теперь вы начинаете падать. Вы надаете назад, вы не можете сопротивляться, вы падаете, падаете».

Если пациент хоть как-то поддается внушению, пи начнет при повторяющемся внушении качаться и наконец упадет назад. А вы продолжаете говорить: ■•Теперь вы падаете назад. Сила падения все больше возрастает. Вы не можете уклониться от нее, вы надаете. Я удержу вас от падения, вы падаете, надаете».

Продолжайте внушение до тех пор, пока паци­ент не упадет вам на руки. Если это необходимо, то когда пациент только качается, но не падает, отдай-|с ему приказ — «теперь можете упасть».

1 Пысокая школа гипноза


66 КУРТ ТЕППЕРВАИН

Я встречал мало людей, которые могли проти­востоять такому внушению. Эффективность его мож­но усилить, если встать рядом с пациентом и дер­жать одну руку на расстоянии 30 сантиметров перед лицом, а другую — на расстоянии 5 сантиметров за головой. Когда вы внушаете пациенту, что он пада­ет, то начинаете медленно приближать руку к лицу. Пациент невольно постарается избежать прикосно­вения руки и откинет голову назад, что еще больше подчеркнет эффект падения.

Техника № 20. Внушение тепла

Пациент стоит перед гипнотизером. Тот глядит ему прямо в глаза. Потом он кладет в протянутую открытую руку монету. Не опуская глаз, он начинает с внушения, что монета становится теплой. Он говорит: «Вы чувствуете, как монета становится теплой... все теплее и теплее. Вы совершенно явствен­но ощущаете, как она нагревается. Монета теперь такая горячая, что вы с трудом удерживаете ее в руке, просто трудно вытерпеть. А монета становится вес более горячей, она раскаляется.

Вы больше уже не можете держать монету. Вам хочется ее уронить, иначе вы сожжете руку. Скорее, скорее, пусть она падает, иначе у вас появится ожог на руке. Роняйте монету вниз!».

Направляйте это внушение, пока подопытное лицо не уронит монету. Если один раз опыт не ] получится, нельзя пасовать. Всегда дает эффект, если сказать: «Вы убедились, насколько нам не хватает расслабленности. Давайте попробуем еще раз!».

Потом повторите опыт еще раз, только объяс­няйте пациенту более подробно, что происходит с ним и с «горячей» монетой Вы упидите, что в 80% случат мам удастся превратить прежде неудачные опыты в успешны


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 67

Техника № 21. Маятник

Дайте гипнотизируемому в руки маятник. Если нет под рукой настоящего, его нетрудно сконстру­ировать — достаточно привязать кольцо к веревочке. Веревочка должна быть тонкой — скажем, скручен­ная в несколько раз нитка. Материал и масса значе­ния не имеют и никак не влияют на результат.

Скажите пациенту, что кольцо дернется в сто­рону, как только начнет действовать гипноз, и начинайте со следующего внушения: «Вы спокойны, вы абсолютно спокойны. Вы чувствуете себя очень хорошо. Вы ощущаете приятное чувство усталости и тяжести. Вы отдаетесь этому приятному чувству. Вы дышите ровно и глубоко. С каждым вдохом вы все глубже погружаетесь в ощущение покоя и умиротво­ренности. Гипноз начинает действовать все больше и больше. Как только подействует гипноз, маятник станет отклоняться. Маятник начинает качаться все сильнее и сильнее. Гипноз становится все глубже и глубже. Теперь гипноз очень глубокий и сильный. Вы сделаете все, что я вам скажу. Вы чувствуете неодо-пимую потребность выполнить все, что мною будет сказано».

Техника № 22. Обратный отсчет

Пусть гипнотизируемый начнет медленно отсчи-илвать от ста в обратную сторону до единицы. Поскольку такой отсчет непривычен, он не получа­ется «автоматически», в нем участвует сознание. Во премя отсчета начинайте внушать, что руки и ноги гяжелеют, что пациент становится все более и более усталым.

Поскольку ваше сознание занято, внушение лег-•10 проникает в подсознание. Испытуемый поначалу (>удет считать вполне четко и правильно, однако постепенно голос станет глухим, пациент начнет


68 КУРТ ТЕППЁРВАЙН

пропускать вначале отдельные числа, а потом и группы чисел, не замечая этого.

По этим ошибкам можно судить об эффектив­ности внушения и соответственно формулировать внушаемые представления. Те внушения, которые дают наилучший эффект, следует повторять. Введе- ] ние в гипноз завершают следующими словами: «Вам все труднее и труднее считать — вы несказанно устали и хотели бы отдохнуть. Вы с трудом произ­носите слова и все глубже погружаетесь в приятное ощущение усталости и тяжести. Теперь вы вообще не можете говорить, гипноз прочный и глубокий.

Ничто вам не мешает. Гипноз полностью овла­дел вами. Ничто для вас не важно, пусть все идет своим чередом, пусть все происходит, как есть. Пусть будет, что будет. Вы слышите только мои слова. Все, что я вам теперь скажу, проникает глубоко в ваше подсознание и запечатлится там навсегда. Вы будете строго следовать моим приказам. Вы сделаете все, что я вам сейчас скажу».

А теперь можно произнести то внушение, кото­рое вы собирались сделать.

Техника № 23. Движение по эскалатору

Пациент очень удобно разместился в кресле. Дайте ему отдохнуть минут десять. Пусть он скон-. центрируется на своем дыхании и почувствует, как оно становится все более спокойным, а тело рас­слабляется.

Теперь попросите пациента с закрытыми глаза­ми представить, что он стоит на верхней ступеньке эскалатора и держится за поручень.

Начинайте считать, при этом внушите, что эс­калатор начинает опускаться. С каждым числом он опускается вес ниже и ниже, а вы при этом устаете. Если появится необходимость, можно заставить па-| циепта СПУСТИТЬСЯ ПО нескольким эскалаторам.


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 69

Правда, вначале необходимо выяснить, не боит­ся ли он эскалаторов. Известно, в частности, что их недолюбливают многие женщины. В таком случае они не могут расслабиться, когда им предлагают спуститься по эскалатору. Однако во всех остальных случаях это очень действенный метод, потому что сознание занято конструированием представления о спускающемся вниз эскалаторе и внушение не кон­тролируется им, а потому может беспрепятственно проникать в подкорку.

Гехника № 24. Поглаживание макушки или бровей

Для выполнения этой техники надо посадить пациента на стул спиной к гипнотизеру. Гипноти­зер просит пациента закрыть глаза и полностью отдаться тем ощущениям, которые начнет испыты-пать. Затем он начинает кругообразными движени­ями поглаживать участки головы пациента вокруг макушки. Гладить следует в направлении роста во-пос и усиливать механическое движение внушением покоя.

Гладить можно только одним пальцем или ладо­нью, но непременно спокойно и равномерно, по-тму что ощущение покоя возникает из-за легкого | оптакта с кожей головы на макушке, которая "собенно чувствительна в этих точках.

Еще одним вариантом этой техники является поглаживание бровей. Пациент при этом закрывает | 1аза, а гипнотизер внушает ему, что веки становят-| я все тяжелее и тяжелее и что он не может открыть I мза.

Если продолжать поглаживание в течение пяти минут, пациент и впрямь больше не сможет открыть ■ кпа. Вы можете внушить ему, что это — начало митоза, а затем последующими внушениями углу­бить начинающийся гипноз.



КУРТ ТЕППЕРВАЙН


Техника № 25. «Гипнотическое масло»

Эта техника основана на известном эффекте «плацебо». Нужно только обзавестись бутылочкой с сильно и приятно пахнущей жидкостью, например эфирным маслом.

Скажите пациенту, что эфирное масло имеет сильный гипнотический эффект. Пациент должен расположиться поудобнее и целиком отдаться «гип­нотическому» действию масла. При этом он должен закрыть глаза. Держите открытую бутылочку у него под носом и попросите пациента равномерно и глубоко дышать. Внушите ему, что после десяти вдохов гипноз уже начнет действовать. Углубите гипноз соответствующим внушением покоя. Эта тех­ника очень хорошо сочетается с другими методами.

Техника № 26. Использование кресла с подлокотниками

Это — очень простой и очень эффективный метод, который в большинстве случаев дает успех уже через 10 секунд. Надо только иметь в виду, что использование метода требует определенной уверен­ности и отработанности приемов. Посадите испыту­емого перед собой в удобное кресло, лучше всего высокими подлокотниками.

Однако вначале пациент не должен облокачи­ваться на них, а сидеть, немного наклонившись вперед. Предплечья также вытянуты горизонтально, локти согнуты под углом 90 градусов и подняты вверх, а кисти рук при этом снопа направлены горизонтально. Глаза все время гвкрыты,

Теперь возьмите папист.I ц руку и внушите
ему, что он чувствует СИЛЬНУЮ \' г»ло< гь и не может
с ней бороться. При ЭТОМ Ш I к ими прижимайте
руку к подлокотнику Н(.... пгп., мнда обнару­
жите, ЧТО наш.- 1нуш@НИ1. | почти немедлен­
ный м|м|н I | Почт 'и................... подтвердит, что


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 71

испытывает сильнейшую усталость в сочетании с легким головокружением.

Этот метод пригоден и для самогипноза, по­скольку включает в себя известный эффект «парик­махерского кресла».

Техника № 27. Эффект парикмахерского кресла

Пусть гипнотизируемый займет место перед зер­калом. Заставьте его внимательно смотреть самому себе в глаза, очень сосредоточенно и по возможно­сти не моргая.

При этом положите левую руку на сердце, а правую — на затылок пациента. Теперь начинайте внушать ему, что веки слипаются. Как только заме­тите первые признаки того, что пациент начинает закрывать глаза, усильте этот эффект соответствую­щими словами. Если пациент при этом полулежит в кресле перед зеркалом, он чувствует себя как в парикмахерском салоне.

Как только веки начинают дрожать, отдайте приказ закрыть глаза, дайте пациенту спокойно откинуться в кресле назад и углубите начинающийся гипноз соответствующим внушением.

Техника № 28. Скосить глаза

Велите пациенту, сидящему с закрытыми глаза­ми, как бы смотреть на крылья собственного носа, г.е. немного косить. При этом равномерными, спо­койными движениями вы поглаживаете ему брови — ю правую, то левую — и внушаете: «Вы дышите спокойно и равномерно, чувствуете себя превосход­но. Вы ощущаете приятное чувство усталости и 1яжести. Всякий раз, когда вы выдыхаете, то еще | пубже погружаетесь в приятное состояние усталости и тяжести, погружаетесь все глубже и глубже...»



КУРТ ТЕППЕРВАЙН


В большинстве случаев состояние гипноза насту­пает поразительно быстро.

Техника № 29. Особая техника чтения

Дайте гипнотизируемому в руки книгу или газе­ту и попросите медленно читать вслух, но не громко — так, чтобы на каждое слово затрачивать примерно по три секунды. Затем надо сделать перерыв в три секунды, а потом читать следующее слово.

Такой ритм почти непосилен для сознания, оно быстро устает. Уже через несколько минут подсозна­ние способно воспринимать внушение.

Здесь можно внушить, что через 10 или 20 слов наступит гипноз, и так оно в большинстве случаев и происходит. Если первый опыт не получится, его обязательно надо повторить, успех обеспечен.

Техника № 30. Руки на лбу и на затылке

Если при начале сеанса гипноза кроме произно­симого внушения положить одну руку на лоб, а другую — на затылок подопытного, это даст очен* быстрый результат. Наступит состояние гипноза, причем весьма глубокого, о чем можно судить как по объективным (глубокое дыхание), так и по субъективным показателям.

Любопытен также и отмечаемый при всех видах глубокого гипноза феномен: подопытное лицо, не­смотря на соответствующее внушение, не может выйти из гипноза, если руки остаются на лбу и затылке. Стоит снять руки, как гипнотическое состо­яние прекращается, даже без внушения.

Эта фиксация гипнотического состояния на ру­ках, приложенных ко лбу и затылку, основана не на гипнотическом внушении. Такой комплексный ме­тод более эффективен, чем вербальный.


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 73

Надо иметь в виду, что эффект достигается лишь при очень определенном положении рук: рука, ле­жащая на лбу, должна указательным пальцем касать­ся места, откуда растут волосы, а рука на затылке нижним краем, т.е. мизинцем, — касаться точки, где стрижка кончается. Особое внимание следует уделять расположению руки на затылке. Здесь следует еще раз подчеркнуть, что достаточно убрать руки, как гипноз закончится, т.е. сила внушения снимается чисто физическим способом.

При использовании этого метода гипнотизиру­емый ощущает, как голову сжимает обруч. При этом эффект ощущается также, если держать руки на расстоянии 1—2 сантиметров от головы, но на тех участках, о которых мы говорили. В своих экспери­ментах я даже пытался подсунуть между руками и головой разного рода изолирующие материалы, но это никак не снимало эффект «обруча». Это — особенно активная и надежная техника.

Техника № 31. Мышечное напряжение

Следующий метод также очень действенный. Гипнотизируемый удобно лежит на кушетке, дыха­ние свободное и равномерное. После каждого вдоха надо задерживать дыхание на восемь секунд. В этот момент все мышцы тела напряжены. По завершении восьми секунд во время спокойного выдоха все мышцы внезапно расслабляются.

Теперь спокойно вдохнуть и после вдоха снова удержать дыхание на восемь секунд или на восемь ударов пульса, напрячь все мышцы, а затем снова спокойно выдохнуть и расслабить мышцы.

Эта процедура длится примерно 10 минут. Резуль-1атом является сильное чувство усталости, сердце чвственно бьется в замедленном ритме. Теперь время челать внушение: «Вы чувствуете большую усталость и 1яжесть, вы все больше устаете. Дыхание равномерное


74 КУРТТЕППЕРВАЙН

и свободное. С каждым выдохом вы все глубже погру­жаетесь в приятное ощущение усталости и тяжести. Всякий раз, когда вы выдыхаете, то опускаетесь все глубже и глубже в состояние гипноза. При этом вы чувствуете себя превосходно и опускаетесь все глубже и глубже, так глубоко, как никогда прежде.

Все мышцы расслаблены, ноги и руки налиты тяжестью. Веки тоже тяжелые и становятся тяжелее с каждой минутой. Веки до того тяжелые, что глаза просто слипаются от усталости. Закройте глаза. Они теперь плотно закрыты, и вам не удается их от­крыть, да и не хочется этого делать.

Вы погружаетесь все глубже и глубже в восхити­тельное чувство усталости и тяжести. Вы чувствуете все большую усталость, но все, что я вам говорю, проходит в ваше подсознание и прочно остается в нем. Вы будете действовать, как я вам скажу, и следовать любому моему приказу».

Техника N° 32. Специальный метод

Здесь я хочу привести пример комбинированно­го метода и заодно рассказать о специально разрабо­танной мною технике введения в гипноз.

Пациент удобно расположился на кушетке. Я прошу его поднять руки и ноги сантиметров на 30, и держать их так долго, как только может.

Ноги, как правило, уже через 30 секунд прихо­дится опустить. Я заранее говорю участнику экспе­римента: если он не в состоянии держать ноги поднятыми, может их опустить.

Руки удается держать поднятыми минут 5, но уже через 3 минуты я отдаю распоряжение их опу­стить, так что ноги и руки пациента лежат свободно и расслабленно.

Примерно II ЛЧвние сип- одной минуты пациент лежит па купим < | «крытыми глазами и спокойно и глубоко ДЫШИ1 Ноши и прошу его при вдохе


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА



слегка приподнимать руки и ноги и открывать глаза, а при выдохе закрывать глаза и опускать руки и ноги.

Это упражнение очень эффективно и естествен­но вызывает чувство большой тяжести и расслабле­ния, которое я дополнительно усиливаю таким вну­шением: «Ваши руки и ноги очень тяжелы, они просто налиты свинцом, и их невозможно поднять. И с каждой минутой они становятся еще тяжелее. Свинец прямо-таки вливается в ваши конечности. Ничто вам не важно, вы просто отдаетесь приятно­му чувству усталости и тяжести и опускаетесь все глубже и глубже — на самое дно.

Отдайтесь целиком этому восхитительному ощу­щению усталости и тяжести, пусть вас несет по воле волн, пусть все происходит само собой, как есть, так пусть и будет. Вы чувствуете себя превосходно и наслаждаетесь моментом. Вы раскованны и счастливы.

Ваше подсознание открыто, оно раскрыто на­распашку. Все, что я сейчас скажу, будет проникать глубоко в ваше подсознание и останется там. Вы хотите следовать моим приказам, и вы станете это делать. Вы будете неукоснительно следовать всему, что я скажу».

Этот метод срабатывает стопроцентно.

Вспомогательные средства

для введения в первичный гипноз

Каждый опытный гипнотизер со временем на­ходит различные вспомогательные средства и отра­батывает для себя наиболее удачные методы. Шведс­кий исследователь гипноза Веттерштранд, напри­мер, заставляет пациента вглядываться в серебряную кофейную ложку, в которой отражается зажженная «веча. Другие просто предлагают смотреть на пламя (печи, а то и разглядывать собственный пупок.


76 КУРТ ТЕППЕРВАЙН

Гипноскопы

В течение столетий было разработано множество механических способов введения в гипноз. Как пра­вило, при ЭТОМ прибегают к гипноскопу. Под гип-носкопом подразумевают метод или устройство, которое действует на нервную систему подопытного за счет одноразового сильного или повторяющегося легкого механического раздражения.

Простейшим гипноскопом является маятник на­стенных часов или равномерное тикание метронома. Гипнотизер Шупп закрывал часть стены размером примерно в один квадратный метр черной матери­ей, а в центре укреплял маленькую серебряную тарелочку. Потом он затенял комнату и заставлял пациента глядеть на эту серебряную тарелочку, на которую с помощью проектора отбрасывался свет, — до тех пор, пока не наступал гипноз.

Другие исследователи используют разноцветные лампочки или сложные геометрические фигуры, на которые надо смотреть так долго, пока глазные мышцы не устанут и глаза не закроются. После этого достаточно простейшего внушения, чтобы начать гипноз.

Стробоскопы

Очень эффективным, хотя и непростым сред­ством введения в гипноз является стробоскоп. В дан­ном случае мы имеем в виду сильный источник света, перед которым помещен перфорированный диск. Он вращается, и таким образом свет периоди­чески то закрывается непроницаемой пластинкой, то становится виден. Этот ритмически мерцающий свет через зрительный нерв оказывает воздействие непос­редственно на деятельность мозга. В большинстве слу­чаев гипноз наступает очень быстро. Даже гипнотизе­ру весьма интересно сидеть перед стробоскопом и реагировать на возникающие перед ним картинки.

Эти картинки постоянно меняются, как в ка­лейдоскопе: основной цвет, который при этом воз­никает, зависит от скорости вращения перфорирот ванного диска. Если свет загорается (и соответствен-


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА



но гаснет) 10—12 раз в секунду, возникающие картинки окрашены по преимуществу в оранжево-красные тона. Если дырчатый диск поворачивается вокруг своей оси 13—14 раз, основной цвет — зеленый. Скорость вращения 15—16 раз в секунду дает очень красивый синий цвет, а 18 и более раз превращают его в размытое серо-белое изображение. Ученые не знают, почему мы видим эти посто­янно меняющиеся картинки в стробоскопе, однако известно, что у потенциальных эпилептиков, глядя­щих в стробоскоп, могут наблюдаться припадки, даже если они никогда ими прежде не страдали. Эта опасность невелика (примерно 1%), но она имеется.

Наркотические средства

Наркотические средства, действующие на созна­ние, также ускоряют введение в гипноз, если одно­временно произносить внушение. Мы не будем здесь говорить об опасности применения наркотиков, поскольку она известна каждому, а многие молодые люди испытали эту опасность на себе.

В течение многих веков гипноз, вызванный ин­дийской коноплей (гашишем), имел огромное зна­чение, причем не только в Индии, но и в Египте, Сирии, Персии. Предводители религиозных сект обещали своим последователям показать рай.

Людей одурманивали гашишем и затем вели в роскошный сад, населенный прекрасными гуриями.

Когда они трезвели, им говорили, что они нернулись из рая и что после смерти они снова туда попадут, если будут во всем послушны предводите­лю секты. После такого «посвящения» вождю доста-ючно было только сказать слово, как верные ему исполнители бросались на врага или шли на смерть, иобы достичь обещанного рая.

Наркотический гипноз

Довольно давно было сделано открытие, что четкий наркоз способствует введению в гипноз. Так, О. Веттерштранд и Крафт-Эббинг рассказывают об


78 КУРТ ТЕППЕРВАЙН

опыте легкого наркоза с помощью хлороформа, Молль предпочитал использовать хлоралгидрат, Шупп — бромэтил. Кстати, даже псевдонаркоза доста­точно, чтобы инициировать гипноз (см. подробное исследование Халлауэра). Интересные сведения при­водит А. Фридлендер в своей книге «Гипноз и гип­нотический наркоз», опубликованной в 1920 году. В частности, он описывает хороший эффект, который дают паральдегид и некоторые барбитуратные произ­водные. Небольшая доза хлорэтила также помогает вводить в предварительное наркотическое состояние. Очевидно, что на этой стадии использования наркотических средств для первичного гипноза не­обходима помощь врача, и я упоминаю об этом, лишь имея в виду читателя-врача.

Сигналы извне

Не менее эффективным и абсолютно безопас­ным средством является вдыхание двуокиси углеро­да, то 1ее, смеси трех долей С02 с семью долями кислорода. Вдыхание этой смеси, в частности, повы­шает способность человека с закрытыми глазами представлять различные образы. Возможно, дело в том, что повышенное содержание двуокиси углерода в крови подавляет в какой-то степени активность коры головного мозга. Чем сильнее тормозится фильтр сознания, тем явственнее человек восприни­мает сигналы извне.

В то же время можно с уверенностью утверж­дать, что самым естественным и действенным вспо­могательным средством введения в гипноз является собственный опыт, т.е. пример успешного и пере­житого самим подопытным случая гипноза.

Многие гипнотизеры используют это обстоя­тельство и показывают вероятным кандидатам на гипноз особо внушаемого человека. Уверенность гип­нотизера, мастерство, с которым он добивается гипнотического состояния у подопытного лица, повышают доверие кандидата и способствуют впос­ледствии быстрому и глубокому гипнозу.


4. Признаки гипноза

- Глубина гипноза

Для большинства людей гипноз сочетается с представлением о глубоком трансе, своего рода по­тере сознания, при которой становятся доступны глубокие слои личности. Однако на такую глубину гипнотизер выходит лишь в 20% всех случаев.

Чаще он достигает средней глубины, которой вполне достаточно, чтобы установить контакт с подсознанием и дать активное внушение.

Различные уровни гипноза

Различают три уровня гипноза:

1. Легкий гипноз. В этом состоянии человек рас­слаблен, но сознание его работает вполне активно. Он воспринимает и исполняет простейшие внуше­ния (внушение в состоянии бодрствования).

2. Средний гипноз. Очень высокая степень рас­слабленности. Сознание почти выключено. Человек выполняет все внушения, если только они не противоречат структуре личности (возможны так­же задания, которые будут выполняться после I ипноза).

3. Глубокий гипноз. Абсолютная расслабленность, полное выключение сознания. Выполняются даже нелогичные внушения. После снятия гипноза чело­век совершенно не помнит, что он делал.



КУРТ ТЕППЕРВАЙН


Такая классификация известна с незапамятных времен, да и сейчас достаточна для большинства случаев, тем более что границы каждого состояния очерчены нечетко. Основываясь на собственном опы­те, я бы привел такую статистику: 28% подопытных входят в состояние легкого гипноза; 52% — средне­го; 17% — глубокого гипноза, а 3% испытуемых гипнозу не поддаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: