Когда образное представление переводится в письменную протокольную запись, могут пропасть важные детали. Поэтому лично я предпочитаю фиксировать все ответы подопытного на магнитофонной пленке, да и мысли текут куда более свободно, если достаточно говорить, а не записывать.
Однажды я работал с таким магнитофонным протоколом, когда пытался выяснить причину не-
КУРТ ТЕППЕРВАЙ1-
крест, по которому ее легко будет узнать. Теперь карту верните в колоду и тщательно перемешайте ее. Теперь покажите подопытному все карты подряд (только рубашками) и попросите выбрать ту, на которой (якобы) нарисован черный крест. Почти во всех случаях испытуемое лицо безошибочно выберет искомую карту.
Кстати, из этих экспериментов следует, что подопытный вовсе не пассивно следует указаниям гипнотизера, а способен сам будить в себе способности, необходимые для решения поставленной задачи.
Внушенный ожог
Хочу рассказать еще об одном эксперименте, который можно выполнить в состоянии гипноза и который был засвидетельствован группой врачей, что зафиксировано в протоколе. Речь о том, как только внушением вызвать ожог руки.
Итак, гипнотизер дотрагивается до кожи подопытного холодным металлическим предметом (например, монетой), внушая при этом, что монета раскалена и обжигает кожу. После этого внушения гипноз завершается и испытуемого будят. Через 2—3 часа точно на том месте, к которому была прижата монета, появляется волдырь — типичное проявление ожога. Об этом эксперименте пишет Платонов в книге: «Слово как лечащий и физиологический фактор»:
«Подопытный г-н М., мужчина 38 лет, был легко внушаем. Гипнотизер В. Финне погрузил его в гипноз, после чего положил на левое предплечье медную монету и внушил: «Эта монета обожжет кожу, и вам будет больно». Такая формула внушения была произнесена несколько раз. После пробуждения М. постоянно находился под наблюдением одного из приглашенных врачей. В соответствии с протоколом через 25 минут после произнесенного внушения и пробуждения на «месте ожога» появилось диффузное покраснение кожи, через 5 минут оно вспухло, а через два с половиной часа в центре «покраснения»
ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА
появилось белое пятно, которое через три с половиной часа переросло в ожоговый волдырь».
Комментарий психиатра Шефера показывает, насколько трудно объяснить такие кардинальные изменения, которые может повлечь за собой слово гипнотизера:
«Совсем иной характер имеет объяснение внушенного ожога. Поскольку такой ожог происходит без какой-либо активности испытуемого, например, он не натирает себе руку, это следует объяснить нервными импульсами. Принять такое объяснение затруднительно по двум причинам. Прежде всего неизвестно, каким образом раздражение симпатических нервов, а только они ведут к коже, может дать образование волдыря. Мы всегда придерживались мнения, что подобные волдыри возникают как результат локального разрушения клеток и повреждения кровеносных сосудов за счет воздействия на них высокой температуры. Однако в данном случае ни один из этих факторов не присутствует. Во-вторых, непонятно, почему симпатический эффект остается локализованным. Если изучить все эти факторы, то мы убедимся, что симпатическая нервная система все это время по всем своим ответвлениям была возбуждена с одинаковой интенсивностью. Остается думать, что наука еще не умеет распознавать те импульсы, которые приводят к образованию волдырей, возникающих при ожогах».
Феномен «хождение по углям»
В состоянии гипноза или транса можно добиться и противоположного результата. Мы имеем в виду феномен «хождение по огню», — умение, известное у многих народов. Д-р Бушан дает обозрение этого феномена в «Немецком медицинском еженедельнике» за 1940 год.
Первые упоминания об этом находим у путешественника Сапорта, который наблюдал хождение по огню на острове Райя-Тайя в Полинезии. Местные
КУРТ ТЕППЕРВАЙН
шаманы, произнося заклинания, ходили по горячим камням, не испытывая боли. Мало того, они утверждали, что стоит кому-нибудь испугаться и повернуть вспять, весь мир погибнет в пламени.
Ученый Келлог сообщает об обычае ходить по огню на острове Таити. Островитяне держат камни в пламени в течение двух ночей и дней, так что они от жары приобретают белый цвет, после чего туземцы шагают голыми ногами по двенадцатиметровой дорожке, выложенной из этих раскаленных камней. Некоторым удавалось трижды пройти по этой дорожке. Сам Келлог попытался проделать то же самое, но из-за ужасно высокой температуры вынужден был держаться на расстоянии нескольких шагов. Он бросил на камни свой старый башмак, и тот немедленно сгорел. Между тем на ногах туземцев нельзя было увидеть ни малейших следов ожога.
Виртц наблюдал хождение по огню во время религиозных праздников в Индии. Паломники босиком шествовали по горячим углям к изображениям богов, чтобы украсить их гирляндами. И — никаких последствий!
Джонсон наблюдал хождение по огню на острове Мартиника. Там из горячих углей изготавливали «дорожку» длиной семь метров. Она источала такой жар, что зрители даже на расстоянии десяти метров от дорожки с трудом выдерживали высокую температуру. По обеим сторонам пылающей Голгофы были установлены статуи богов. Верховный жрец первым наступал на дорожку, держа в руках талисманы. Он не отводил взгляда от статуй богов и, казалось, совсем не замечал жара, хотя ноги его по щиколотку утопали в горячих углях. Жрец шествовал спокойно и неторопливо.
Следующий жрец нес на голове венок из цветов. Он выступал также уверенно и величаво, но в середине пути силы оставили его. Казалось, он вот-вот упадет, но он собрал все силы и дошел до конца.
Затем появились трое мужчин и три женщины. Это — новички, которым в первый раз предстоит освоить науку хождения по углям. Они лихорадочно
ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 191
возбуждены, рот открыт, глаза имеют стеклянный блеск и, похоже, не видят ничего перед собой. Когда одна из женщин на полпути останавливается и начинает кричать, жрец бьет ее по голове мокрой веревкой. После этого она продолжает путь. Это дается ей нелегко, она с трудом удерживается на ногах, но все-таки преодолевает дорогу. Ни у одного из участников не видно следов ожога.
Хождение по огню является и японской традицией. Английский ученый Лоуэлл сообщает о подобной церемонии, которая происходит два раза в год в небольшом храме в Онтаке. Горячие угли выкладывают таким образом, что они образуют дорожку длиной четыре и шириной один метр. По обеим сторонам дорожки развешаны свитки со священными текстами. Чтобы угли не перестали тлеть, на них постоянно поддувают воздух веерами на длинных ручках. Вначале вокруг пламенной дорожки ходит толпа священнослужителей, потом из этой толпы выделяется маленькая группа во главе с главным жрецом, и они уверенно ступают на угли.
В 1935 году члены Общества психологических исследований провели строго контролируемый эксперимент с индийским факиром Куда Баком. Этот эксперимент был зафиксирован в протоколе Совета психологических исследований Лондонского университета. Вот выдержка из протокола:
«Перед началом эксперимента ноги факира были тщательно осмотрены и вымыты. На них не было отмечено никаких следов подготовки к предстоящему испытанию. Ступни были мягкими и сухими, температура кожи составляла 27 градусов. В ходе эксперимента использовали две печи, каждая длиной 3,35 и высотой 1,8 метра. В печи были положены газетная бумага, парафин и дрова. Затем этот горючий материал был закрыт сверху древесным углем.
Эксперимент должен был начаться в 16 часов. В 8 часов утра огонь в печах был зажжен, и в 16 часов печи уже пылали. Весь эксперимент был заснят на фото- и кинопленку. Факир не спеша
КУРТ ТЕППЕРВАЙН
сделал пять шагов по печи и пять шагов обратно, после чего температура кожи была снова замерена. Она по-прежнему составляла 27 градусов, никаких повреждений на стопах не обнаруживалось. Факир собрался пройти по второй печи, но вдруг взволнованно обратился к. членам испытательной комиссии со словами: «Во мне что-то повреждено. Я потерял веру в себя и не могу повторить эксперимент».
Один член комиссии, который наблюдал демонстрацию этого опыта, попытался повторить его сам. Стоило ему, однако, сделать несколько шагов, как он отпрыгнул в сторону. На ногах появились сильнейшие ожоги и ему была оказана врачебная помощь».
Личные наблюдения автора
В связи с этим я не могу забыть одного случая, свидетелем которого я был. Чтобы самому убедиться в возможностях подобных феноменов, я пригласил из Индии известного йога по имени Рам Прижья Дасс. В течение недели он был моим гостем, так что я мог изучить и сфотографировать все, что меня интересовало. Мы оборачивали йога на два часа в воздухонепроницаемую пластмассовую пленку, и он спокойно переносил этот безвоздушный плен. С закрытыми глазами он стрелял из лука по семи нитям, на которых висели качающиеся грузы — и попадал во все семь одновременно.
Наконец, я подготовился к эксперименту хождения по огню: поджег кучку сухих буковых поленьев, которые через 4 часа дали очень сильный жар. Йог обошел огонь, произнося заклинания. А потом трижды прошел по пылающему костру. Несколько секунд я, пораженный, не мог тронуться с места, а затем бросился ему на помощь. Но йогу помощь была не нужна — на стопах не было никаких ран.
Помощь при сильных болях
Гипноз, включая самогипноз, действует на таких уровнях, которые кажутся нам непостижимыми. В особенности благотворна помощь гипноза при
ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 193
сильных болевых ощущениях. Проведено много операций под гипнозом, которые обычно сопровождаются очень сильной болью. Эти случаи описаны так подробно, что сомневаться в них не приходится. Оказывается, что гипноз позволяет подавить самую сильную боль. А в случаях с так называемыми «фантомными» болями гипноз подчас единственное средство, которое может их снять. Гипноз с успехом используют и при мигренях.