Показания обвиняемого

Показания обвиняемого - сообщения об обстоятельствах, составляющих содержание предъявленного обвинения, а также об иных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, исходящие от лица, привлеченного в качестве обвиняемого, и зафиксированные в соответствии с правилами установленными уголовно - процессуальным законом.

Особенностью показаний обвиняемого является то, что они являются не только видом доказательств, но и средством защиты от предъявленного обвинения.

Предмет показаний обвиняемого составляют:

1) обстоятельства по предъявленному ему обвинению;

2) другие известные ему обстоятельства по делу;

3) имеющиеся в деле доказательства;

4) обстоятельства не указанные в законе, но, по мнению обвиняемого, имеющие значение для дела.

Дача показаний обвиняемым право, а не обязанность, он не несёт ответственность за отказ и дачу ложных показаний.

Виды показаний:

1) с полным признанием виды обвиняемым;

2) с частичным признание вины обвиняемым;

3) с непризнанием вины обвиняемым.

Согласно принципу презумпции невиновности обвиняемый имеет право отказаться от дачи показаний и это не свидетельствует о том, что он причастен к совершению преступления.

Доказательное значение несет не сам факт признания вины, а конкретная информация об обстоятельствах совершенного преступления, подтвердившаяся совокупностью собранных по делу доказательств.

Показания обвиняемого рядовое доказательство и подлежит проверке и может быть положено в основу решения по делу только в случае их полной достоверности и доказанности всеми другими собранными по делу доказательствами.

На одном признании нельзя строить обвинения.

Среди показаний обвиняемого особое место занимает оговор и самооговор.

Оговор - заведомо ложные показания обвиняемого против других лиц.

Самооговор - заведомо ложные показания обвиняемого против себя.

37. Заключение и показания эксперта, заключение и показания специалиста как доказательства по уголовному делу. Их соотношение.

Заключение эксперта – это представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.

Согласно ст. 195 УПК РФ экспертиза назначается тогда, когда при производстве дознания или предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке технике, искусстве, религии.

Формы применения специальных познаний в уголовном процессе:

1. Судебная экспертиза.

2. Освидетельствование с врачом.

3. Допрос несовершеннолетнего с педагогом.

4. Допрос лиц, не владеющих языком, на котором ведётся судопроизводство, с переводчиком.

5. Участие специалиста в следственных действиях.

6. Требования о проведении ревизии, документальных проверок и восстановление бухучета.

7. Получение справок по специальным вопросам.

8. Мнение сведущих лиц.

9. Возбуждение уголовного дела по основаниям ведомственных проверок.

Экспертиза - производство в установленном процессуальным законом порядке, исследование материалов (обстоятельств) дела, которое осуществляется сведущим лицом (экспертом).

Заключение эксперта - выводы по исследуемым вопросам, к которым эксперт пришел на основании специальных познаний и произведённых исследований.

Не допускается постановка перед экспертом правовых вопросов, не входящих в его компетенцию.

Предмет экспертизы формируется следователем и судом с учетом его относимости к предмету доказывания и уголовному делу в целом и зависит от ряда условий:

- характера и состояния объектов, направляемых на экспертизу;

- уровня развития науки.

Экспертиза может проводиться только по назначению следственно-судебных органов с соблюдением норм уголовно-процессуального закона.

Виды заключения экспертизы:

1. Категоричное, которое может быть положительным или отрицательным;

2. Вероятное;

3. Заключение о невозможности сделать вывод.

Вероятное заключение эксперта не является видом доказательств и не может быть положено в основу приговора.

По мнению Л.В.Виницкого и С.Л.Мельник оценка заключения эксперта это ничто иное, как оценка доказательств, логическая операция, выражающаяся в оценочных суждениях. Содержащаяся в заключении информация может относиться к доказываемому факту и тогда она выступает как прямое доказательство.

Оценка заключения эксперта включает:

1) анализ соблюдения процессуального порядка подготовки, назначения и проведения экспертизы (процессуальная форма), последствий его нарушения, если они были допущены;

2) анализ соответствия заключения эксперта заданию;

3) анализ полноты заключения;

4) оценка обоснованности выводов эксперта и их правильности по существу;

5) оценка содержащихся в заключении эксперта фактических данных с точки зрения относимости к делу и места в системе доказательств;

6) оценка достаточности представленных к экспертизе материалов;

7) оценка правильности оформления заключения;

8) оценка заключения эксперта путем сопоставления с другими собранными по делу доказательствами;

9) правильное понимание логической формы экспертного вывода, его смыслового значения.

Показаниями эксперта являются сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после получения его заключения, в целях разъяснения или уточнения данного заключения.

Допрос эксперта может быть проведен как по инициативе следователя, так и по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или их защитника. Допрос эксперта до представления им заключения не допускается.

Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной экспертизы. Допрос осуществляется по общим правилам, закрепленным в ст.ст. 187 – 190 УПК РФ.

Заключение специалиста – это представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами.

В отличие от эксперта специалист не несет уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Показания специалиста – это сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения.

Предметом показаний специалиста являются не разъяснение выводов, данных им в заключении, а любые сведения, требующие специальных познаний для установления обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу.

38. Понятие, процессуальный порядок закрепления вещественных доказательств.

Вещественные доказательства (ст. 81-82 УПК РФ) - предметы материального мира, с помощью которых в определенном законом порядке устанавливаются данные, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.

В отличие от иных видов доказательств, вещественные доказательства представляют собой не словесное (иное кодовое, цифровое, графическое и пр.) описание обстоятельств, имеющих значение для дела, а материальные предметы (реальные объекты внешнего мира) со следами и признаками, сохранившимися к моменту производства по делу.

Содержанием вещественных доказательств являются сведения о фактах, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение по уголовному делу, но информация превращается в доказательства лишь после приобретения определенной процессуальной формы.

Для признания вещественного объекта доказательством необходимы следующие документы:

1. Протокол следственного действия, в ходе которого предмет обнаружен;

2. Протокол осмотра предмета с подробным описанием;

3. Вынесения постановления о приобщении предмета в качестве вещественного доказательства.

Если предмет был кем-либо представлен, то процессуальным документом будет, например, протокол выемки или протокол допроса.

Такое сложное оформление вещественных доказательств необходимо для их сохранения, полной достоверности зафиксированной в них информации и доставки вместе с делом в суд.

Порядок хранения вещественных доказательств закреплен в ст.82 УПК РФ.

Особенности оценки вещественных доказательств:

1. Установление источника появления вещественных доказательств, в качестве которого выступает место их обнаружения, что позволяет определить относимость доказательства;

2. Оценка допустимости, которая состоит в анализе соблюдения процессуального оформления вещественного доказательства;

3. Оценка вещественного доказательства судом должна быть результатом его непосредственного осмотра в судебном заседании;

4. Для определения достоверности вещественного доказательства необходимо исследование их с помощью других следственных действий (например экспертизы).

6. Протоколы судебных и следственных действий. (ст. 83 УПК РФ)

Все судебные и следственные действия фиксируются в протоколах, обязательность составления которых предусмотрена в ст.164, 166, 259 УПК РФ.

Протоколы - письменные акты и приложения к ним, составленные дознавателем, сотрудником органа дознания, следователем или судом при проведении судебных и следственных действий.

Особое место занимает протокол судебного заседания, где фиксируются судебные действия, и который имеет большое значение при проверке законности и обоснованности вышестоящим судом.

39. Протоколы следственных действий и иные документы как доказательства по делу.

Протоколы следственных и судебных действий как отдельный вид доказательств - это письменные акты, в которых фиксируются ход и результаты таких следственных действий, как осмотр, освидетельствование, обыск, задержание, предъявление для опознания, следственный эксперимент. Указанные в ст. 87 УПК протоколы следственных действий выделены в самостоятельный источник доказательств ввиду того, что в них фиксируются обстановка, предметы или явления, непосредственно воспринятые следователем, понятыми и другими участниками данного следственного действия. Поэтому к данному виду доказательств не относятся протоколы допросов, поскольку они фиксируют другой вид доказательств - показания свидетеля, потерпевшего, обвиняемого или подозреваемого.
Особое место среди протоколов занимает протокол судебного заседания, в котором фиксируются все проводимые в суде действия (за исключением экспертного исследования, которое оформляется отдельным документом -- заключением эксперта).
Порядок проведения и процессуального оформления следственных и судебных действий подробно регламентирован законом. Установленные правила их производства являются важной гарантией достоверности зафиксированных в протоколе сведений. Поэтому нарушения этих правил могут повлечь недопустимость -в целом или в части - протокола как доказательства (например, отсутствие подписей понятых, предъявление для опознания объекта в единственном числе). Протоколы могут служить доказательством различных фактов. Доказательственное значение протокола зависит от того факта, который устанавливается в ходе данного действия. Так, при осмотре места происшествия в протоколе фиксируются обстановка этого места, имеющиеся на нем следы. Факт опознания, зафиксированный в протоколе, позволяет идентифицировать объект (человека или вещь), подтверждает достоверность ранее данных показаний опознающего. В ходе следственного эксперимента устанавливается возможность или невозможность какого-либо события, совершения каких-либо действий в определенной обстановке или определенным лицом. Установление такой возможности может иметь важное доказательственное значение (например, способность лица изготовить фальшивую купюру). Отрицательный результат эксперимента однозначно свидетельствует, что данное событие, действие не могло иметь место в действительности (например, устанавливается, что вещь через указанный обвиняемым проем пронести невозможно), и таким образом опровергает показания обвиняемого.
В ходе следственных и судебных действий могут применяться различные научно-технические средства и изготавливаться иные, помимо протокола, источники доказательственной информации. Кроме различного рода копий вещественных доказательств (слепков, оттисков) при производстве следственных и судебных действий может производиться фотографирование, звукозапись, киносъемка (ст. 141 УПК). В последние годы все шире практикуется применение видеозаписи, хотя прямо в действующем законе она не предусмотрена.
Все эти источники доказательственной информации не названы в числе отдельных источников доказательств (ч. 2 ст. 69 УПК), и поэтому их обычно именуют приложениями к протоколам. Действительно, они могут иметь доказательственное значение только при наличии протокола, в котором отражены конкретный факт, а также условия изготовления слепков оттисков. Тем не менее, они не только подтверждают и иллюстрируют содержание протокола, но могут содержать и дополнительную доказательственную информацию. Например, на фотоснимках могут быть запечатлены такие детали места происшествия, которые не отражены в протоколе осмотра, на киноленте видны поза и жесты обвиняемого, показывающего место и обстоятельства убийства, что невозможно описать в протоколе, звукозапись Передает все интонации речи и т. п.
Иные документы - это разного рода документы, изготовленные не в ходе процессуальной деятельности (справки, акты, ведомости, расписки и др.), но используемые в процессе как источники доказательств. Документом признается любой предмет материального мира, на котором какими-то условными знаками (буквами, цифрами и др.) зафиксирована какая-то мысль или имеется изображение какого-либо объекта. Наиболее распространенными являются письменные документы (печатные и рукописные). Однако в связи с научно-техническим прогрессом и созданием новых средств фиксации информации все большее распространение получает неписьменная документация: фото-, кино- и фотодокументы. В последнее время с появлением и развитием электронно-вычислительной техники возникла новая разновидность документа - машинная документация. Таким образом,для отнесения предмета к документу не имеет значения материал, из которого он изготовлен (например, бумага или магнитофонная лента), способ его создания и каким условным кодом выражено его содержание.: Доказательством по уголовному делу документ становится в случаях, когда зафиксированные в нем сведения имеют значение для дела. В сферу доказывания по уголовному делу могут быть вовлечены любые документы - официальные и неофициальные (например, личное письмо), исходящие от организаций, учреждений, должностных лиц и от граждан, письменные и неписьменные. Документы могут быть первоначальными (подлинники) и производными (копии).
При оценке документов нужно учитывать свойства их источника (например, компетентность должностного лица, выдававшего справку). Неофициальные, личные документы (частные записки, личные письма и др.) обычно проверяются путем допроса их автора. Для его установления может проводиться почерковедческая экспертиза.....
Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты (печать, подписи и т. д.). В отношении бухгалтерских документов разработаны специальные способы их проверки (например, встречная проверка приходных и расходных документов). Если возникают сомнения в подлинности документа, он подлежит особо тщательной проверке и исследованию. В этих целях может быть проведена экспертиза.
Документы, как самостоятельный вид доказательств, необходимо отличать от документов- вещественных доказательств. Любой документ может стать вещественным доказательством, если приобретает какой-либо из его признаков, о которых речь шла выше (например, будет похищен или подвергнется подчистке). В таким случаях документ приобщается к делу в качестве вещественного доказательства.

40. Понятие и система мер принуждения в уголовном процессе.

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения- к лицам, не исполняющим требования закона или для предупреждения такого неисполнения. Оно может выступать в многообразных формах и носить различный характер. Это и меры воздействия, в связи с неправомерным поведением отдельных лиц и на восстановление нарушенного права, и меры, применяемые к участникам процесса и другим субъектам в целях пресечения или предотвращения их противодействия выполнению задач уголовного судопроизводства.

Они могут носить гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер. Меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характеру применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий: применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства: имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач судопроизводства: применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность: имеют особое содержание и характер.

Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо отводи и желания лица, к которому они применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно и сознательно выполняют предписания норм права. В то же время сама возможность принудительного исполнения этих мер придает им объективно-принудительный характер Нельзя не учитывать и тот факт, что закрепление в законе возможности применения принуждения заставляет лицо действовать в соответствии с правовыми требованиями. Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К ограничениям прав граждан может относиться ограничение свободы, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения, права осуществлять определенную трудовую деятельность и т. п. К ограничениям имущественного характера относится лишение права распоряжаться имуществом в том или ином объеме и т. п. Внешне принуждение выражается в форме психологического, физического или морального воздействия на поведение субъекта и имеет своей целью не только пресечение неправомерного поведения, но и его предупреждение.

Под мерами уголовно-процессуального принуждения надо понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения иных задач уголовного судопроизводства.

Меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы по своему характеру и их применение преследует разные цели. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удаление лиц из зала судебного заседания). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные или судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для экспертного исследования). Четвертые служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество). Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения можно разделить на средства пресечения противозаконных действий и средства обеспечения надлежащего поведения, предупреждения правонарушения и средства получения доказательств.
Все меры процессуального принуждения принято подразделять на две группы: меры пресечения и иные меры процессуального принуждения. Перечень мер пресечения, основания, условий и порядок их применения, изменения и отмены определены в законе (гл. УП УПК РСФСР)1.

В систему иных мер процессуального принуждения включают: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления (ст. 122 УПК): отстранение обвиняемого от должности (ст. 153 УПК): выемка предметов и документов (ст. 167 УПК): наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и выемка ее из почтово-телеграфного учреждения (ст. 174 УПК): прослушивание телефонных и иных переговоров (ст. 35-1 Основ): привод (ст. 73, 147, 247): получение образцов для сравнительного исследования (ст. 186 УПК): помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК): освидетельствование (ст. 181 УПК) удаление лиц из зала судебного заседания при нарушении порядка (ст. 263 УПК) и др.

Меры пресечения имеют ярко выраженный принудительный характер, относятся к пресекательным средствам. Другое дело - иные меры уголовно-процессуального принуждения. Из входящих в их систему действий лишь задержание, привод и удаление из зала судебного заседания относятся к пресекательным средствам и направлены на предупреждение или прекращение неправомерных действий. Большинство же иных мер процессуального принуждения являются следственными действиями по собиранию доказательств и носят обеспечительный характер.

В ряд мер уголовно-процессуального принуждения их ставит предусмотренная законом возможность принудительного осуществления независимо от воли и желания лиц, в отношении которых они применяются.

В то же время в конкретном случае следственное действие может и не иметь принудительного характера, если лицо, в отношении которого оно осуществляется, не возражает против его производства. Например, лицо добровольно участвует в освидетельствовании, предоставляет образцы для сравнительного исследования, выдает предметы или документы, имеющие значение для дела и др.

Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы граждан, нужны твердые процессуальные гарантии, которые бы обеспечивали их законность и обоснованность. В правовом государстве имеет важное значение то, насколько применение мер процессуального принуждения вызвано действительной необходимостью ограничения прав гражданина. Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод гражданина. Конституция РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливают важные процессуальные гарантии этого.

Одной из гарантий является то, что меры процессуального принуждения могут применяться только по возбужденному уголовному делу. Для применения мер пресечения и некоторых иных мер процессуального принуждения необходимо привлечение лица в качестве обвиняемого (отстранение от должности).

Закон исчерпывающе определяет круг должностных лиц, полномочных применять меры процессуального принуждения, а также устанавливает круг лиц, в отношении которых они могут быть применены лишь при наличии оснований, под которыми понимаются конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принудительного воздействия.

При применении принудительных мер пресекательного характера (меры пресечения, привод, задержание, удаление из зала заседания и т. п.) эти обстоятельства выражаются в предполагаемых или совершаемых противоправных действиях субъекта. В качестве общего основания применения мер принуждения обеспечительного характера (обыск, выемка и т. п.), выступает наличие данных, позволяющих полагать, что в результате этого следственного действия будут обнаружены доказательства, имеющие значение для дела.
Закон строго регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Эти меры применяются на основании мотивированного постановления органа расследования или решения суда. В случаях и порядке, предусмотренном законом, оно объявляется лицу, в отношении которого вынесено. Применение же таких мер процессуального принуждения, которые особенно остро затрагивают охраняемые Конституцией права и свободы граждан, возможно не иначе как с санкции прокурора (по решению суда) или только на основании судебного решения: содержание под стражей, залог, наложение ареста на корреспонденцию и ее выемка в почтово-телеграфных учреждениях, обыск, прослушивание телефонных и иных переговоров, отстранение обвиняемого от должности, помещение обвиняемого или подозреваемого, не находящегося под стражей, в медицинское учреждение для экспертного исследования (ст. 22, 23, 25 Конституции РФ,ст. 153, 188 УПК). Важной гарантией является установление судебного контроля за законностью и обоснованностью ареста и продления срока содержания под стражей (ст. 220, 220 УПК).

Строгое соблюдение этих гарантий должностными лицами и государственными органами по делам, находящимся в их производстве, позволит надежно охранять права и свободы личности и обеспечить нормальный ход уголовного судопроизводства.
Поскольку иные меры процессуального принуждения являются следственными действиями, направленными, как правило, на собирание доказательств, основания, условия и порядок их производства регламентируются соответствующими разделами УПК. Меры же пресечения, будучи чисто принудительными средствами, занимают особое место в системе норм уголовно-процессуального права.

41. Условия и основания применения мер принуждения в уголовном процессе. Понятие, основания и условия применения мер пресечения, их виды и место в системе мер уголовно-процессуального принуждения.

Под мерами пресечения понимаются меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при наличии оснований и в порядке, установленном законом, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исключительных случаях - к подозреваемому с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

В виде общего правила меры пресечения применяются только к обвиняемому (ст. 89 УПК). Лишь в исключительных случаях меры пресечения могут быть применены и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок не более десяти дней. По истечении этого срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение либо мера пресечения отменяется. Статья 89 УПК устанавливает, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе применить одну из мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда: или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу: или будет заниматься преступной деятельностью: меры пресечения могут применяться в целях обеспечения исполнения приговора. Эти обстоятельства, подтвержденные доказательствами, и образуют основания для избрания меры пресечения. Поскольку обстоятельства, названные в ст. 89 УПК, как правило, носят прогностический характер, применение мер пресечения возможно при вероятности наступления указанных обстоятельств - предположения о том, что обвиняемый скроется, будет продолжать преступную деятельность, помешает установлению истины. Однако это предположение должно базироваться на достаточно убедительных доказательствах, позволяющих сделать вывод о наличии оснований, указанных в законе. Так, основанием для вывода о том, что обвиняемый скроется, могут служить достоверно установленные путем доказывания сведения об увольнении его с работы, выписка его с места жительства или вообще отсутствие такового и т. п. Основанием для предположения, что обвиняемый будет продолжать преступную деятельность, может служить наличие у него преступных связей, отношение к содеянному, данные о прошлых судимостях и т. п. Основанием полагать, что обвиняемый помешает установлению истины, могут служить данные о его попытке подкупить, подговорить, запугать свидетелей, потерпевших, воздействовать на экспертов, уничтожить или сфальсифицировать вещественные доказательства и т. п.

Таким образом, основаниями избрания мер пресечения являются указанные в законе обстоятельства (ст. 89 УПК), подтвержденные такой совокупностью доказательств, которая дает возможность обоснованно предположить, что лицо, находясь без воздействия меры пресечения, может совершить одно из указанных в законе действий.

Важное значение при избрании меры пресечения имеет учет обстоятельств, перечисленных в ст. 91 УПК. Данная норма, помимо обстоятельств, названных в ст. 89, указывает также на тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.

Следовательно, при решении вопроса об избрании меры пресечения обстоятельства, указанные в ст. 91, имеют значение данных, которые могут подтвердить основания избрания меры пресечения или вызвать сомнения в их наличии. В частности, в совокупности с другими данными состояние здоровья, преклонный возраст обвиняемого, наличие семьи, постоянного места жительства и работы может свидетельствовать о том, что нет основания опасаться уклонения его от следствия. При решении вопроса о том, какую меру пресечения следует избрать обвиняемому, также учитываются указанные выше обстоятельства.
Важное значение имеет и то, что при избрании меры пресечения закон предоставляет право выбора того или иного решения так как избрание меры пресечения является правом, а необязанностью лица, ведущего судопроизводство. Исходя из конкретных обстоятельств дела и личности обвиняемого, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или суд могут вообще не избирать меру пресечения или избрать менее строгую.
Важно, чтобы не только обеспечивалось выполнение целей мер пресечения, но и чтобы допущенное ограничение прав гражданина соответствовало действительно необходимому его ограничению.

По смыслу закона меры пресечения применяются с целью воспрепятствовать обвиняемому совершить действия, указанные в ст. 89 УПК.

В большинстве своем меры пресечения применяются главным образом на предварительном расследовании и в судебном разбирательстве. Мера пресечения может быть применена к осужденному, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, до вступления его в законную силу, чтобы обеспечить возможность его исполнения. Меры пресечения могут применяться по решению уполномоченного на то в законе органа или должностного лица: лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда (судьи) (ст. 92 УПК). О применении меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь и прокурор выносят мотивированное постановление, а суд - мотивированное постановление или определение. В этом постановлении (определении) указывается преступление, в котором подозревается или обвиняется данное лицо, а также основания для избрания меры пресечения и выбор ее вида.

Постановление или определение объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено.

42. Изменение и отмена меры пресечения. Особенности применения меры пресечения к подозреваемому.

Органы предварительного расследования, прокурор и др. компетентные органы обязаны изменить или отменить меру пресечения, когда отпадает надобность в таковой или в мерах пресечения вообще. Это обусловлено целью их применения и возможным изменением в процессе производства по делу обстоятельств, явившихся основанием или условиями к применению меры пресечения.

Условия ил основания применения отпадают тогда, когда не находят подтверждения данные, изобличающие лицо в совершении преступления либо свидетельствующие о возможности его неправомерного поведения.

Неоценимое значение для отмены или изменения меры пресечения имеет изменение обстоятельств, которые учитывались при её избрании: изменилось обвинение, отношение обвиняемого к содеянному, состояние его здоровья, семейное положение и т.п. Например, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть заменена другой в связи с изменением обвинения в сторону смягчения. При этом, если по новому обвинению за преступление не может быть назначено наказание в виде ЛС, обвиняемый подлежит освобождению из - под стражи в обязательной порядке. И наоборот, если обвиняемый в отношении которого применена подписка о невыезде или другая мера пресечения, не связанная с ЛС, не является по вызовам, старается оказать воздействие на свидетелей и потерпевших либо продолжает свою преступную деятельность, к нему может быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей.

Изменяют, так же как и отменяют, меры пресечения те же должностные лица, которые наделены правом избирать таковые. В ч.2 ст.101 УПК установлено, что «отмена или изменение лицом, производящим дознание, и следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с санкции прокурора». Закон не определяет порядок отмены или изменения органами расследования меры пресечения, избранной непосредственно самим прокурором. Представляется правильным решение этого вопроса следующим образом: следователь или лицо, производящее дознание вправе отменять или изменять меру пресечения., избранную прокурором, только с письменного согласия прокурора.

Тем не менее мера пресечения, избранная судом при возбуждении уголовного дела в порядке ст.256 УПК или при направлении дела для производства дополнительного расследования, может быть отменена или изменена прокурором, а также органами дознания и предварительного следствия, которые не связаны с названным решением суда по вопросу о мере пресечения.

В постановлении (определении) об изменении или отмене меры пресечения должны быть указаны конкретные обстоятельства, с в связи с изменением которых отменяется или изменяется мера пресечения.

43. Подписка о невыезде и надлежащем поведении и личное поручительство как меры пресечения.

Подписка о невыезде (ст. 93 УПК). Подписка о невыезде состоит в отобрании у подозреваемого или обвиняемого обязательства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда, а также являться по вызову этих органов.

Место жительства или временного нахождения, из которого не должен отлучаться обвиняемый (подозреваемый), определяет орган, избирающий меру пресечения, с учётом возможностей и интересов лица, к которому применяется данная мера.

В юридической литературе нет единства мнений по содержанию понятия «отлучка». Использованного законодателем в ст.93 УПК. Любленский П.И. при разъяснении данного понятия говорит о разрешении обвиняемому отлучаться в пределах города или района на длительное время, да еще и менять при этом квартиру. Другие учёные, к примеру, Лившиц Ю.Д., напротив, что отлучка не должна превышать суток, куда бы она не была. Лицо, в отношении которого была избрана подписка о невыезде, по общему правилу, может сохранять обычный уклад жизни, однако оно не имеет права отлучаться на длительный срок, менять место жительства или выезжать за пределы города (района области) постоянного или временного проживания, указанного в подписке.

При отобрании подписки о невыезде обвиняемому (подозреваемому) разъясняется, что в случае нарушения им данной подписки не отлучаться с определённого места жительства и являться по вызовам, а также при попытках помешать установлению истины по делу к нему может быть применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под стражу.

Формулировка этой меры пресечения, как считает Обидина Л., «подписка о невыезде» неточная, т.к. смысл данной меры пресечения состоит не в том, что обвиняемый не имеет права менять место жительства, а в том, что он обязан поставить в известность следственные органы и суд об этой перемене.

Нецелесообразно применение этой меры пресечения в отношении лиц, трудовая деятельность которых связана с длительными разъездами (проводник поездов дальнего следования, дипкурьер т.д.). Эта мера практически неприменима к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении; в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства. Подписка о невыезде -- одна из наиболее часто применяемых мер пресечения.

Подписку о невыезде следует отличать от обязательства о явке к следователю или в суд, которое мерой пресечения не является, а заключается лишь в обязательстве обвиняемого являться по вызову и сообщать о перемене места жительства.

Личное поручительство. (ст.94 УПК).--- состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызову лица, производящего дознание т.п. Число поручителей не может быть менее двух. Лиц, которые могут быть поручителями, называет обвиняемый (подозреваемый), либо это эти лица сами обращаются в органы предварительного расследования, заявляя о своём желании поручиться за надлежащее поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности, в случае оставления его на свободе. В качестве поручителей могут выступать родственники, соседи, друзья или хорошие знакомые обвиняемого (подозреваемого). В законе прямо указано, что поручителями могут быть только заслуживающие уважения лица.

При отобрании подписки о личном поручительстве поручитель должен быть поставлен в известность о сущности дела по которому, избрана данная мера пресечения, и об ответственности в случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была применена мера пресечения в виде личного поручительства. В этом случае на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере до одного минимального размера оплаты труда или применения меры общественного воздействия.

Однако Давыдов П.М. уточняет, что личное поручительство основывается не на боязни своей ответственности в случае уклонения обвиняемого, а на уверенности поручителя, что обвиняемый не уклонится. Лившиц Ю.Д. напоминает об определённой близости поручителя к обвиняемому как об основании личного поручительства.

44. Залог и домашний арест как меры пресечения.

Залог (ст.99 УПК)-- состоит в деньгах или ценностях, вносимых в депозит суда обвиняемым, подозреваемым либо другим лицом или организацией в обеспечение явки обвиняемого. Подозреваемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Размер залога (в деньгах или ценностях) определяется органом, избирающим данную меру пресечения, с учётом обстоятельств дела и данных, характеризующих личность обвиняемого (подозреваемого). Залог может быть внесён как непосредственно самим обвиняемым или подозреваемым, так и любым другим лицом или организацией, которые обязательно должны быть поставлены в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.

В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызовам лица, производящего дознание и т. д., залог обращается в доход государства определением суда. Если же данная мера не нарушается, то по приведении приговора в исполнение, а также в случае прекращения дела залог возвращается залогодателю.

Процедура принятия залога детально законом не регламентируется. На практике она реализуется так. К примеру, следователь обговаривает с прокурором получение санкции на залог. При согласии прокурора на принятие данной меры пресечения следователь выносит соответствующее постановление, принимает залог и составляет об этом протокол. После чего постановление санкционируется и следователь сдаёт сумму залога в депозит суда, на территории которого совершено преступление (последнее преступление). Если же какие - либо обстоятельства не дадут возможности санкционировать прокурору постановление следователя, сумма залога возвращается залогодателю и принимается решение об избрании другой меры пресечения.

Постановление же об избрании меры пресечения залога с письменной резолюцией прокурора об отказе в санкции, протокол о принятии залога и расписка от залогодателя о возвращении суммы залога приобщаются к делу. Это необходимо для того, чтобы потом не смогли спросить следователя, почему при наличии такой возможности им не был избран мерой пресечения залог.

«Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность», - провозглашает ч.1 ст.22 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25.12.1993. - №237.. Этот основополагающий принцип представляет собой важнейшую составляющую фундамента демократического общества.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. ввел отсутствующую в УПК РСФСР 1960 г. и перспективную в будущем меру пресечения в виде домашнего ареста. Однако необходимо заметить, что для уголовно-процессуального законодательства России эта мера пресечения не является новеллой, она уже существовала, веяния времени то вводили ее, то отменяли. Как мера пресечения домашний арест существовал в России еще со времен Устава уголовного судопроизводства 1864 года. УПК РСФСР 1923 года также предусматривал в качестве меры пресечения домашний арест. Однако в УПК РФСР 1960 года данная мера пресечения была исключена. Статья 107 УПК РФ 2002 г. вновь ее закрепила.

Включив домашний арест в систему мер пресечения, законодатель тем самым расширил возможности гуманизации уголовного судопроизводства.

Вместе с тем в настоящее время в научной литературе, посвященной проблемам мер пресечения не .существует термина адекватно отражающего признаки домашнего ареста как меры пресечения: Следует отметить, что определение понятия домашнего ареста не было предложено и дореволюционными учеными. Как правило, рассматривалась лишь сущность данной меры пресечения, предлагалась краткая дефиниция домашнего ареста.

Сущность домашнего ареста заключается в существенном ограничении личной свободы подозреваемого, обвиняемого с сохранением права проживать в жилище, a также в запретах общаться с определенными лицами, получать и отправлять корреспонденцию; вести переговоры с использованием любых средств связи.

Существенность в данном контексте означает, что избрание меры пресечения в.виде. домашнего ареста; как и избрание заключения под стражу, производится только на основании судебного решения. Это позволяет говорить о том, что данная мера достаточно ощутимо ограничивает конституционные права граждан.

Определившись с сущностью, необходимо сформулировать понятие домашнего ареста как меры пресечения, которое отражало бы все его признаки.

В литературе понятие «домашний арест» толкуется по-разному. В.И.Даль понимает под домашним арестом приказание не выходить из дома. Но представляется очевидным, что данное положение не отражает сущности ограничения и ее цели. О.И. Цоколова считает, что домашний арест - это мера пресечения, состоящая в ограничении свободы передвижения обвиняемого и запрете на общение и переговоры с другими лицами. Данное понятие выражает отдельные запреты, ноне раскрывает цели и признаки данной меры Овчинников Ю.Г. Домашний арест как мера пресечения в уголовном процессе / Ю.Г. Овчинников. - М., 2006. - С.9-10.

На мой взгляд, наиболее полным является определение, данное Ю.Г. Овчинниковым, под домашним арестом он понимает: «меру процессуального принуждения, избираемую по решению суда в судебном заседании по делам о преступлениях, за которыё законам предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, в отношении обвиняемого, в исключительных случаях -- подозреваемого, оказывающую воздействие путем существенного ограничения личной свободы (с сохранением права проживать в его жилище) и возложения запретов общаться с определенными лицами, полyчать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи» Овчинников Ю.Г. Домашний арест как мера пресечения в уголовном процессе / Ю.Г. Овчинников. - М., 2006. - С.11.

Следующим значимым обстоятельством являются цели домашнего ареста, поскольку понятие и цели мер пресечения вообще и домашнего ареста в частности -- это тесно связанные и взаимообуславливающие характеристики данного вида мер уголовно-процессуального принуждения.

В настоящее время вопрос о целях избрания домашнего ареста - один из сложных в теории и на практике. В уголовно-процессуальном законодательстве они прямо не называются, недостаточно освещены и в отечественной юридической литературе.

Домашний арест в иерархической системе мер пресечения отличается степенью строгости, принудительности, действенностью и условиями избрания, однако все меры пресечения объединены общими основаниями, целями и порядком их применения в уголовном судопроизводстве.

Цели избрания в качестве меры пресечения домашнего ареста в ст. 107 УПК РФ не указаны. Это позволяет считать, что общие цели применения мер пресечения, установленные в ст. 97 УПК РФ, и есть цели домашнего ареста.

Так, ученые полагают, что цели применения мер пресечения вообще и домашнего ареста в частности состоят в том, чтобы предотвратить, сделать невозможными действия обвиняемого или подозреваемого, вероятность совершения которых, в соответствии со ст. 97 УПК РФ служит основанием для применения мер пресечения.

Общая цель - это содействие осуществлению задач уголовного судопроизводства - многогранна и включает в себя ряд частных целей: обеспечить всесторонний ход и исход производства предварительного расследования и судебного разбирательства, участие обвиняемого в производстве процессуальных действий, нормальное производство по уголовному делу, предупредить противодействие подозреваемого, обвиняемого реализации задач уголовного судопроизводства, оказать воспитательное воздействие на подозреваемого, обвиняемого.

Домашний арест принадлежит к системе мер уголовно - процессуального пресечения, что ставит его в прямую зависимость от общих целей данного института. Однако с учетом многообразия мер пресечения, следует обратить внимание на то, что домашний арест имеет специфическую цель, которая значительным образом отличается от целей иных мер пресечения. Цель домашнего ареста- обеспечение надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого с оставлением их в условиях мягкой изоляции,; т.е. с сохранением права проживать в собственном жилище, с применением определенных запретов.

45. Меры пресечения, применяемые к специальным субъектам.

Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры пресечения является то, что она применяется только к военнослужащим, обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления. Наблюдение военного командования состоит в применении к обвиняемому / подозреваемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его надлежащего поведения и явки по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда. Командованию воинской части сообщается о существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения за обвиняемым / подозреваемым командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Военнослужащие лишаются права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, не направляются в отпуск или командировку.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр или под надзор также является специфической мерой пресечения, так как применяется только к обвиняемым / подозреваемым, являющимся несовершеннолетними. Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекуна, попечителя или администрации закрытого детского учреждения состоит в принятии кем-либо из этих лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд, а также его надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о характере преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.

46. Условия, основания и порядок заключения под стражу. Сроки содержания под стражей и порядок их продления.

Заключение под стражу (арест) – это лишение свободы обвиняемого / подозреваемого в условиях строгой изоляции на период предварительного расследования и суда. Данная мера пресечения оформляется мотивированным постановлением органа дознания или следователя, санкционированным прокурором, если она применяется судом – мотивированным постановлением судьи или определением суда.

Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения является то, что она может применяться только к лицам, обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под стражу производится только по судебному решению носят перспективный характер и не вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному военному прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним приравненным и их заместителям, прокурорам районов, городов и к ним приравненным.

Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами, но прокурор района по мотивированному постановлению следователя может продлить этот срок до 3 месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев, Главный военный прокурор и заместители Генерального прокурора – до 12 месяцев, Генеральный прокурор – до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей не производится за исключением случаев, когда это необходимо для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела. В этом случае срок может быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.

Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен законом!

Ст. 2201 и 2202 УПК предусматривают возможность судебной проверки законности и обоснованности содержания под стражей.

При истечении срока содержания под стражей и отсутствии документов о его продлении начальник следственного изолятора вправе своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи.

47. Условия, основания, мотивы и порядок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления.

Статья 22 Конституции РФ указывает: "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов". Но данная норма носит декларативный и перспективный характер. В настоящий момент задержания может длиться до 72 часов (ст. 122 УПК).

Задержание подозреваемого необходимо отграничивать от следующих смежных правовых действий:

· заключение под стражу;

· административное задержание и административный арест;

· дисциплинарный арест военнослужащих;

· физическое задержание (физический захват).

Правовую основу задержание подозреваемого составляют ст. 22 Конституции РФ, ст.ст. 11, 87, 119, 122 УПК, ст.ст. 1–7, 11–13, 15–51 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемы и обвиняемых в совершении преступления".

Цели задержания подозреваемого:

· выяснение причастности задержанного к преступлению;

· разрешение вопроса о применении к данному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу.

Условия задержания подозреваемого:

· проводится только в рамках возбужденного уголовного дела;

· задержанию может быть подвергнуто только лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы;

· возможно только при наличии оснований, специально предусмотренных законом.

Основания для задержания подозреваемого перечислены в ст. 122 УПК и делятся на 4 группы:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) когда имеются иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, при условии, что это лицо покушалось на побег или не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого.

Даже при наличии достигнутых целей, имеющихся условий и оснований следователь вправе, а не обязан применить задержание. Роль решающего фактора играют мотивы задержания подозреваемого:

· необходимость пресечь преступную деятельность подозреваемого;

· необходимость воспрепятствовать его попыткам помешать установлению истины по делу;

· предупреждение уклонения подозреваемого от ответственности.

Задержание осуществляется на основании протокола, задержания, который составляется следователем или органом дознания. Лицо, производящее дознание, без утверждения органом дознания составить такой протокол не имеет права!

При задержании лица в качестве подозреваемого санкция прокурора не требуется, но о произведенном задержании он письменно уведомляется в течение 24 часов.

Итак, задержание подозреваемого – это неотложное следственное действие, которое заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, осуществляемое при наличии установленных законом оснований и мотивов, в соответствующем порядке, в силу неотложности, без санкции прокурора и судебного решения.

48. Обязательство о явке и привод как меры уголовно-процессуального принуждения.

В статье 112 УПК РФ мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке получила самостоятельное правовое регулирование. В УПК РСФСР она регламентировалась ч. 5 ст. 89, которая предусматривала возможность взятия обязательства о явке только у обвиняемого, когда отсутствовали основания для применения к нему меры пресечения. Поэтому не случайно в процессуальной литературе обязательство о явке рассматривалось в связи с исследованием института мер пресечения, преимущественно фрагментарно. Отмечалось, в частности, что обязательство о явке фактически не применяется при производстве по уголовным делам, не пользуется популярностью у дознавателей, следователей, прокуроров, судей.

Еще одним видом мер процессуального принуждения является привод. Эта мера заключается в задержании и принудительной доставке лица в суд для обеспечения его участия в судебном заседании в случаях, если это лицо было надлежащим образом вызвано, но оно не появилось в суд без уважительных причин или без сообщения о причинах неприбытия. Как видно из определения, для применения привода, необходимо наличие трех условий:

1) лицо не появилось по вызову суда;

2) оно было надлежащим образом информировано о необходимости явиться в суд;

3) лицо не явилось и не сообщило о причинах неявки.

Процессуальным законодательством четко ограничен круг лиц к которым может применяться привод. Это участники дела (стороны, третьи лица, представители органа или юридического лица), свидетели, а также эксперт и специалист. Обратите внимание, что в гражданском процессе привод может быть применен только к свидетелям.

Недопустимо применение привода к следующим категориям лиц: малолетние и несовершеннолетние, беременные женщины, инвалиды первой и второй групп, женщины, имеющие детей в возрасте до шести лет или детей-инвалидов, лица, которые не могут быть допрошены как свидетели.

О приводе суд выносит определение, которые отправляет в органы внутренних дел для исполнения. Это определение оглашается под расписку приводимому лицом, которое осуществляет привод. Также представитель милиции должен огласить сроки прибытия или выезда к месту вызова, разъяснить правила оплаты затрат. В случае готовности лица добровольно прибыть в суде служащий ОВД должен проконтролировать это. В случае отказа от добровольного направления в суд лицо задерживается и принудительно доставляется к месту вызова. При этом нельзя применять оружие, наручники, связывание или иные специальные средства.

В случае невозможности исполнить определение суда о приводе, служебное лицо должно вернуть его в суд через начальника ОВД с объяснением причин неисполнения. Такими причинами могут быть: отсутствие лица по указанному адресу, его болезнь, болезнь члена семьи и т.п.

49. Временное отстранение от должности и помещение подозреваемого и обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар как меры уголовно-процессуального принуждения.

Временное отстранение от должности применяется по ходатайству следователя с согласия прокурора по постановлению судьи только в отношении должностных лиц в случаях, если имеются достоверные основания опасаться возможности использования обвиняемым своего служебного положения в целях препятствия объективному расследованию уголовного дела, либо возможности продолжить преступную деятельность (ст. 114 УПК РФ).

50. Принудительные меры, принимаемые к нарушителям порядка в зале суда: основания и порядок применения.

Лицу, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда объявляет предупреждение.

При повторном нарушении порядка лицо, участвующее в деле, или его представитель могут быть удалены из зала судебного заседания на основании определения суда на все время судебного заседания или часть его. В последнем случае председательствующий знакомит лицо, вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие. Граждане, присутствующие в судебном заседании, за повторное нарушение порядка удаляются по распоряжению председательствующего из зала заседания суда на все время судебного заседания.

Суд также вправе наложить на лиц, виновных в нарушении порядка в судебном заседании, штраф в размере до одной тысячи рублей.

В случае, если в действиях лица, нарушающего порядок в судебном заседании, имеются признаки преступления, судья направляет соответствующие материалы в органы дознания или предварительного следствия для возбуждения уголовного дела в отношении нарушителя.

В случае массового нарушения порядка гражданами, присутствующими в судебном заседании, суд может удалить из зала заседания суда граждан, не являющихся участниками процесса, и рассмотреть дело в закрытом судебном заседании или отложить разбирательство дела.

51. Основания и порядок наложения ареста на имущество. Особенности наложения ареста на вклады и ценные бумаги.

Наложение ареста на имущество является целиком обеспечительной мерой процессуального принуждения и применяется в отношении обвиняемого с целью обеспечить возмещение причиненного преступлением вреда либо конфискации, если таковая мера предусмотрена нормой уголовного кодекса. Наложение ареста на имущество производится судом по ходатайству органа, ведущего расследование, с согласия прокурора (ст. 115 УПК РФ). На имущество, которое в соответствии с гражданско-процессуальным кодексом не обращается взыскание, также запрещено налагать арест по уголовному делу (статья 446 ГПК РФ):

1) жилое помещение (его части), если для обвиняемого и членов его семьи, совместно с ним проживающих, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;

2) земельные участки, на которых расположен жилой дом обвиняемого, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;

3) предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

4) имущество, необходимое для профессиональных занятий обвиняемого, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

5) племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;

6) семена, необходимые для очередного посева;

7) продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого обвиняемого, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности - шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;

8) топливо, необходимое семье обвиняемого для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

9) средства транспорта и другое необходимое обвиняемому в связи с его инвалидностью имущество;

10) призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден обвиняемый.

В случае неисполнения участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных обязанностей, а также за нарушение порядка в судебном заседании на них судом может быть возложено денежное взыскание (по постановлению судьи или определению суда соответственно) в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда (ст. ст. 117, 118 УПК РФ).

Если нарушение допущено на досудебной стадии производства, то дознаватель, следователь, прокурор составляют протокол о нарушении. Протокол о нарушении направляется в районный суд и подлежит рассмотрению судьей в течение пяти суток. В судебное заседание вызывается лицо, на которое может быть наложено денежное взыскание, и лицо, составившее протокол. Неявка нарушителя без уважительных причин не препятствует рассмотрению протокола.

По результатам рассмотрения протокола судья выносит постановление о наложении или об отказе наложения денежного взыскания.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

52. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела: задачи, субъекты, порядок и итоговые решения.

Стадия возбуждения уголовного дела – это самостоятельная, первоначальная стадия уголовного процесса, представляющая собой принятие решения уполномоченным на то государственным органом о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении такового.

Данная стадия, как правило, предшествует дознанию и предварительному следствию. Исключение составляют дела частного обвинения, где возбуждение уголовного дела происходит путем подачи соответствующего заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, который и уполномочен рассматривать дела такого рода.

Стадия возбуждения уголовного дела начинается с момента получения информации о совершенном либо готовящемся преступлении частно-публичного (ч. 3 ст. 20 УПК) или публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК) и заканчивается принятием субъектом уголовного процесса решения о возбуждении уголовного дела, либо в отказе его возбуждения. При получении такой информации, дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении вышеуказанные субъекта уголовного судопроизводства вправе требовать производства документальных проверок, реви


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: