О проблеме машиноиспользования в сельском хозяйстве

В последние годы в связи со снижением численности МТП сельского хозяйства до критического уровня все большее внимание инженеров хозяйств, специалистов департаментов сельского хозяйства в регионах, научных работников НИИ и ВУЗов приобретает проблема рационального машиноиспользования.

С содержательными публикациями по этой проблеме в последнее время выступили академики Россельхозакадемии В.И. Черноиванов, Н.В. Краснощеков, доктор технических наук, профессор С.С. Черепанов и другие специалисты.

Настоящая статья также преследует цель высказать некоторые подходы к решению этой актуальной проблемы для АПК РФ.

Прежде всего, о концептуальных положениях рационального машиноиспользования.

1. Целью повышения эффективности использования с.-х.техники является получение сельхозпроизводителями максимального количества сельскохозяйственной продукции при оптимальных затратах труда, средств, энергии и ресурсов с учетом рыночного спроса на продукцию при соблюдении требований охраны труда и экологической безопасности.

2. Достижениями отечественной и зарубежной науки и практики убедительно доказано, что система эффективного машиноиспользования должна базироваться на:

- квалифицированных кадрах и прогрессивных формах организации их труда и оплаты;

- передовой технологии производства основных видов продукции растениеводства, животноводства и их переработки;

- прогрессивной, высокопроизводительной и надежной технике;

- современном техническом сервисе, включающим обеспечение работоспособности машин и оборудования, качественным обслуживанием и ремонтом в гарантийный и послегарантийный период.

Перечисленные базовые факторы в их комплексном единстве являются основными необходимыми и достаточными условиями функционирования системы эффективного машиноиспользования при любых формах собственности и организационно-правовом статусе сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая агрохолдинги, агрофирмы, акционерные хозяйства, кооперативы хозяйств и фермеров.

Роль и значение каждого базового фактора системы эффективного машиноиспользования достаточно полно и убедительно изложена


в программах и концепциях, федеральных регистрах, стандартах, учебниках и учебных пособиях, специальной нормативно-технической документации и нормативах, разработанных ГОСНИТИ, ВИМом, другими институтами и организациями Россельхозакадемии и Минсельхоза РФ.

Научные разработки отечественной школы по проблемам производственной и технической эксплуатации МТП убедительно доказывают, что система машиноиспользования является наиболее экономичным фактором повышения эффективности с.-х. производства. Капвложения на создание и производство новой техники в 10 - 15 раз выше, чем затраты на освоение форм и методов эффективного машиноиспользования. По оценке академика Краснощекова Н.В. эффект от рациональной системы эффективного машиноиспользования сопоставим с эффектом от внедрения всей системы новой и перспективной техники в АПК, хотя затраты на освоение на порядок меньше.

3. На смену земледельческой механике, которая занимается вопросами кинематики и динамики агрегатов в поле, на первый план в системе эффективного машиноиспользования сегодня выдвигаются вопросы: подготовки квалифицированных механизаторов, повышения производительности машинно-тракторных агрегатов и качества выполняемых работ, вопросы применения прогрессивных технологий и организации труда механизаторов с соблюдением оптимальных агрозоотехнических сроков, учет и экономное расходование топливо - смазочных материалов, бережное использование и содержание дорогостоящей техники.

4. Таким образом, система эффективного машиноиспользования как один из главных и наиболее экономичных факторов повышения рентабельности и эффективности с.-х. производства в современных условиях и на перспективу должна включать комплексное решение четырех проблем: проблемы кадрового обеспечения, экономического, технологического обеспечения и проблемы технической эксплуатации, т.е. обеспечения надежной и безотказной работы машин в период эксплуатации.

Решение кадровой проблемы включает формирование, обучение и переподготовку по современным программам основного состава механизаторов и операторов-исполнителей как основных производителей с-х. продукции, как полноправных участников расширенного воспроизводства с воспитанием у них бережного заинтересованного отношения к средствам производства, к полученной продукции, к эксплуатационным затратам.

В кадровом обеспечении должны четко определяться вопросы достойной заработной платы, система надбавок, организация труда и отдыха в напряженные периоды полевых работ. Это позволяет поднять производительность труда в 3...4 раза.

Решение экономической проблемы включает:

- создание и разработку оптимальных механизмов и схем обновления основных фондов и парка машин с использованием финансовых ресурсов государственного бюджета, ресурсов самих сельхозтоваропроизводителей, средств заводов-изготовителей и сервисных предприятий, региональных бюджетов, лизинга, поиска инвесторов и заключения инвестиционных соглашений на производство продукции и т.д.

Решение технологической проблемы непрерывно связанное прежде всего с кадровой проблемой, должно включать:

- выбор и освоение ресурсосберегающих технологий производства продукции;

- подготовку и настройку МТА, машины, оборудования к выполнению технологического процесса, качественное выполнение самой работы и технологии, систему контроля качества и количества работы, приходящейся на человеко-час работы, выполнение и перевыполнение сменного и дневного задания;

- необходимую загрузку и использование агрегатов и машин в течение сезона для достижения оптимальной годовой загрузки и получения прибыли.

Технологическая составляющая в машиноиспользовании, включающая труд оператора и применение наиболее рациональных технологий дает, как правило, наивысшую отдачу. Например, применение минимальных технологий производства зерна позволяет получить экономию до 50% в стоимости применяемой техники при увеличении сменной производительности и меньших энергозатратах.

И наконец, о решении проблемы технической эксплуатации, которая включает весь комплекс работ, связанных с поддержанием высокой работоспособности и надежности машин, за счет их качественного и своевременного технического обслуживания, ремонта и модернизации в период эксплуатации. Здесь в первую очередь следует применять весь набор современных технологий и оборудования для технического сервиса, включая использование оснащенной РОБ передовых сервисных предприятий.

Наблюдаемая сегодня тенденция переноса ремонтно-обслуживающих работ в необорудованные и плохо оснащенные мастерские хозяйств технически и экономически не оправдана. (В мастерских хозяйств отсутствуют необходимая НТД, РТО, не соблюдаются технические условия и требования на ремонт).

Решение проблемы технической эксплуатации включает:

- организацию работы и загрузку РОБ системы сервисных предприятий с перемещением объемов работ из мастерских сельхозтоваропроизводителей в более оснащенные технически и технологически специализированные сервисные предприятия;

- формирование новых типов индустриальных сельхозпроизводителей, включая агрофирмы, агрохолдинги, МТС, мехотряды, уборочно-транспортные комплексы в условиях дефицита техники на селе


- формирование и использование в практике машиноиспользования прогрессивных форм информационных ресурсов и компьютерной техники.

В приведенной ниже таблице представлено содержание системы технической эксплуатации до 1990 года и на 1.01.2003 года.


Таблица 1

Содержание системы технической эксплуатации

№ пп Критерии (признаки, управляющие воздействия) до 1990г Состояние и характер изменения критериев на 1.01.2003г
  Объективный процесс потери и снижения надежности техники вследствие отказов, износа, старения коррозии и др. Высокая (от 30% и выше по сравнению со стоимостью новой машины) экономическая целесообразность обслуживания и ремонта Сохраняется
  Регламентированная ГОСТами и НТД система ТО и ремонта с.х.техники. Поставка техники потребителю, обеспеченной документацией (ГОСТ 28002 и др.). Обеспечение коэффициента технической готовности МТП до 0,90-0,95 Перевод системы государственной стандартизации (ГОСтов) в категорию рекомендательной. Ослабление и снижение государственных надзорных и контрольных функций за техническим состоянием МТП и его сохранностью. Переход от планово-предупредительной системы ремонта к ремонту по потребности. Снижение коэффициента готовности до 0,60-0,70
  Выполнение работ по ТО и ремонту МТП на объектах трехзвенной РОБ, обеспеченной квалифицированными кадрами (90... 100%), НТД (100%), РТО (от 50 до 70%), инструментом (100%). Наличие в хозяйствах (60-70%) передвижных ремонтных мастерских, устраняющих отказы и неисправности техники в период полевых работ Перемещение объемов ремонта в мастерские хозяйств (85-95%), не укомплектованных кадрами (50%), НТД (20%), РТО (20%). Выполнение сервисными предприятиями АПК от 5 до 15% объемов работ по ТО и ремонту. Сокращение выпуска специализированного РТО для ТО и ремонта МТП на 85...90%. Сокращение на специализированной РОБ ремонта и ТО на 90%. Изменение государственной собственности 100% объектов РОБ (ремзаводы, РТП, спецмастерские)
  Централизованный расчет и планирование развития РОБ, включая объемы ТО и ремонта по звеньям РОБ. Выделение бюджетных средств на обновление (от8 до 10%) МТП, развитие РОБ, выпуск РТО и НТД Прекращение государственного планирования развития РОБ АПК. Снижение в 17 раз выделяемых бюджетных средств на развитие сельского хозяйства, в том числе на замену самортизированной техники в 15-20 раз. Наличие в составе МТП 80% полностью самортизированной техники. Прекращение централизованного выпуска РТО и НТД.
  Действующая и регламентированная ГОСТ и НТД система обеспечения качества ТО и ремонта с.х.техники. Государственный и ведомственный контроль за качеством ремонта. Укомплектованность ремонтных служб хозяйств и сервисных предприятий (на уровне 60-80%) кадрами инженеров-диагностов и мастеров-наладчиков Отмена государственного и ведомственного контроля за качеством ТО и ремонта в мастерских хозяйств-владельцев техники. Система добровольной сертификации услуг по ТО и ремонту, охватывающая не более 10-15% сервисных предприятий. Сохранение кадров диагностов, мастеров-наладчиков лишь в лучших сервисных предприятиях (не более 10% от общего числа предприятий)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: