Радкау йоахим. Природа и власть. Всемирная история окружающей среды / Пер. С нем. М. : изд. Дом высшей школы экономики, 2014. 472 с

Взаимоотношения человека и природы не так давно стали темой исследований профессиональных историков. Для современных специалистов экологическая история (environmental history) ассоциируется прежде всего с американской наукой. Поэтому закономерный интерес вызывает книга "Природа и власть", написанная профессором Билефельдского университета Йоахимом Радкау и впервые изданная на немецком языке в 2000 году. Его научный труд - первая попытка интерпретировать всемирную историю "с экологических позиций". В книге можно почерпнуть немало сведений о развитии культурной деятельности человечества, которое изменяло окружающую среду. Эти сведения излагаются автором не разрозненно, как в энциклопедии, а последовательно - ведь он пишет историю взаимодействия человека и природы, которая преобразована на потребу населяющим ту или иную территорию людей.

Радкау в своем исследовании путешествует по самым разным эпохам и ландшафтам - от "водных республик" Венеции и Голландии до рисоводческих террас Китая и Бали, встречается с самыми разными фигурами - от первобытных охотников до современных специалистов по помощи странам третьего мира.

Отмечая важность территориальных и региональных различий, ученый показывает, как в зависимости от конкретных условий одно и то же сельскохозяйственное или промышленное решение может обернуться и благом, и губительным фактором.

Радкау указывает на любопытные закономерности. В долгосрочной перспективе сбережению природы лучше служит не романтика, а прагматика. Так, одними из первых о сохранении и возобновлении природных ресурсов задумались охотники, ныне нещадно критикуемые "зелеными". А в Японии хоть и установился издавна культ местной природы, но он был скорее производным от жестких условий, в которых всегда находилась островная империя с хрупкой горной экологией.

Так или иначе, до XVIII века окультуривание природы развивалось экстенсивно, и народонаселения было столько, сколько могла прокормить та или иная экосистема. Но чем увереннее вступало в свои права Просвещение, тем больше людская деятельность по освоению природы напоминала покорение. А с XIX века Европа все более лихорадочно ищет способы избежать истощения почв и лесов, борется с загрязнением вод и воздуха.

О России Радкау пишет мало. Он признает блестящие заслуги русского почвоведения, но полагает, что это направление научной мысли ныне в России захирело. Тем не менее во вступительном слове, написанном специально для русского издания, он намечает несколько сфер исследования, где, с его точки зрения, мы могли бы добиться значительных результатов. Это почвоведение (не случайно в мировой науке "многие типы почв имеют русские наименования"), лесоводство, гидростроительные проекты, охоты, общинная земля, акклиматизация культур.

Красной нитью через всю книгу проходит мысль, что вопрос окружающей среды - это всегда вопрос власти. А история экологии, по мнению автора, - это история менталитетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: