1 Задание Работа надглоссарием. Впишите в тетрадь основные понятия и термины данной темы. Выучите их:
Аттракция – процесс формирования взаимной привлекательности партнеров, характеризующее их взаимное тяготение друг к другу.
Восприятие – сложный психологический процесс, в котором формируется целостный образ предметов и явлений в результате синтеза ощущений.
Идентификация – взаимное уподобление партнеров друг другу в целях взаимного познания и понимания мыслей, представлений, потребностей, мотивов и установок друг друга.
Имидж –целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.д.
Каузальная атрибуция – система способов приписывания деловыми партнерами друг другу психологических качеств, а также причин и мотивов поведения в условиях дефицита информации.
Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.
|
|
Перцептивныебарьеры – социально-психологические эффекты, препятствующие восприятию и «прочтению» деловыми партнерами адекватных образов друг друга.
Рефлексия – осознание партнерами того, как каждый из них воспринимается и понимается друг другом.
Симпатия – эмоциональная положительная установка на объект.
Стереотип – устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, т.е. штамп, к которому мы обращаемся.
Установки – неосознанная готовность человека воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом,
Эмпатия – мысленный процесс уподобления одного партнера другому в целях понимания его чувств, эмоций, переживаний.
2 Задание Выполните контрольные тесты:
1 Перцепция – это …
а) восприятие другого человека;
б) отношение к другому человеку;
в) переписка с деловым партнером.
2 Какие характеристики соответствуют механизмам восприятия и понимания людей: а) аттракции; б) идентификации; в) эмпатии; г) рефлексии.
1) эмоциональный отклик на проблемы партнера; умение представить, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события;
2) способность человека представить то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас;
3) отождествление себя с партнером. На основе попытки поставить себя на его место происходит понимание поведения и привычек другого человека;
4) представляет форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств.
|
|
3 Влияние на первое впечатление о человеке оказывает:
а) социальный статус;
б) образование;
в) внешний вид;
г) возраст;
д) манера поведения;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
4 Приписывание приятному человеку своих достоинств, а неприятному – своих недостатков называется:
а) «эффектом ореола»;
б) «эффектом проекции»;
в) «эффектом упреждения».
5 Эмпатия – это …
а) способность эмоционально отзываться на переживания других людей;
б) способность устанавливать хорошие отношения с другим человеком;
в) активная помощь партнеру по коммуникации.
6 Упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций:
а) стереотипы;
б) предвзятые представления;
в) пренебрежение фактами;
г) все вышеперечисленное.
7 Установление сходства одного человека с другим:
а) рефлексия;
б) эмпатия;
в) стереотипизация;
г) идентификация.
8 Осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению:
а) рефлексия;
б) эмпатия;
в) идентификация;
г) стереотипизация.
9 Объективная атрибуция связана с приписыванием причин действия:
а) тому, кто совершает эти действия;
б) обстоятельствам, в которых совершаются эти действия;
в) тому, кому адресованы эти действия.
10 Феномен, который проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку отдельных качеств, называется:
а) «эффектом проецирования»;
б) «эффектом первичности»;
в) «эффектом ореола»;
г) «эффектом последней информации».
11 Имидж – это:
а) образ мышления и мировосприятия, присущий личности;
б) целостное представление о человеке, которое складывается на основе его внешнего облика, манер, привычек и поступков;
в) манера одеваться.
12 Какова главная цель создания имиджа?
а) преуспеть в карьере;
б) реализовать себя как личность;
в) ввести в заблуждение окружающих;
г) продемонстрировать довольство собой и жизнью.
13 Кто автор следующих слов: «Человек измеряется не с ног до головы, а от головы до неба?»
а) Сократ;
б) Платон;
в) Конфуций.
3 Задание Какой из предложенных в нижеследующей таблице социально-психологических механизмов межличностного познания Вы используете для создания позитивного эмоционального фона общения?
Тип социально-психологического механизма | Характер его реализации в перцептивно- когнитивных технологиях межличностного общения |
Идентификация | Взаимное уподобление партнеров друг другу |
Рефлексия | Осознание партнерами того, как они воспринимаются друг другом |
Эмпатия | Аффективное понимание партнерами чувств и эмоций друг друга |
Аттракция | Формирование взаимного тяготения партнеров друг к другу |
Каузальная атрибуция | Приписывание партнерами друг другу причин и мотивов поведения в условиях дефицита информации |
4 Упражнение«Глядя в зеркало»
Стойте перед зеркалом, смотритесь в него не менее 10 минут. Внимательно рассмотрите все части вашего тела. Что вы увидели?
· Ваше первое впечатление?
· Что можно улучшить?
· Что вы увидели самое неприятное?
· От чего хотите отказаться, что изменить, что поменять и пр.?