Понятие и сущность стереотипа

Êàê èçâåñòíî, âîñïðèÿòèå ëþäüìè äðóã äðóãà îñóùåñòâëÿåòñÿ ñêâîçü ïðèçìó ñëîæèâøèõñÿ ñòåðåîòèïîâ. Âñòðå÷àÿñü ñ ïðåäñòàâè­òåëÿìè äðóãèõ íàðîäîâ è êóëüòóð, ëþäè îáû÷íî èìåþò åñòåñòâåí­íóþ ñêëîííîñòü âîñïðèíèìàòü èõ ïîâåäåíèå ñ ïîçèöèé ñâîåé êóëü­òóðû, ìåðèòü èõ íà ñâîé àðøèí. Íåïîíèìàíèå ÷óæîãî ÿçûêà, ñèì­âîëèêè æåñòîâ, ìèìèêè è äðóãèõ ýëåìåíòîâ ïîâåäåíèÿ ÷àñòî âåäåò ê èñêàæåííîìó èñòîëêîâàíèþ ñìûñëà èõ äåéñòâèé, ÷òî ëåãêî ïî­ðîæäàåò öåëûé ðÿä íåãàòèâíûõ ÷óâñòâ: íàñòîðîæåííîñòü, ïðåçðå­íèå, âðàæäåáíîñòü.  ðåçóëüòàòå òàêîãî ðîäà ìåæêóëüòóðíûõ èëè ìåæýòíè÷åñêèõ êîíòàêòîâ îáíàðóæèâàþòñÿ íàèáîëåå òèïè÷íûå ÷åð­òû, õàðàêòåðíûå äëÿ òîãî èëè èíîãî íàðîäà èëè êóëüòóðû, è â çàâè­ñèìîñòè îò ýòèõ õàðàêòåðíûõ ïðèçíàêîâ è êà÷åñòâ äàííûå ïðåäñòà­âèòåëè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ðàçëè÷íûå ãðóïïû (êàòåãîðèè). Òàê ïî­ñòåïåííî ñêëàäûâàþòñÿ ýòíîêóëüòóðíûå ñòåðåîòèïû, ïðåäñòàâëÿ­þùèå ñîáîé îáîáùåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î òèïè÷íûõ ÷åðòàõ, õàðàê­òåðíûõ äëÿ êàêîãî-ëèáî íàðîäà èëè åãî êóëüòóðû.

Êîðíè âîçíèêíîâåíèÿ ñòåðåîòèïîâ ëåæàò â îáúåêòèâíûõ óñëî­âèÿõ æèçíè ëþäåé, äëÿ êîòîðûõ õàðàêòåðíî ìíîãîêðàòíîå ïîâòî­ðåíèå îäíîîáðàçíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèé. Ýòî îäíîîáðàçèå çàê­ðåïëÿåòñÿ â ñîçíàíèè ÷åëîâåêà â âèäå ñòàíäàðòíûõ ñõåì è ìîäå­ëåé ìûøëåíèÿ. Ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ ñòåðåîòèïîâ ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ ñïîñîáíîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî ñîçíàíèÿ çàêðåïëÿòü èíôîð­ìàöèþ îá îäíîðîäíûõ ÿâëåíèÿõ, ôàêòàõ è ëþäÿõ â âèäå óñòîé÷è âûõ èäåàëüíûõ îáðàçîâàíèé.  ñîçíàíèè ýòè îäíîðîäíûå îáúåêòû ôèêñèðóþòñÿ â ñîîòâåòñòâóþùèõ ïðåäñòàâëåíèÿõ, îáðàçàõ, îöåí­êàõ, ïîñðåäñòâîì êîòîðûõ ëþäè ïîëó÷àþò âîçìîæíîñòü îáìåíè­âàòüñÿ èíôîðìàöèåé, ïîíèìàòü äðóã äðóãà, âûðàáàòûâàòü îäèíà-1 êîâûå öåííîñòíûå óñòàíîâêè.

Стереотипы содержат в себе общественный опыт людей, отра­жают общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются во время совместной деятельности людей путем ак­центирования сознания человека на тех или иных свойствах, ка чествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны, по крайней мере, большому количеству лю­дей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность.

Психологический механизм возникновения стереотипов основы­вается на принципе экономии усилий, свойственном для повседнев­ного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. Посто­янно меняющийся мир просто перегружает человека новой инфор­мацией и психологически вынуждает его классифицировать эту ин­формацию в наиболее удобные и привычные модели, которые и по­лучили название стереотипов. В этих случаях познавательный про­цесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь жи­тейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потре­бовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превра­тил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и оши­бок. Они помогают человеку дифференцировать и упрощать окру­жающий мир, иными словами, «наводить в нем порядок».

Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ñòåðåîòèïû ÿâëÿþòñÿ îïðåäåëåííûìè óáåæ­äåíèÿìè è «ïðèâû÷íûìè çíàíèÿìè» ëþäåé îòíîñèòåëüíî êà÷åñòâ è ÷åðò õàðàêòåðà äðóãèõ èíäèâèäîâ, à òàêæå ñîáûòèé, ÿâëåíèé, âåùåé. Ïî ýòîé ïðè÷èíå ñòåðåîòèïû ñóùåñòâóþò è øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ ëþäüìè.  çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà îáúåêòà è åãî ìåñòà â ñîöèàëü­íîé ñòðóêòóðå ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå âèäû ñòåðåîòèïîâ, íàïðèìåð ãðóïïîâûå, ïðîôåññèîíàëüíûå, ýòíè÷åñêèå, âîçðàñòíûå è ò.ä.  êà­÷åñòâå îáúåêòîâ ñòåðåîòèïèçàöèè âûñòóïàþò ÷àùå âñåãî îáîáùåí­íûå è óïðîùåííûå îáðàçû ýòèõ ãðóïï. Îñíîâîé ýòíè÷åñêîãî ñòåðåî­òèïà îáû÷íî ÿâëÿåòñÿ êàêàÿ-ëèáî çàìåòíàÿ ÷åðòà âíåøíîñòè (öâåò êîæè, ðàçðåç ãëàç, ôîðìà ãóá, òèï âîëîñ, ðîñò è ò.ä.). Îñíîâîé ñòå­ðåîòèïà ìîæåò òàêæå ñëóæèòü è êàêàÿ-ëèáî ÷åðòà â õàðàêòåðå è ïîâå­äåíèè ÷åëîâåêà (ìîë÷àëèâîñòü, ñäåðæàííîñòü, ñêóïîñòü è ò. ï.).

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Наиболее известны этнические стереотипы — устойчивые суждения о предста­вителях одних национальных групп с точки зрения других. Напри­мер, стереотипные представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе». Такого рода стереотипы-клише ста­новятся основным компонентом общения для представителей соот­ветствующих групп, где эти стереотипы распространены.

Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и ан­типатиями, в зависимости от которых одно и то же поведение получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рас­сматриваются как проявление ума, у другого народа считается проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, у чужака расценивается как упрямство. Или, на­пример, европейцев, впервые вступивших в общение с японцами, шокировало и шокирует поныне то, что японцы с веселой улыб­кой говорят о самых печальных вещах (о болезни или смерти близ­ких родственников). Это стало основой для формирования сте­реотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако улыб­ку в подобных случаях надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской, а в японской культуре поведения. Там она символизирует на самом деле лишь стремление японца не беспокоить окружающих своими личными горестями.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истин­ность или ложность стереотипов, все они являются неотъемле­мым элементом любой культуры и уже самим фактом своего су­ществования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: