Êàê èçâåñòíî, âîñïðèÿòèå ëþäüìè äðóã äðóãà îñóùåñòâëÿåòñÿ ñêâîçü ïðèçìó ñëîæèâøèõñÿ ñòåðåîòèïîâ. Âñòðå÷àÿñü ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè äðóãèõ íàðîäîâ è êóëüòóð, ëþäè îáû÷íî èìåþò åñòåñòâåííóþ ñêëîííîñòü âîñïðèíèìàòü èõ ïîâåäåíèå ñ ïîçèöèé ñâîåé êóëüòóðû, ìåðèòü èõ íà ñâîé àðøèí. Íåïîíèìàíèå ÷óæîãî ÿçûêà, ñèìâîëèêè æåñòîâ, ìèìèêè è äðóãèõ ýëåìåíòîâ ïîâåäåíèÿ ÷àñòî âåäåò ê èñêàæåííîìó èñòîëêîâàíèþ ñìûñëà èõ äåéñòâèé, ÷òî ëåãêî ïîðîæäàåò öåëûé ðÿä íåãàòèâíûõ ÷óâñòâ: íàñòîðîæåííîñòü, ïðåçðåíèå, âðàæäåáíîñòü.  ðåçóëüòàòå òàêîãî ðîäà ìåæêóëüòóðíûõ èëè ìåæýòíè÷åñêèõ êîíòàêòîâ îáíàðóæèâàþòñÿ íàèáîëåå òèïè÷íûå ÷åðòû, õàðàêòåðíûå äëÿ òîãî èëè èíîãî íàðîäà èëè êóëüòóðû, è â çàâèñèìîñòè îò ýòèõ õàðàêòåðíûõ ïðèçíàêîâ è êà÷åñòâ äàííûå ïðåäñòàâèòåëè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ðàçëè÷íûå ãðóïïû (êàòåãîðèè). Òàê ïîñòåïåííî ñêëàäûâàþòñÿ ýòíîêóëüòóðíûå ñòåðåîòèïû, ïðåäñòàâëÿþùèå ñîáîé îáîáùåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î òèïè÷íûõ ÷åðòàõ, õàðàêòåðíûõ äëÿ êàêîãî-ëèáî íàðîäà èëè åãî êóëüòóðû.
Êîðíè âîçíèêíîâåíèÿ ñòåðåîòèïîâ ëåæàò â îáúåêòèâíûõ óñëîâèÿõ æèçíè ëþäåé, äëÿ êîòîðûõ õàðàêòåðíî ìíîãîêðàòíîå ïîâòîðåíèå îäíîîáðàçíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèé. Ýòî îäíîîáðàçèå çàêðåïëÿåòñÿ â ñîçíàíèè ÷åëîâåêà â âèäå ñòàíäàðòíûõ ñõåì è ìîäåëåé ìûøëåíèÿ. Ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ ñòåðåîòèïîâ ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ ñïîñîáíîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî ñîçíàíèÿ çàêðåïëÿòü èíôîðìàöèþ îá îäíîðîäíûõ ÿâëåíèÿõ, ôàêòàõ è ëþäÿõ â âèäå óñòîé÷è âûõ èäåàëüíûõ îáðàçîâàíèé.  ñîçíàíèè ýòè îäíîðîäíûå îáúåêòû ôèêñèðóþòñÿ â ñîîòâåòñòâóþùèõ ïðåäñòàâëåíèÿõ, îáðàçàõ, îöåíêàõ, ïîñðåäñòâîì êîòîðûõ ëþäè ïîëó÷àþò âîçìîæíîñòü îáìåíèâàòüñÿ èíôîðìàöèåé, ïîíèìàòü äðóã äðóãà, âûðàáàòûâàòü îäèíà-1 êîâûå öåííîñòíûå óñòàíîâêè.
Стереотипы содержат в себе общественный опыт людей, отражают общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются во время совместной деятельности людей путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, ка чествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны, по крайней мере, большому количеству людей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность.
Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном для повседневного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир, иными словами, «наводить в нем порядок».
Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ñòåðåîòèïû ÿâëÿþòñÿ îïðåäåëåííûìè óáåæäåíèÿìè è «ïðèâû÷íûìè çíàíèÿìè» ëþäåé îòíîñèòåëüíî êà÷åñòâ è ÷åðò õàðàêòåðà äðóãèõ èíäèâèäîâ, à òàêæå ñîáûòèé, ÿâëåíèé, âåùåé. Ïî ýòîé ïðè÷èíå ñòåðåîòèïû ñóùåñòâóþò è øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ ëþäüìè.  çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà îáúåêòà è åãî ìåñòà â ñîöèàëüíîé ñòðóêòóðå ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå âèäû ñòåðåîòèïîâ, íàïðèìåð ãðóïïîâûå, ïðîôåññèîíàëüíûå, ýòíè÷åñêèå, âîçðàñòíûå è ò.ä.  êà÷åñòâå îáúåêòîâ ñòåðåîòèïèçàöèè âûñòóïàþò ÷àùå âñåãî îáîáùåííûå è óïðîùåííûå îáðàçû ýòèõ ãðóïï. Îñíîâîé ýòíè÷åñêîãî ñòåðåîòèïà îáû÷íî ÿâëÿåòñÿ êàêàÿ-ëèáî çàìåòíàÿ ÷åðòà âíåøíîñòè (öâåò êîæè, ðàçðåç ãëàç, ôîðìà ãóá, òèï âîëîñ, ðîñò è ò.ä.). Îñíîâîé ñòåðåîòèïà ìîæåò òàêæå ñëóæèòü è êàêàÿ-ëèáî ÷åðòà â õàðàêòåðå è ïîâåäåíèè ÷åëîâåêà (ìîë÷àëèâîñòü, ñäåðæàííîñòü, ñêóïîñòü è ò. ï.).
Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Наиболее известны этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе». Такого рода стереотипы-клише становятся основным компонентом общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы распространены.
Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых одно и то же поведение получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого народа считается проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, у чужака расценивается как упрямство. Или, например, европейцев, впервые вступивших в общение с японцами, шокировало и шокирует поныне то, что японцы с веселой улыбкой говорят о самых печальных вещах (о болезни или смерти близких родственников). Это стало основой для формирования стереотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако улыбку в подобных случаях надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской, а в японской культуре поведения. Там она символизирует на самом деле лишь стремление японца не беспокоить окружающих своими личными горестями.
Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.