Данный раздел содержит термины и определения для системы организации воздушного движения. Он составлен на основе документов ИКАО, имеющих непосредственное отношение к организации воздушного движения.
А
Абсолютная высота. Расстояние по вертикали от среднего уровня моря (MSL) до уровня, точки или объекта, принятого за точку. /16/
Абсолютная высота принятия решения (DA) или относительная высота принятия решения (DH). Установленная абсолютная или относительная высота при точном заходе на посадку, на которой должен быть начат уход на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку.
Примечание 1. Абсолютная высота принятия решения (DA) отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота принятия решения (DH) - от превышения порога ВПП.
Примечание 2. "Необходимый визуальный контакт с ориентирами" означает видимость части визуальных средств и зоны захода на посадку в течение времени, достаточного для оценки пилотом местоположения воздушного судна и скорости его изменения по отношению к номинальной траектории полета. При полетах по категории III с использованием относительной высоты принятия решения необходимый визуальный контакт с ориентирами заключается в выполнении процедур, указанных для конкретных правил и условий полета.
|
|
Примечание 3. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму "абсолютная/относительная высота принятия решения" и сокращение "DA/H". /16/
Абсолютная высота пролета препятствии (ОСА) или относительная высота пролета препятствий.(ОСН). Минимальная абсолютная высота или минимальная относительная высота над превышением соответствующего порога ВПП или в соответствующих случаях над превышением аэродрома, используемая для обеспечения соблюдения соответствующих критериев пролета препятствий.
Примечание 1 Абсолютная высота пролета препятствий отсчитывается от среднего уровня моря, относительная высота пролета препятствий - от превышения порога ВПП или, в случае неточных заходов на посадку, от превышения аэродрома или превышения порога ВПП, если его превышение более чем на 2 м (7 фут) меньше превышения аэродрома. Относительная высота пролета препятствии для захода на посадку по кругу отсчитывается от превышения аэродрома.
Примечание 2. В тех случаях, когда используются оба понятия для удобства можно применять форму "абсолютная/относительная высота пролета препятствий" и сокращение "ОСА/Н". /16/
Авиационная станция. Наземная станция авиационной подвижной службы. В некоторых случаях авиационная станция может быть установлена на борту морского судна или на платформе в море. /16/
|
|
Авиационная фиксированная служба (AFS). Служба электросвязи между определенными фиксированными пунктами, предназначенная главным образом для обеспечения безопасности аэронавигации, а также регулярности, эффективности и экономичности воздушных сообщений, /16/
Авиационная фиксированная станция. Станция авиационной фиксированной службы, /17/
Автоматическое зависимое наблюдение (ADS). Метод наблюдения, в соответствии с которым воздушные суда автоматически предоставляют по линии передачи данных информацию, полученную от бортовых навигационных систем и систем определения местоположения, включая опознавательный индекс воздушного судна, данные о его местоположении в четырех измерениях и, при необходимости; дополнительные данные. /16/
Аэродромное движение. Все движение на площади маневрирования аэродрома, а также полеты всех воздушных судов в районе аэродрома.
Примечание. Считается, что воздушное судно выполняет полеты в районе аэродрома, когда оно входит в аэродромный круг полетов, выходит из него или находится в его пределах./16/
Аэродромное диспетчерское обслуживание. Диспетчерское обслуживание аэродромного движения, /16/
Аэродромный диспетчерский пункт. Орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания аэродромного движения. /16/
Б
Береговая линия. Линия, следующая общему очертанию берега; в тех случаях, когда ширина заливов или бухт менее 30 м. миль, эта линия пересекает их по прямой до соединения с общим очертанием берега на противоположной стороне. /16/
Беспилотный неуправляемый аэростат. Беспилотное воздушное судно легче воздуха, без силовой установки, находящееся в свободном полете. /16/
Бортовая система предупреждения столкновений (БСПС). Бортовая система, основанная на использовании сигналов приемоответчика вторичного обзорного радиолокатора (ВОРЛ), которая функционирует независимо от наземного оборудования и предоставляет пилоту информацию о конфликтной ситуации, которую могут создать воздушные суда, оснащенные приемоответчиками ВОРЛ. /16/
Буквенно-цифровые знаки. Собирательный термин для букв и чисел (цифр). /16/
Буквопечатающая связь. Связь, обеспечивающая на каждом терминале цепи постоянную, автоматически печатаемую запись всех сообщений, передаваемых по этой цепи. /17/
В
Визуальные метеорологические условия (ВМУ). Метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, расстояния до облаков и высоты нижней границы облаков, соответствующих установленным минимумам или превышающих их. /16/
Вторичный обзорный радиолокатор (ВОРЛ). Радиолокационная система наблюдения, использующая передатчики/приемники (запросчики) и приемоответчики. /16/
Вторичный радиолокатор. Радиолокационная система, в которой переданный радиолокационной станцией радиосигнал вызывает передачу ответного радиосигнала другой станцией. /16/
Д
Двусторонняя связь "воздух-земля". Двусторонняя связь между воздушными судами и станциями или пунктами на поверхности земли, /16/
Дискретный код. Четырехзначный код ВОРЛ, двумя последними цифрами которого не являются "ОО". /16/
Диспетчерское обслуживание подхода. Диспетчерское обслуживание контролируемых полетов прибывающих и вылетающих воздушных судов. /16/
Диспетчерский пункт подхода (ДПП). Орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания контролируемых полетов воздушных судов, прибывающих на один или несколько аэродромов или вылетающих с них. /16/
Диспетчерский район. Контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от установленной границы над земной поверхностью. /16/
|
|
Донесение с борта (воздушного судна). Донесение с борта воздушного судна, находящегося о полете, которое составлено в соответствии с требованиями в отношении сообщения данных о местонахождении, ходе выполнения полета и/или метеорологических условиях./16/
Зональная навигация (RNAV). Метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полеты по любой желаемой траектории в пределах зоны действия радиомаячньгх навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации. /16/
И
Индекс местоположения. Четырехбуквенная кодовая группа, составляемая в соответствии с предписанными ИКАО правилами и присваиваемая для обозначения местоположения авиационной фиксированной станции. /16/
Информация AIRMET. Выпускаемая органом метеорологического слежения информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов на малых высотах и которые не были еще включены в прогноз, составленный для полетов на малых высотах в соответствующем районе полетной информации или его субрайоне. /16/
Информация о движении. Информация, исходящая от органа обслуживания воздушного движения для предупреждения пилота о других известных или наблюдаемых воздушных судах, которые могут находиться вблизи его местоположения или намеченного маршрута полета, и помогающая пилоту предотвратить столкновение. /16/
К
Консультативный маршрут. Установленный маршрут, на котором существует консультативное обслуживание воздушного движения.
Примечание. Диспетчерским обслуживанием воздушного движения обеспечивается намного более полное обслуживание, чем консультативным обслуживанием воздушного движения, поэтому в пределах контролируемого воздушного пространства консультативные зоны и маршруты не устанавливаются, однако консультативное обслуживание воздушного движения может предоставляться ниже или выше диспетчерских районов. /16/
Контролируемый аэродром. Аэродром, на котором обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения.
|
|
Примечание. Термин "контролируемый аэродром" означает, что на данном аэродроме обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения, но не означает обязательного наличия диспетчерской зоны. /16/
Контролирующая радиостанция двусторонней связи "воздух-земля". Станция авиационной электросвязи, основным назначением которой является регулирование прохождения сообщений, касающихся выполнения полетов и контроля за воздушными судами в данном районе. /16/
Конус воздушных подходов. Определенное воздушное пространство вокруг номинальной траектории захода на посадку, в пределах которого заходящее на посадку воздушное судно рассматривается как выполняющее нормальный заход. /16/
Координационный центр поиска и спасания. Центр, созданный в выделенном районе поиска и спасания для содействия эффективной организации поисково-спасательных работ./16/
Крейсерский эшелон. Высота, выдерживаемая в течение значительной части. полета./16/
Курс. Направление, в котором находится продольная ось воздушного судна, выраженное обычно в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного, компасного или условного меридианов). /16/
Л
Линия пути. Проекция траектории полета воздушного судна на поверхность земли, направление которой в любой ее точке обычно выражается в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного или условного меридианов). /16/
Литерность рейса. Указание о том, требуется ли данному воздушному судну особое внимание со стороны органов обслуживания воздушного движения. /16/
М
Маршрут зональной навигации. Маршрут ОВД, установленный для воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию. /16/
Маршрут ОВД. Установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения.
Примечание. Термин "маршрут ОВД" используется для обозначения в соответствующих случаях воздушной трассы, консультативного маршрута, контролируемого или неконтролируемого маршрута, маршрута прибытия или вылета и т.д. /16/