В двухрядной коробке передач двум первичным валам соответствуют два вторичных вала. Благодаря использованию одних и тех же шестерен для первой передачи и передачи заднего хода, а также для четвертой и шестой передачи, удалось существенно сократить длину коробки передач.
Вторичный вал 1
На вторичном валу 1 расположены:
- шестерни первой, второй и третьей передач, включаемые посредством трехколечных синхронизаторов;
- шестерня четвертой передачи, включаемая посредством одноколечного синхронизатора, и
- ведущая шестерня главной передачи.
Установленная на вторичном валу ведущая шестерня постоянно находится в зацеплении с ведомой шестерней главной передачи, которая служит для передачи крутящего момента на дифференциал.
Вторичный вал 2
На вторичном валу 2 расположены:
- задающий диск датчиков частоты вращения на выходе коробки передач;
- ведомые шестерни пятой и шестой передач, а также шестерня передачи заднего хода;
- ведущая шестерня главной передачи.
Оба вторичных вала передают крутящий момент на дифференциал через принадлежащие им ведущие шестерни главной передачи.
|
|
Вал заднего хода
Вал заднего хода обеспечивает изменение направления вращения вторичного вала 2 и вместе с ним ведущей шестерни главной передачи. Одна из шестерен этого вала находится в зацеплении с установленной на первичном валу 1 шестерней первой передачи и заднего хода, а другая его шестерня находится в зацеплении с шестерней заднего хода, соединяемой с вторичным валом 2.
Дифференциал
Оба вторичных вала передают крутящий момент на соединенную с дифференциалом ведомую шестерню главной передачи. С дифференциала крутящий момент передается на шарнирные валы приводов колес. В дифференциал встроен также венец стояночной блокировки коробки передач.
Стояночная блокировка
Стояночная блокировка коробки передач должна предотвращать непреднамеренное перемещение автомобиля с незатянутым стояночным тормозом. Механизм стояночной блокировки встроен в дифференциал. Включение стояночной блокировки производится чисто механически, а именно, посредством троса, связывающего рычаг селектора с рычагом привода блокировки на корпусе коробки передач. Этот трос используется исключительно для управления стояночной блокировкой.
Принцип действия
Стояночная блокировка включается при установке рычага селектора в положение "P". При этом собачка входит в зацепление с зубчатым венцом стояночной блокировки. Стопорная пружина фиксирует рычаг привода блокировки и вместе с ним собачку в рабочем положении.
Если собачка попала на зуб венца блокировки, пружина 1 сжимается при повороте рычага привода блокировки. При незначительном перемещении автомобиля собачка заходит в ближайший проем между зубьями. Этому способствует разжимающаяся пружина 1. Снятие стояночной блокировки производится при выводе рычага селектора из положения "P". При этом движок перемещается вправо в его исходное положение, а пружина 2 выводит собачку из зацепления с зубьями венца.
|
|
Синхронизаторы
Включение какой-либо передачи производится в результате соединения скользящей муфты синхронизатора с зубчатым венцом включаемой шестерни. Функция синхронизатора заключается в выравнивании частот вращения скользящей муфты и включаемой шестерни. Основная работа выполняется при этом латунными кольцами синхронизатора с молибденовым покрытием.
Первая, вторая и третья передачи включаются посредством трехколечных синхронизаторов. Эти синхронизаторы имеют существенно большие поверхности трения, чем синхронизаторы с одним блокирующим кольцом. Эффективность синхронизатора повышается с увеличением поверхностей, через которые отводится тепло.
В результате ускоряется синхронизация при включении низших передач, для которых характерны относительно большие перепады в частотах вращения. При этом также снижаются усилия, необходимые для включения передач. Четвертая, пятая и шестая передачи включаются посредством одноколечных синхронизаторов, так как перепады частот вращения при переключении этих передач относительно невелики. Выравнивание частот вращения при этом происходит достаточно быстро. Поэтому усложнение конструкции синхронизаторов в данном случае не оправдано. Передача заднего хода включается посредством двухколечного синхронизатора.
Трехколечный синхронизатор
В состав трехколечного синхронизатора входят:
- наружное блокирующее кольцо,
- промежуточное кольцо,
- внутреннее блокирующее кольцо и
- конус трения на включаемой шестерне.