В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму, или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Бюрократическая структура делает возможным, как считал Вебер, высокий уровень учета результатов для руководства организации и для тех, кто связан с ней. Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Вебер полагал, что организация должна принять определенную стратегию развития. Суть дела сводится к следующим моментам.
1.Все задания, необходимые для достижения целей, должны раз
деляться на высокоспециализированные виды работ. Исполнители
должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за
эффективное выполнение своих обязанностей.
2.Каждое задание должно выполняться в соответствии с «посто
янной системой абстрактных правил» с целью гарантирования одно
родности и скоординированности различных заданий. Разумность
такой практики состоит в том, что руководитель может устранить не
определенность при выполнении задания, связанную с индивидуаль
ными различиями.
|
|
3.Каждый сотрудник или офис организации должен отвечать пе
ред руководителем за свои действия или действия подчиненных.
Власть руководителей основывается на экспертных знаниях и узако
нивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии управле
ния. Таким образом создается цепь команд.
4.Каждое официальное лицо в организации должно вести дела сво
его офиса безлично и формально. Оно должно поддерживать соци
альную дистанцию между собой и подчиненными, а также клиента
ми. Цель такой практики — гарантировать невмешательство отдель
ных личностей в продуктивное выполнение целей офиса, отсутствие
фаворитизма, служебных отношений, основанных наличной дружбе
или знакомстве.
5. Наем на работу в бюрократическую организацию должен осно
вываться на технической квалификации работника и предусматривать
защиту от произвольного увольнения. Соответственно продвижение
по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных дости
жениях. Наем в организацию должен рассматриваться как карьера
работника на протяжении всей жизни, что предполагает высокий
уровень его преданности фирме.
Организация, достигающая такого уровня, приближается к бюрократии идеального типа. Между тем только некоторым организациям свойственны все характеристики идеального типа. Отдельные достаточно высокие характеристики свойственны для многих организаций. Например, все организации до определенного уровня применяют разделение труда, имеют отношения «руководитель — подчиненный», используют определенные виды процедур. Более подробно особенности, черты и уроки использования бюрократической организации рассматриваются далее.