Расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи

Расчет зубчатой закрытой передачи производится в два этапа: первый расчет — проектный, второй — проверочный. Проектный выполняется по допускаемым контактным на­пряжениям с целью определения геометрических параметров редукторной пары. В про­цессе проектного расчета выбирают ряд табличных величин и коэффициентов; результаты некото­рых расчетных величин округляют до целых или стандартных значений; в поиске оптимальных решений приходится неод­нократно делать пересчеты. Поэтому после окончательного определения параметров зацепления выполняют проверочный расчет.

Проектный расчет

Исходные данные:

схема редуктора; Т1, Т2, Нм; n1, n2, мин‾¹;

uзп (табл.1.4.5); Т mах nоm (табл. 7.1.1, с. 110);

[ σ ] Н, [ σ ] F, МПа (табл. 4.1.4);

[ σ ] Н mах 1(2), [ σ ] F mах 1(2) , МПа (табл. 4.1.1).

4.2.1. Определить главный параметр — межосевое рас­стояние аW, мм:

где: а) Ка вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач Ка = 43, для прямозубых — Ка = 49,5;

б) ψа = b2 /aW коэффициент ширины венца колеса, рав­ный 0,28…0,36 — для шестерни, расположенной симметрично относительно опор;

в) и = изп передаточное число редуктора;

г) Т2 — вращающий момент на тихоходном валу, Нм;

д) [ σ ] Н — допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом;

е) kНβ — коэффициент неравномерности распределения на­грузки по ширине венца, kНβ = f (НВ, расположения колес от­носительно опор, ψbd) (рис. 4.2.1а, б); ψbd — коэффициент ши­рины шестерни относительно ее диаметра, ψ bd = b/d 1 = f (НВ, расположения колес относительно опор) (табл. 4.2.1). Для прирабатывающихся зубьев kНβ =1;

ж) k А — коэффициент внешней динамической нагрузки (табл. 4.2.3).

Таблица 4.2.1

Рекомендуемые значения коэффициента ψ bd = b/d 1

Расположение колес относительно опор Твердость рабочих поверхностей зубьев
НВ1(2) ≤ 350 НВ1(2) > 350
Симметричное Несимметричное Консольное 0,8…1,4 0,6…1,2 0,3…0,4 0,4…0,9 0,3…0,6 0,2…0,25
а б
в г
д

Рис. 4.2.1. Графики для определения коэффициентов

неравномерно­сти распределения нагрузки по ширине венца:

а и б — при расчете контактной прочности зубьев kНβ; в и г — при расчете зубьев на изгиб kFβ; д — схемы редукторов

Полученное значение межосевого расстояния аW округлить до ближайшего значения в соответствии с ГОСТ (табл. 4.2.2).

Таблица 4.2.2

Значения межосевых расстояний аW

ГОСТ 2185—66

Ряд Межосевое расстояние аW, мм
  40; 50; 63; 80; 100; 125; 160; 200; 250; 315; 400; 500; 630…
  71; 90; 112; 140; 180; 224; 280; 355; 450; 560; 710; 900…

Таблица 4.2.3

Значение коэффициента внешней динамической нагрузки ka

ГОСТ 21354—87

Режим нагружения двигателя Режим нагружения ведомой машины
       
  Равномерный С малой неравномерностью Со средней неравномерностью Со значительной неравномерностью 1,00 1,10 1,25 1,5 1,25 1,35 1,5 1,75 1,50 1,60 1,75 2,00 1,75 1,85 2,00 и выше 2,25 и выше
           

Характерные режимы нагружения двигателей:

1) равномерный — электродвигатели;

2) с малой неравномерностью — гидравлические двигатели;

3) со средней неравномерностью — многоцилиндровые ДВС;

4) со значительной неравномерностью — одноцилиндровые ДВС.

Характерные режимы нагружения ведомой машины:

1) равномерный — равномерно работающие ленточные, пластинчатые конвейеры, легкие подъемники, вентиляторы и т. д.;

2) с малой неравномерностью — неравномерно работаю­щие ленточные, пластинчатые транспортеры, шестеренчатые и ротационные насосы, главные приводы станков, тяжелые подъемники, крановые механизмы, промышленные и руднич­ные вентиляторы, поршневые многоцилиндровые насосы, ста­ны холодной прокатки и т. д.;

3) со средней неравномерностью — мешалки для резины и пластмасс, легкие шаровые мельницы, деревообрабатывающие станки, одноцилиндровые поршневые насосы и т. д.;

4) со значительной неравномерностью — экскаваторы, черпалки, тяжелые шаровые мельницы, дробилки, буровые машины, брикетировочные прессы, станы горячей прокатки и т. д.

4.2.2. Определить модуль зацепления m, мм:

,

где а) Кm вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач Кm = 5,8, для прямозубых Кm = 6,8;

б) — делительный диаметр колеса, мм;

в) b2 = ψa aW — ширина венца колеса, мм;

г) [ σ ] F — допускаемое напряжение изгиба материала коле­са с менее прочным зубом, МПа (табл. 4.1.4).

Полученное значение модуля m округлить в большую сто­рону в соответствии с ГОСТ (табл. 4.2.4):

Таблица 4.2.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: