Стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. (У. Липпман)
Социальный стереотип – это «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей. (Т. Шибутани)
Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
Такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени.
Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.
Социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами. Ими в высшей степени трудно управлять в условиях значительной напряженности и конфликта.
|
|
Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
При разработке своей концепции Липпман опирался на данные психологической науки о рефлекторном характере психической деятельности человека.
Сущность его концепции сводится к следующему:
· Поскольку «реальная действительная слишком обширна, сложна и изменчива для непосредственного знакомства с ней», человек перестраивает окружающий мир «по простой модели»
· Вся человеческая культура – это, главным образом отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Таким образом, формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна.
· Процесс познания, восприятия нового – это процесс подведения, механической подгонки еще неизвестного явления, факта под устойчивую общую формулу или образ. Происходит стандартизация явления, что является нормой, законом.
· Стереотипы, выступающие в качестве стимула, призваны вызвать у человека реакцию – это чувства симпатии и антипатии, страха и гнева, любви и ненависти по отношению к тем или иным социальным явлениям.
· Под влиянием информации о событиях, а не непосредственного наблюдения за ними, в сознании человека складываются упрощенные образы, стандартизированные представления об окружающем мире, «картинки в наших головах», или стереотипы.
|
|
· Липпман разграничивал внешний мир и «картинки в головах», подчеркивая их неадекватность.
Основные механизмы стереотипы:
· Стереотипы возникают спонтанно на основе опосредованного восприятия объетка: «нам говорят о мире до того как мы познаем мир на опыте»
· Способствуют формированию традиций и привычек
· Оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта
· Стереотипы – преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на ошибке человека
· Стереотип однозначен. Делит мир на 2 категории: хорошее и плохое
· Эмоционально-оценочное образование. Складывает 2 компонента: знание и отношение.
Знание – стандартное, упрощенное, а отношение – эмоциональное. Отношение в стереотипе преобладает.
· Стереотипные образования, суждения, оценки, образы концентрируются в готовых формулах: в пропагандистских штампах, конкретизирующихся в средствах массовой информации с помощью языковых средств и виз изображений.
· Обладают внушающим действием.
· Представляют собой упорядоченную, непротиворечивую картину мира.
· Составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология. СМИ в любом обществе с помощью метода стерео типизации внедряют в сознание читателей.
· Автоматизируют наше мышление, помогают без всяких затруднений давать оценку тем явлениям, которых касаются стереотипных суждений.
· Причиной использования стереотипов является необходимость экономии времени и усилий.
· Стереотипам свойственна предвзятость.
· Механизм стереотипизации
Четыре аспекта стереотипов:
· Стереотипы всегда проще, чем реальность
· Люди приобретают стереотипы, а не формулирует их сами на основе личного опыта.
· Все стереотипы ложны. Они всегда приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.
· Очень живучи. Если человек не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.