Конкретные примеры основных типов ментальностей
Приведенные данные означают, что по частоте появления каждого типа культурной ментальности и по поведению отличаются друг от друга не только индивиды, но и социальные группы и классы. Группа римских католических пап в целом более идеациональна, чем группа монархов. Если бы мы взяли группу рабов и крепостных или другие угнетенные классы, мы скорее всего обнаружили бы, что среди них преобладает псевдоидеациональный тип, тогда как среди пап и королей он практически не встречается. Другими словами, типы и характерные черты культурной менталъности и поведения неравномерно распределены среди различных социальных групп, а также, как мы еще увидим, в системах интегрированной культуры, создаваемых и оберегаемых этими группами.
Вот как распределяются типы и характерные черты, являющиеся типичными или, по крайней мере, наиболее заметными в каждой группе.
A. В любом обществе активно- и пассивно-чувственные ментальности, вероятно, гораздо чаще встречаются среди богатых и привилегированных классов, чем среди бедных.
|
|
1) В периоды процветания и подъема среди богатых преобладает активно-чувственная форма.
2) В периоды упадка среди них доминирует пассивно-чувственная форма.
B. Из всех типов ментальности, существующих в среде бедных и угнетенных классов, самым распространенным является, веро ятно, тип псевдоидеациональный; среди богатых и привилегированных он встречается реже.
C. В определенном обществе активная идеациональная менталь-ность, а в какой-то степени аскетически-идеациональная занимает сравнительно большее место в жизни духовенства и жречества или соответствующих им категорий (шаманов, брахманов, проповедников и т. п.), чем в жизни других групп. Накануне упадка или кризиса религии либо эквивалентной ей системы морали и идеологии распространенность обоих этих типов среди духовенства начинает уменьшаться и на смену им приходят идеалистический или смешанный тип, либо активное и пассивное «эпикурейство». Данные по римским папам подтверждают это утверждение.
Причины указанного выше распределения очевидны. Богатые и привилегированные классы располагают большим богатством для удовлетворения своих потребностей и в этом смысле могут позволить себе больше, чем бедные. Они обладают большими возможностями для изучения окружающего мира и социальной среды, чем бедные. Следовательно, им незачем отказываться от своих капризов и
потребностей и вместо изменения окружающей среды изменять са-]y0fX себя в той степени, в какой это вынуждены делать представители бедных классов. Отсюда — больший «эпикуреизм» богатых.
|
|
В силу аналогичных причин бедные и угнетенные классы бо-дее склонны к псевдоидеациональной ментальности, чем богатые. Обстоятельства не позволяют им быть пассивными или активными «эпикурейцами». У них нет ни возможности, ни перспективы возвыситься до уровня активного идеационализма, и поэтому они должны довольствоваться своим положением, которое не позволяет им усвоить исключительно чувственную ментальность и манеру поведения.
Что касается духовенства и прочих религиозных и нравственных авторитетов, то характер их профессии требует от них большего аскетического или активного идеационализма, чем от представителей других групп и классов. Это, конечно, не значит, что духовное сословие всегда обладает данным качеством. Так, в периоды временного или окончательного упадка той или иной религии священнослужители превращаются в «эпикурейцев», иногда, может быть, даже в большей степени, чем представители других классов.
Приняв все это во внимание, следует признать, что поведение духовенства в нравственном отношении намного выше среднего. Даже в наше преимущественно чувственное время для духовенства (хотя оно, вероятно, и не обладает чисто идеациональной ментальностью) характерна смешанная ментальность, в которой, может быть, больше идеациональных элементов, чем в смешанных ментальностях других классов, — и это, несмотря на заметную «приземленность» некоторых лиц духовного звания.
Возможно также, что профессия священнослужителей ^ред-располагает к тому, что в их поведении появляется нечто Зт цинично-чувственного типа и, может быть, в большей степени, чем У многих других групп. Но даже те священники, которым свойственна сильная склонность к чувственности, должны соблюдать приличия, в противном случае они лишились бы своих должностей. Отсюда — лицемерие, «элмер-гентризм»3, надевание масок благопристойности, идеационализма, спиритуализма, набожности и т. д., которые не соответствуют внутреннему «гештальту»4 и некоторым внешним поступкам этих лиц.
". БОЛЕЕ КРУПНЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ
Займемся теперь более подробным изучением типов культурной ментальности, находя их не среди индивидов и малых групп,