В «Ходатайстве за Христиан» («Legatio pro Christianis») Афи-нагора (ок. 177) читаем:
«Поэты и философы... обнаружили полную некомпетентность в вопросе об истине, поскольку они считали уместным учить не от Бога, говоря о Боге, а каждый сам от себя»23.
Если мы обратимся к писаниям Иринея («Против ересей»; «Adv. Haereses», ум. 185), Климента Александрийского («Стро-маты»; ок. 200), Оригена (185-254; «Филокалия»), особенно же Тертуллиана («Апология», ок. 197), затем — Иеронима Блаженного («Письма»; «Epistle», ок. 384), Афанасия («История ариан к монахам», «Ad monachos», написана ок. 356-360), Василия Кесарийского («Письма», ок. 370-379), Григория Назианзина («Слова», «Orations», ум. 390) и, пропуская ряд других имен, Августина Блаженного, то увидим, что в них повторяются те же самые мотивы и утверждения, только еще в более сильной форме, а негативно презрительная оценка человеческого знания — и эмпирического и рационального — становится еще острее и еще более подчеркнутой.
Августин — подобно тому как до него Иероним Блаженный и Василий Великий — был до своего обращения в христианскую веру хорошо образованным человеком своего времени, прекрасно осведомленным в области греко-римской науки и философии. Став же поборником христианства, он выразил его постулаты в еще более яркой и страстной форме. Это напоминает тертуллиановское, «большевистское» разоблачение всей Человеческой Мудрости и всех систем Истины, за исключением той, что содержится в Евангелии26.
|
|
После того как Августин обратился в христианскую веру, его отношение ко всей греко-римской культуре и социальной действительности стало действительно чисто «большевистским». Риторы, ученые и философы являются для него «продавцами и покупателями литературной премудрости», «суесловами и соблазнителями, несущими ложь и нечестивые бредни»27. Римская история и культура — не что иное, как «кровавая, бесчеловечная сказка, полная резни, буйства, грабежа» и т. п.28 Римская и прочие религии — всего лишь гнусные выдумки «не справедливых, а подобных демонам правителей», созданные для угнетения народа29. Гомер, да и в целом искусство и литература — это «непристойные басни»30; право — не что иное, как искусство обмана и несправедливости.
Позитивная программа Августина — это чистая истина христианской веры, божественно откровенная, и, как таковая, она,
14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 333
будучи сверхчувственной, сверхрациональной, сверхлогической, нацелена непосредственно на последнюю реальность, каковой является Бог. Deum et animam scire cupio. Nihil ne plus? Nihil omnio31 — таков его девиз.
Как уже упоминалось, революция, происшедшая в человеческом сознании, коснулась не только христианских мыслителей этого периода. Та же тенденция к отрицанию эмпирической и рационалистической систем истины преобладала и среди языческих мыслителей, о чем свидетельствуют приведенные выше данные. В качественном отношении основные течения этого периода: неоплатонизм, гностицизм, донатизм32, неопифагорейство, пифагорейский платонизм, иудейско-греческая философия (Филон и др.), не говоря уже о других течениях, разделяли с христианской идеологией негативное отношение к эмпирической и чисто рационалистической системам истины и знания.
|
|
Эти системы сделались теургическими и религиозными.
Плотин, величайший мыслитель этого периода, относился столь же негативно и пренебрежительно к эмпирическому или рационализированному знанию, как и христианские Отцы Церкви.
Таким образом, в течение первых шести веков нашей эры эта система истины веры, считавшаяся суеверием и невежеством, выросла, а эмпирическая и рационалистическая системы истины, вопреки ожиданиям и убеждениям многих интеллектуалов того времени, оказались побежденными и изгнанными. Это сопровождалось масштабными и многочисленными изменениями сознания, которые обычно влекут за собой преобразования такого рода.