сти ограничиваться в той мере, в какой это могут потребовать соображения salus populi?
Цель данной главы состоит не в том, чтобы встать на сторону одной из этих посылок, а в том, чтобы, как и прежде, свести многочисленные теории к нескольким основным типам, а затем исследовать, как в истории греко-римской и западной культур складывалась судьба каждой из них, проследить, какая из них и в какие периоды доминировала по своей влиятельности. Наконец, в чем была причина их флуктуации и были ли они явным образом связаны с флуктуациями главных типов культуры, изучаемых здесь?
Если обратиться к соответствующим теориям, то сразу же станет ясно, что они рассматривают проблему главным образом с двух сторон: онтологической и этической. Онтологическая постановка вопроса такова: какая из двух категорий — индивид или общество — является подлинной реальностью? Когда к проблеме подходят с этической стороны, то решается такой вопрос: какая из них является высшей ценностью?
Соответственно, все теории в этой области можно разбить на следующие классы: 1) социологический сингуляризм; 2) социологический универсализм; 3) мистико-социологическое единство индивидов. Ниже следуют некоторые пояснения.
|
|
А. Социологический сингуляризм. Под ним подразумеваются все теории, утверждающие, что онтологически любое общество есть простая сумма его членов и, помимо этого, не имеет никакой подлинной реальности per se. Это социологическая разновидность номинализма. Как и вообще номинализм, социологический номинализм утверждает, что в транссубъективном мире существуют только индивиды.
Это атомистическая концепция общества как совокупности единичных индивидов, вне и помимо которых нет никакой онтологической сущности, называемой обществом. Такова общая характеристика социологического сингуляризма, внутри которого, исходя из сочетания онтологического и этического принципов, можно выделить несколько разновидностей. Главные подвиды суть следующие.
1) Крайний, или последовательный социологический сингуляризм. Он утверждает, что индивид в онтологическом смысле есть единственная социальная реальность и он же является высшей этической ценностью. Это концепция — атомистически-сингуляристская не только по онтологии, но и по системе цен-
18. Флуктуация «первых принципов»:IV. Универсализм и сингуляризм 425
ностей. Все главные ценности — те, которые связаны именно с индивидом: его безопасность и благополучие, его счастье, удовлетворенность, комфорт, свобода и т. д. Надындивидуальные, или общественные, ценности в такой системе являются в лучшем случае исключительно производными и нацеленными на обеспечение сингуляристских ценностей: общество является ценностью лишь постольку, поскольку оно способствует безопасной жизни и счастью индивида. При таком подходе этическая система крайнего сингуляризма почти всегда оказывается системой этики счастья в ее гедонистическом, эвдемоническом или утилитаристском варианте4 (см. главу 24). Естественно поэтому, что кривые крайнего сингуляризма и этики счастья должны в довольно заметной степени идти параллельно.
|
|
Это течение представлено многими мыслителями — от крайних гедонистов, исповедующих принцип «Carpe diem»5 или «Apres moi le deluge»6, до анархистов и моральных индивидуалистов типа Штирнера и многих других. Это — онтологический и вместе с тем этический сингуляризм, или социологический номинализм.
2} Умеренный социологический сингуляризм. Как и крайняя форма сингуляризма, он предполагает, что онтологической реальностью являются только единичные индивиды, но в этическом аспекте он настаивает на том, что с точки зрения любого индивида не только он сам, но и все другие индивиды и общество как их совокупность являются высшей ценностью.
Таким образом, в этическом плане это можно рассматривать как отклонение от сингуляристской этики в сторону этики общественной или универсалистской, когда общество понимается атомистически (то есть как совокупность индивидов), а индивиды, из которых оно состоит, разделяют знаменитый девиз утилитаризма: «наибольшее счастье для наибольшего числа людей»7. Этически это связано также с умеренными и чувственно-эвдемонистическими или утилитарно-этическими системами. Либерализм XIX в., с его правами человека и гражданина, с его проповедью максимума счастья и свободы, с его крайним или смягченным индивидуализмом, уравновешенным учетом интересов других индивидов, является самым ярким примером этого умеренного сингуляризма.
3) Коллективистский социологический сингуляризм. В онтологическом аспекте (общество — это совокупность индивидов) °н занимает ту же самую позицию, что и сингуляризм вообще,