D. Динамика развития изучаемых нами течений еще раз свидетельствует о том, что не наблюдается никакой тенденции к устойчивому росту дифференциации и гетерогенности за счет уменьшения гомогенности19.
E. Если мы захотим узнать, какое из этих течений было вообще самым влиятельным и каковы были «спектры» основных периодов в отношении соответствующей ментальности, то ответ дадут суммарные показатели значимости как по всему изучаемому периоду в целом, так и по основным его отрезкам (табл. 25).
таблица 25. динамика сингуляризма, универсализма и интегрализма
В ТЕЧЕНИЕДЛИТЕЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ
Период | Сингуляризм всех разновидностей | Универсализм всех разновидностей | Мистический интеграл изм |
600 дон. э.— 100 н.э. 100—600 600—1500 1500—1900 1900—1920 | 288 37 13 766 | 300 253 400 1002 184 | 30 166 82 97 0 |
В целом: |
Цифры показывают, что самым влиятельным течением за весь период в целом был универсализм. Он почти вдвое могущественней сингуляризма. Только в период с 1900 по 1920 г. сингуляризм был чуть сильнее универсализма, а в период с 600 г. дон. э. по 100 г. н. э. они почти сравнялись. Особенно «универсалистским» был период с 100 г. н. э. по 1500 г. Приведенные числа рисуют упрощенный спектр ментальности каждого периода; в то же время они наводят на мысль о том, что оба эти течения, по-видимому, отражают два различных аспекта транссубъективной реальности и что, вероятно, ни одно из них не является всецело правым или всецело неправым, всецело истинным или всецело ложным, так что вряд ли одно из них сможет навсегда вытеснить другое.
Данные опять-таки наводят на мысль о том, что в рамках длительных культур и социальных систем универсалистское течение должно быть сильнее сингуляристского. Возможная причина этого обстоятельства чем-то похожа на ту, что наблюдается и в противостоянии идеализма и материализма, а именно: универсалистская идеология и ментальность необходимы, в известной степени, для поддержания социальной сплоченности и солидарности. В качестве связующего звена они нужнее, чем
18. Флуктуация «первых принципов»: IV. Универсализм и сингуляризм 447
идеология сингуляристская. Ведь она поощряет центробежные силы общества и если окажется намного сильнее универсалистской идеологии, то приведет, в сочетании с другими факторами, к разрыву социальных уз и сделает общественную жизнь, с ее властью и правительством, добровольными или принудительными жертвоприношениями со стороны индивидов — невозможной.
Цифры, приведенные в табл. 25, свидетельствуют также о «пропорциональном балансе» главных противоборствующих течений и, следовательно, о спонтанной саморегуляции социокультурных процессов. В этом смысле они еще раз демонстрируют достоверность «принципа ограничения» и других принципов, которым в данной работе придается особое значение.
F. Описанные выше результаты вместе с результатами, приведенными в следующей главе, имеют важное значение для теорий многих социологов и обществоведов, занятых изучением и определением таких понятий, как общество, группа, социальное явление и т. п. Данные показывают, что период с 1880 по 1920 г. был одним из тех редких периодов, когда сингуляристс-кое течение было гораздо сильнее универсалистского. Если соотнести этот факт с той дефиницией общества в социологии или социальных трактатах, которая преобладает в этот период в демократических странах, то получится результат, интересный в нескольких отношениях. Дефиниции общества, группы, коллективного единства, предлагаемые в подавляющем большинстве учебников по социологии и других книгах, изданных в период с 1880 по 1920 г., почти все неизменно носят характер сингуляри-стский, будь то сингулярчзм крайний или — гораздо чаще — умеренный. Никакого социального corpus'a mysticum общества как первичной реальности, никакой соцжльной сущности как чего-то принципиально несводимого к индивиду и невыразимого терминологией, связанной с проблемами индивидов, — ничего этого не признается. Точно так же и при социоэтической оценке культуры и индивида человек провозглашается мерой всех вещей, независимо от того, идет ли речь о большей или меньшей совокупности индивидов. Гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, господствовавшие до недавнего времени, — все они являются более или менее сингуляристскими и едва ли могли бы не быть таковыми.
Я, однако, констатирую такое положение вещей, чтобы лишний раз подчеркнуть ту мысль, которая проходит через всю эту работу и особенно важна в этой ее части, а именно: то, что ка-