Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. D. Динамика развития изучаемых нами течений еще раз сви­детельствует о том, что не наблюдается никакой тенденции к устойчивому росту дифференциации и

D. Динамика развития изучаемых нами течений еще раз сви­детельствует о том, что не наблюдается никакой тенденции к устойчивому росту дифференциации и гетерогенности за счет уменьшения гомогенности19.

E. Если мы захотим узнать, какое из этих течений было вообще самым влиятельным и каковы были «спектры» основ­ных периодов в отношении соответствующей ментальности, то ответ дадут суммарные показатели значимости как по все­му изучаемому периоду в целом, так и по основным его от­резкам (табл. 25).

таблица 25. динамика сингуляризма, универсализма и интегрализма

В ТЕЧЕНИЕДЛИТЕЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ

Период Сингуляризм всех разновидностей Универсализм всех разновидностей Мистический интеграл изм
600 дон. э.— 100 н.э. 100—600 600—1500 1500—1900 1900—1920 288 37 13 766 300 253 400 1002 184 30 166 82 97 0
В целом:      

Цифры показывают, что самым влиятельным течением за весь период в целом был универсализм. Он почти вдвое могуществен­ней сингуляризма. Только в период с 1900 по 1920 г. сингуляризм был чуть сильнее универсализма, а в период с 600 г. дон. э. по 100 г. н. э. они почти сравнялись. Особенно «универсалистским» был период с 100 г. н. э. по 1500 г. Приведенные числа рисуют упро­щенный спектр ментальности каждого периода; в то же время они наводят на мысль о том, что оба эти течения, по-видимому, отражают два различных аспекта транссубъективной реальнос­ти и что, вероятно, ни одно из них не является всецело правым или всецело неправым, всецело истинным или всецело ложным, так что вряд ли одно из них сможет навсегда вытеснить другое.

Данные опять-таки наводят на мысль о том, что в рамках длительных культур и социальных систем универсалистское те­чение должно быть сильнее сингуляристского. Возможная при­чина этого обстоятельства чем-то похожа на ту, что наблюдает­ся и в противостоянии идеализма и материализма, а именно: универсалистская идеология и ментальность необходимы, в из­вестной степени, для поддержания социальной сплоченности и солидарности. В качестве связующего звена они нужнее, чем

18. Флуктуация «первых принципов»: IV. Универсализм и сингуляризм 447

идеология сингуляристская. Ведь она поощряет центробежные силы общества и если окажется намного сильнее универсалистс­кой идеологии, то приведет, в сочетании с другими факторами, к разрыву социальных уз и сделает общественную жизнь, с ее властью и правительством, добровольными или принудитель­ными жертвоприношениями со стороны индивидов — невоз­можной.

Цифры, приведенные в табл. 25, свидетельствуют также о «пропорциональном балансе» главных противоборствующих те­чений и, следовательно, о спонтанной саморегуляции социокуль­турных процессов. В этом смысле они еще раз демонстрируют достоверность «принципа ограничения» и других принципов, которым в данной работе придается особое значение.

F. Описанные выше результаты вместе с результатами, при­веденными в следующей главе, имеют важное значение для тео­рий многих социологов и обществоведов, занятых изучением и определением таких понятий, как общество, группа, социаль­ное явление и т. п. Данные показывают, что период с 1880 по 1920 г. был одним из тех редких периодов, когда сингуляристс-кое течение было гораздо сильнее универсалистского. Если соот­нести этот факт с той дефиницией общества в социологии или социальных трактатах, которая преобладает в этот период в де­мократических странах, то получится результат, интересный в нескольких отношениях. Дефиниции общества, группы, коллек­тивного единства, предлагаемые в подавляющем большинстве учебников по социологии и других книгах, изданных в период с 1880 по 1920 г., почти все неизменно носят характер сингуляри-стский, будь то сингулярчзм крайний или — гораздо чаще — умеренный. Никакого социального corpus'a mysticum общества как первичной реальности, никакой соцжльной сущности как чего-то принципиально несводимого к индивиду и невыразимо­го терминологией, связанной с проблемами индивидов, — ни­чего этого не признается. Точно так же и при социоэтической оценке культуры и индивида человек провозглашается мерой всех вещей, независимо от того, идет ли речь о большей или мень­шей совокупности индивидов. Гедонизм, утилитаризм, эвдемо­низм, господствовавшие до недавнего времени, — все они явля­ются более или менее сингуляристскими и едва ли могли бы не быть таковыми.

Я, однако, констатирую такое положение вещей, чтобы лиш­ний раз подчеркнуть ту мысль, которая проходит через всю эту работу и особенно важна в этой ее части, а именно: то, что ка-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: