усматривает причину в трансцендентной реальности; чувственная — в чувственно воспринимаемом мире. Идеалистическая и смешанные ментальности обнаруживают ее и в идеациональной и в чувственной сферах.
2) Эти две различные концепции (плюс концепции промежуточного характера) боролись и борются друг с другом за преобладание как в различных культурах, так и в различные периоды развития одной и той же культурной ментальности.
3) В общем, при доминирующей идеациональной ментальности обнаруживает тенденцию к господству аналогичная концепция причинности; при господствующей чувственной ментальности преобладают чувственные же концепции; доминирующая идеалистическая ментальность отмечена промежуточными или смешанными концепциями причинности.
Эти выводы логически вытекают из характера основных типов ментальности. Подтверждаются ли они фактически? Тщательное исследование проблемы, по-видимому, позволяет ответить на этот вопрос утвердительно. Далее следует краткий обзор и анализ соответствующих фактов.
|
|
А. Смешанная идея причинности у первобытных народов. Исследования антропологов и социологов, особенно Л. Леви-Брюля, убедительно показали, что среди первобытных народов широко распространена своего рода идеациональная концепция причинности. Однако, вопреки категоричному утверждению Леви-Брюля, им свойственно представление и о чувственном типе причинности. Идеациональные концепции проявляются в самых разных формах, например:
«Зачастую в первобытных обществах смерть, совершенно естественная с нашей точки зрения, объясняется мистическими причинами... Так... смерть от укуса ядовитой змеи объясняется обычно тем, что эта змея — орудие колдуна»4.
[В этом и многочисленных подобных случаях] «сознание не соглашается с объяснением, которое дает (эмпирический) опыт». Как справедливо считает Брюнсвик, «объяснение здесь выходит за пределы опыта и обнаруживает тайную связь между видимым (чувственно воспринимаемым) следствием и невидимой (сверхчувственной) причиной»5.
Само существование магической и трансцендентальной религии у примитивных и доисторических народов в виде верований в то или иное божество или потустороннюю силу, в обряды религиозного или магического характера; колдовство, шаман-