Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. усматривает причину в трансцендентной реальности; чувствен­ная — в чувственно воспринимаемом мире

усматривает причину в трансцендентной реальности; чувствен­ная — в чувственно воспринимаемом мире. Идеалистическая и смешанные ментальности обнаруживают ее и в идеациональной и в чувственной сферах.

2) Эти две различные концепции (плюс концепции промежу­точного характера) боролись и борются друг с другом за преобла­дание как в различных культурах, так и в различные периоды развития одной и той же культурной ментальности.

3) В общем, при доминирующей идеациональной ментально­сти обнаруживает тенденцию к господству аналогичная кон­цепция причинности; при господствующей чувственной мен­тальности преобладают чувственные же концепции; доминирующая идеалистическая ментальность отмечена про­межуточными или смешанными концепциями причинности.

Эти выводы логически вытекают из характера основных ти­пов ментальности. Подтверждаются ли они фактически? Тща­тельное исследование проблемы, по-видимому, позволяет отве­тить на этот вопрос утвердительно. Далее следует краткий обзор и анализ соответствующих фактов.

А. Смешанная идея причинности у первобытных народов. Исследования антропологов и социологов, особенно Л. Леви-Брюля, убедительно показали, что среди первобытных народов широко распространена своего рода идеациональная концеп­ция причинности. Однако, вопреки категоричному утвержде­нию Леви-Брюля, им свойственно представление и о чувственном типе причинности. Идеациональные концепции проявляются в самых разных формах, например:

«Зачастую в первобытных обществах смерть, совершенно ес­тественная с нашей точки зрения, объясняется мистическими причинами... Так... смерть от укуса ядовитой змеи объясняет­ся обычно тем, что эта змея — орудие колдуна»4.

[В этом и многочисленных подобных случаях] «сознание не соглашается с объяснением, которое дает (эмпирический) опыт». Как справедливо считает Брюнсвик, «объяснение здесь выходит за пределы опыта и обнаруживает тайную связь между видимым (чувственно воспринимаемым) следствием и невиди­мой (сверхчувственной) причиной»5.

Само существование магической и трансцендентальной ре­лигии у примитивных и доисторических народов в виде верова­ний в то или иное божество или потустороннюю силу, в обряды религиозного или магического характера; колдовство, шаман-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: