А. С VIII по XIV в. Результаты краткого анализа спектра социальных отношений и связей во всех наиболее значительных группах Средневековья — приблизительно с VII-VIII вв. до XIII-XIV вв., можно обобщить в виде следующих утверждений.
1} Преобладающим типом социальных отношений и связей, которые просматриваются во всех значительных группах средневекового общества и из которых соткана ткань их социальной жизни, является семейственный — с разной степенью интенсивности и чистоты. Это главная тенденция, характерная для всех социальных отношений внутри церкви, семьи, гильдий, корпораций, братских союзов. В то же время это главный стержень системы внутригосударственных отношений — короля и его подданных; короля и его властного окружения. Это касается, но в меньшей степени, и армии. Точно так же семейственность доминирует в сельских общинах и городских коммунах. Наконец, феодальная fidelitas' — самая распространенная форма, связующая воедино свободных людей и свободные классы или
27. Флуктуация договорных и принудительных отношений 575
|
|
сословия средневекового общества, — тоже является по своему внутреннему характеру преимущественно семейственной, несмотря на порой полудоговорную форму установления этих уз. Если тщательно проанализировать, то fidelitas можно рассматривать как наиболее универсальную форму социальных отношений в Средние века. Все это означает, что «стиль» рассматриваемого здесь общества — несомненно семейственный, или, как его иногда называют, патриархальный. Последний термин вполне корректен, хотя многие из тех, кто его употребляет, не всегда осознают его глубокий смысл.
2) Бок о бок с этим преобладающим типом просматриваются и другие основные формы. Так, например, существует почти во всех группах договорной тип связи. Особенно заметную роль играет он в процессах вступления в члены каждой из этих групп и учреждении внутригрупповых отношений, а также между самими группами. Так же и fidelitas почти всегда рождается на основе торжественных договоров. Если обратить внимание не на внутренний характер установившихся связей, а на обычай их установления, то средневековое общество следовало бы считать преимущественно договорным. Но в силу вышеизложенных причин, мы должны четко различать две вещи: способ установления тех или иных связей и характер самих отношений. Если принять во внимание последний аспект, то едва ли может быть сомнение в том, что основой ткани средневекового общества была семейственность.
Вместе с тем имели свою долю в структуре социальной жизни этого периода и принудительные отношения. Они, по-видимому, были тем главным «канатом», посредством которого высшие, свободные классы общества были связаны с классами полусвободными и закабаленными. «Стык», на котором эти два обширных слоя средневекового общества соприк-геапись друг с Другом, состоит в основном из связи такого рода. Семейственные и договорные отношения тоже были связующими «канатами» между «фундаментом» и «верхними этажами» средневекового здания, но их роль на этом особом стыке была довольно второстепенной. С другой стороны, следует подчеркнуть, что в Деле цементации отдельных частей, будь то «фундамент» или «верхние этажи», семейственные отношения играли более важную роль, чем принудительные. Как мы уже видели, отношения между членами как полусвободных, так и несвободных классов строились в основном именно по семейственному образцу.
|
|