светские власти должны подлежать контролю со стороны христианской церкви, обязаны ей подчиняться и пользоваться ее поддержкой, чтобы сохранить свои позиции, или же в том смысле, что духовная власть имеет превосходство над светской, — превалировали почти до конца XIII в. В течение этих столетий в европейских странах господствовал теократический режим с римско-католическим папством в качестве верховного руководства и безусловного авторитета в духовных вопросах. Папство обладало к тому же огромной властью во всех светских делах, иногда даже большей, чем кто-либо из королей, и почти всегда абсолютно необходимой для того, чтобы любой светский властитель мог получить и удержать бразды правления. Представление о том, что Бог является единственным источником власти любого правительства и распространенное учение о явном или неявном превосходстве духовной власти над светской — важнейшие признаки происшедшего изменения.
Мы уже знаем, что в истории европейской культуры период с V по XIII в. был идеациональным. К концу XII и в XIII вв. объективная историческая действительность, а следом за ней и идеологические построения начали обнаруживать первые признаки наступающего поворота от теократического устройства государств к светскому. Бблыпая часть политических теорий, возникших в этот период, пытается примирить духовную и светскую власть и тем самым обнаруживает свой идеалистический характер. Но появились и стали приумножаться и такие мыслители, которые приписывали светской власти превосходство над властью духовной (Иоанн Парижский, Пьер Флот, Гийом де Ногаре20, Данте, Пьер Дюбуа, Марсилий Падуанский и др.). Булла «Unam Sanctam»21, изданная папой Бонифацием VIII, который в 1300 г. провозгласил «Я — Кесарь, Я — Император», может послужить вехой, означающей начало упадка теократии и возвышения светской власти. Последовавший вскоре арест папы, произведенный Гийомом де Ногаре22, и насильственный перевод пап в Авиньон23 подтвердили этот поворот. В сфере идеологии изменение проявилось в том, что постоянно множились политические теории, в которых все решительнее провозглашалось превосходство светской власти над духовной. Центр влияния переместился в зарождающиеся национальные монархии и круги их новой аристократии. Новые авторитеты все больше становились светскими, нерелигиозными, а порой и антирелигиозными. С незначительными флуктуациями эта тенденция продолжала
|
|
28. Флуктуация теократических и светских форм господства 607
усиливаться вплоть до начала XX в. и во многих странах Европы привела к формальному отделению Церкви от государства, что вылилось отчасти в юридическое, но особенно в фактическое подчинение Церкви государству, а духовной власти — власти светской, или чувственной.
|
|
Е. В настоящее время большинство правительств и подавляющая часть влиятельных слоев общества не ссылаются на Бога или на какой-либо иной сверхчувственный авторитет для того, чтобы «освятить» свою власть. Идеационального источника нет и в помине. Вместо него роль источника власти выполняют «воля народа», «нации», «класса пролетариев» или какой-нибудь другой группы.
В нынешней социокультурной реальности власть принадлежит либо классу богачей, либо группам, которые — тем или иным образом — контролируют вооруженные силы и прочие силовые структуры, с помощью которых они могут подчинять общество и чинить насилие над ним.
Во главе социального руководства и аристократии стоит так называемое общество, то есть группа финансовых воротил или «пролетариев», или «фашистские», «нацистские», «социалистические», «либеральные» фракции с вкраплениями чувственной аристократии предшествующих режимов и разного рода интеллектуалов, носителей чувственных ценностей. Они основывают свой авторитет на самом обладании властью и не собираются искать никакую идеациональную причину или ценность для ее «освящения». Чтобы удержать власть, они полагаются только на насилие — физическое или другое, — стремятся ублажить своих приверженцев и последователей (за счет других), а опасных соперников устранить л, если необходимо, уничтожить. Они препятствуют возникновению любой организации противостоящих им сил, а если такая организация существу л\ то дезорганизуют ее любыми доступными средствами — от убийств, преследований, тюремного заключения, высылки до подкупа, пропаганды, мошенничества и козней самого разного свойства. Все социальные и культурные ценности, мешающие их цели, устраняются и отбрасываются без малейшего колебания, будь то религия, наука, искусство, этика или право. Если эти ценности не отвечают их цели, то они устраняются, запрещаются, независимо от того, насколько велика их ценность per se24,
В числе первых акций почти любой фракции, которая захватывает власть или как-то добивается ее, являются:
S