Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений. светские власти должны подлежать контролю со стороны хрис­тианской церкви, обязаны ей подчиняться и пользоваться ее под­держкой

светские власти должны подлежать контролю со стороны хрис­тианской церкви, обязаны ей подчиняться и пользоваться ее под­держкой, чтобы сохранить свои позиции, или же в том смысле, что духовная власть имеет превосходство над светской, — пре­валировали почти до конца XIII в. В течение этих столетий в европейских странах господствовал теократический режим с римско-католическим папством в качестве верховного руковод­ства и безусловного авторитета в духовных вопросах. Папство обладало к тому же огромной властью во всех светских делах, иногда даже большей, чем кто-либо из королей, и почти всегда абсолютно необходимой для того, чтобы любой светский влас­титель мог получить и удержать бразды правления. Представле­ние о том, что Бог является единственным источником власти любого правительства и распространенное учение о явном или неявном превосходстве духовной власти над светской — важ­нейшие признаки происшедшего изменения.

Мы уже знаем, что в истории европейской культуры период с V по XIII в. был идеациональным. К концу XII и в XIII вв. объек­тивная историческая действительность, а следом за ней и идео­логические построения начали обнаруживать первые признаки наступающего поворота от теократического устройства госу­дарств к светскому. Бблыпая часть политических теорий, воз­никших в этот период, пытается примирить духовную и светс­кую власть и тем самым обнаруживает свой идеалистический характер. Но появились и стали приумножаться и такие мысли­тели, которые приписывали светской власти превосходство над властью духовной (Иоанн Парижский, Пьер Флот, Гийом де Ногаре20, Данте, Пьер Дюбуа, Марсилий Падуанский и др.). Бул­ла «Unam Sanctam»21, изданная папой Бонифацием VIII, кото­рый в 1300 г. провозгласил «Я — Кесарь, Я — Император», мо­жет послужить вехой, означающей начало упадка теократии и возвышения светской власти. Последовавший вскоре арест папы, произведенный Гийомом де Ногаре22, и насильственный пере­вод пап в Авиньон23 подтвердили этот поворот. В сфере идеоло­гии изменение проявилось в том, что постоянно множились по­литические теории, в которых все решительнее провозглашалось превосходство светской власти над духовной. Центр влияния пе­реместился в зарождающиеся национальные монархии и круги их новой аристократии. Новые авторитеты все больше станови­лись светскими, нерелигиозными, а порой и антирелигиозными. С незначительными флуктуациями эта тенденция продолжала

28. Флуктуация теократических и светских форм господства 607

усиливаться вплоть до начала XX в. и во многих странах Европы привела к формальному отделению Церкви от государства, что вылилось отчасти в юридическое, но особенно в фактическое подчинение Церкви государству, а духовной власти — власти светской, или чувственной.

Е. В настоящее время большинство правительств и подавля­ющая часть влиятельных слоев общества не ссылаются на Бога или на какой-либо иной сверхчувственный авторитет для того, чтобы «освятить» свою власть. Идеационального источника нет и в помине. Вместо него роль источника власти выполняют «воля народа», «нации», «класса пролетариев» или какой-нибудь дру­гой группы.

В нынешней социокультурной реальности власть принадле­жит либо классу богачей, либо группам, которые — тем или иным образом — контролируют вооруженные силы и прочие силовые структуры, с помощью которых они могут подчинять общество и чинить насилие над ним.

Во главе социального руководства и аристократии стоит так называемое общество, то есть группа финансовых воротил или «пролетариев», или «фашистские», «нацистские», «социалисти­ческие», «либеральные» фракции с вкраплениями чувственной аристократии предшествующих режимов и разного рода интел­лектуалов, носителей чувственных ценностей. Они основывают свой авторитет на самом обладании властью и не собираются искать никакую идеациональную причину или ценность для ее «освящения». Чтобы удержать власть, они полагаются только на насилие — физическое или другое, — стремятся ублажить своих приверженцев и последователей (за счет других), а опас­ных соперников устранить л, если необходимо, уничтожить. Они препятствуют возникновению любой организации противосто­ящих им сил, а если такая организация существу л\ то дезорга­низуют ее любыми доступными средствами — от убийств, пре­следований, тюремного заключения, высылки до подкупа, пропаганды, мошенничества и козней самого разного свойства. Все социальные и культурные ценности, мешающие их цели, ус­траняются и отбрасываются без малейшего колебания, будь то религия, наука, искусство, этика или право. Если эти ценности не отвечают их цели, то они устраняются, запрещаются, незави­симо от того, насколько велика их ценность per se24,

В числе первых акций почти любой фракции, которая захва­тывает власть или как-то добивается ее, являются:

S


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: