Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений. водниками и самой неотъемлемой частью

водниками и самой неотъемлемой частью. В идеациональной культуре это священнослужители (духовенство, жрецы, брах­маны, ламы и т. п.) и класс религиозно настроенных аристокра­тов-землевладельцев, которые нередко сами исполняют религи­озные и жреческие функции и по крайней мере всегда находятся в тесном союзе с сословием священнослужителей, будучи или их союзниками, или орудиями их светского господства. Главными носителями чувственной культуры являются торгово-капита­листическая буржуазия, светское правительство и светская — независимая, свободомыслящая, «научная», художественная, политическая — интеллигенция (intelligentsia) и специалисты-профессионалы. Трудящиеся — в том числе фермеры и кресть­яне, редко бывают главными носителями и неотъемлемыми ча­стями какого-либо типа культуры. Их сознание как класса в целом редко достигает высокой степени интеграции.

G. Все подобные классы, осуществляющие функцию интег­рации культуры, в силу имманентных причин улучшают свое социальное и экономическое положение вместе с развитием их культуры и ухудшают его, когда она находится в упадке. В идеа­циональной культуре ее организующим ядром и наиболее влия­тельной и экономически процветающей частью населения бы­вают, как правило, духовенство и религиозно настроенные представители землевладельческой аристократии, тогда как в * господствующей чувственной культуре эту роль выполняют за­житочная буржуазия, светская интеллигенция и светская пре­успевающая бюрократия.

Причины такого положения классов, составляющих светс­кое общество, вполне понятны. Они легче достигают богатства и власти и, когда возникает возможность, используют ее и ка­рабкаются вверх — неважно, с помощью каких средств и какой ценой. Менее понятно обогащение носителей идеациональной культуры — духовенства и религиозно-землевладельческой ари­стократии, по определению, они должны были бы пренебрегать богатством и экономическими ценностями или, по крайней мере, относиться к ним с безразличием. Тем не менее, прямо или косвенно, они являются обладателями богатств — огромных, как у представителей христианского духовенства в Средние века, или умеренных, как у тибетских лам или древнеиндийских брах­манов. Этот «парадокс» — результат имманентных следствий определенных социокультурных условий: в приведенных выше случаях — организационно-руководящего положения, которое

31. Флуктуация экономических условий 669

указанные классы занимают в идеациональные периоды. Как только они его достигают (зачастую просто в силу обстоя­тельств) и становятся создателями идеациональной культуры и социального, морального, интеллектуального и экономическо­го строя, так эти классы не могут не возвыситься, независимо от того, хотят они того или нет. Это прекрасный пример, иллюст­рирующий, как в соответствии с общим принципом имманент­ных последствий возникают явления, вступающие в противоре­чие с породившей их культурой.

Н. Тот факт, что в идеациональной культуре руководящи­ми и организующими классами, как правило, бывают духовен­ство и религиозно-землевладельческая аристократия, а в чув­ственной культуре такую роль выполняют капиталисты, буржуа, интеллигенция, специалисты-профессионалы и светские чинов­ники, неожиданным образом дает нам еще одно подтверждение изложенной выше теории теократических и светских политичес­ких режимов. Совершенно независимо от соображений и дока­зательств, приведенных в главе 28, наше исследование флуктуа­ции экономических условий жизни основных классов показывает, что в периоды господства идеациональной культу­ры господствующими классами даже и в экономическом отно­шении действительно становятся теократические группы, а в чувственной культуре — светские круги.

I. Альянс духовенства с религиозно-землевладельческой аристократией, с одной стороны, и капиталистической буржуа­зии со светской свободомыслящей интеллигенцией, специалис­тами-профессионалами и светской бюрократией — с другой, свидетельствует, помимо всего прочего, о том, что финансовая буржуазия и светская интеллигенцияэто братья, близнецы, порождение общей, взрастившей их культуры, связанные общей судьбой и переживающие одни и те же периоды подъема и упадка. Нередкие ссоры между этими братьями, и особенно частые вос­стания свободомыслящей интеллигенции против «ростовщи­ков», ее разоблачения «капиталистического» строя, попытки дискредитировать и свергнуть «угнетателя» — все эти действия и противодействия, как правило, имеют место и получают все большее распространение не тогда, когда чувственная культура находится на подъеме и вместе с нею подъем переживают клас­сы капиталистической буржуазии и светской интеллигенции, а после того, как высшая точка развития чувственной культуры оказывается пройденной и она начинает клониться к упадку.

Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений

Рост восстаний интеллигенции способствует тем самым упадку самой чувственной культуры. Независимо от того (или даже вопреки тому), что думает сама бунтующая интеллигенция о своих акциях и целях, неумолимая логика истории превращает ее всего лишь в орудие — причем слепое орудие — достижения результатов, радикально отличающихся от «субъективных на­мерений». Volentem fata ducunt, nolentem trahunt3. To же самое, с соответствующей поправкой, можно сказать и о «старшем брате». На стадии упадка чувственной культуры капиталисти­ческий класс выполняет роль мощного динамита для основы, на которой он сам стоит. Его поведение и образ действий становят­ся все более самоубийственными. Он все больше теряет энер­гию, сообразительность, мужество, решительность, уверенность в себе и особенно чувство самоуважения. В результате его соци­альный престиж уменьшается, власть — слабеет. Б послевоен­ный период мы стали свидетелями упадка обоих классов — ка­питалистов и интеллигенции, — проявившегося в бунте второго против первого. Положение класса капиталистов и интеллиген­ции в чувственном обществе периода упадка являет собой зре­лище столь же уродливое, как и положение духовенства и земле­владельческой аристократии во время упадка идеациональной культуры. Внутренняя логика культурных и социальных про­цессов превращает эти классы в своего рода игрушку истории: возносит их, когда соответствующая культура переживаеи подъем, и низвергает, когда культура идет на убыль, несмотря на идеологические построения, мотивы и «деривации»4, кото­рыми эти классы себя тешат.

J. Социальные и экономические условия жизни «связующих» классов флуктуируют в гораздо более широких пределах, чем рабочего и земледельческого (крестьянского). Что касается из­менений в экономическом положении трудящихся классов, а именно: скорее низкий уровень жизни в преимущественно идеа-циональные периоды, его повышение в периоды культуры идеа­листической (в Греции в V-IV вв. до н. э., в Европе в XIII в. и на Западе в течение XIX в.), то причины этого указаны выше. Пере­числим основные: экономическое положение трудящихся в рам­ках идеациональной культуры остается тяжелым, потому что экономический уровень такого рода культуры низкий. Их по­ложение относительно лучше в периоды идеалистической куль­туры, поскольку сдерживающие и контролирующие силы идеа­циональной культуры по-прежнему действенны и уже начали

31. Флуктуация экономических условий 671

свою работу по улучшению экономической ситуации в целом и трудящихся классов в частности производственные силы куль­туры чувственной, а ее деструктивные имманентные следствия пока не проявились в сколько-нибудь заметной степени. В такие периоды с ростом общего благосостояния растет и доля этих классов в общем национальном доходе. Дальнейшее улучшение (как это было, например, после XIII в.) наталкивается на пре­пятствия, временный регресс происходит отчасти из-за «случай­ных факторов», а отчасти под влиянием деструктивных последствий развитой чувственной культуры. Однако при стремительном и ощутимом улучшении экономических условий (как, например, в XIX в.) перед этими классами тоже открывается возможность извлечь для себя выгоду и улучшить свою ситуацию благодаря обогащению всего общества. Вдобавок вполне развитые чув­ственная культура и ментальность приводят к тому, что бедней­шие классы становятся лучше организованными в борьбе про­тив правящих классов за свою долю национального дохода, и это тоже обеспечивает некоторое улучшение их материального

положения.

К. Войны, восстания, усиления классовой борьбы, различ­ные политические меры, которые не только отбирают от капи­талистической курицы снесенные ею яйца, но часто убивают и саму курицу, — эти и подобные им деструктивные последствия вполне развитой чувственной культуры ошеломили нас в XX в. В результате общий экономический уровень снизился, а вместе с этим снижением стало ухудшаться и положение трудящихся

классов.

Кривая, которая неуклонно и стремительно шла ввецх в те­чение XIX в., с началом Первой мировой войны изме 4яет свое направление и идет вниз. Вторая мировая война еще сильнее ухуд­шила ситуацию. За исключением США, которые больше приоб­рели, чем потеряли от этих войн, в других странах, несмотря на некоторое улучшение в послевоенные годы, общая тенденция остается неустойчивой. Если будет новая мировая война, тен­денция к ухудшению снова возобладает.

Мы наблюдаем изменение, аналогичное тем, которые претер­певают почти все кривые западной культуры в XIX в. Экономи­ческая флуктуация служит еще одним доказательством того, что западная культура действительно совершила «поворот». Является ли этот «поворот» краткосрочным и незначительным кризисом или — что представляется более вероятным — нача-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: