После всего изложенного в предыдущих главах сам собой напрашивается вывод, что господствующий тип культуры формирует тип сознания людей, которые родились и живут в рамках этой культуры. Научные, философские, религиозные, эстетические, нравственные, юридические и прочие теории, верования, вкусы и убеждения — короче говоря, Weltanschauung2 в целом — у людей идеационального общества сформированы по идеациональному образцу, тогда как у живущих в условиях господства чувственной культуры — на манер чувственный. Избежать воздействия культуры той среды, в которой они обитают, способны только те индивиды и группы, которые, живя физически в рамках данной культуры, не являются ее частью или же не имеют с нею психосоциального контакта. Следовательно, за этим малым исключением, сознание любого человека является микрокосмом, отражающим микрокосм окружающей его социальной среды. Вышесказанное можно подробнее развернуть следующим образом.
При прочих равных условиях: 1) Сознание личности будет чисто идеациональным, если она имела контакт лишь с чисто идеациональной культурой. То же справедливо и относительно культуры чувственной. 2) Сознание личности будет ментально-стью смешанного типа, если она находится в контакте с разными типами культуры, и смесь эта будет представлять собой комбинацию элементов различных культур, в контакте с которыми человек состоит. 3) Сознание индивида будет неинтегрированным (например, псевдоидеациональным), если он был связан только с неинтегрированной культурой или же со множеством разных культур противоположного характера. Исключение из правила — тот сравнительно редкий случай, когда элементы разных культур достигают синтеза в рамках целостного интег-
|
|