777
ности (по крайней мере, среди заметных исторических фигур) гораздо выше, чем в период чувственной культуры. Наша вторая теорема вполне подтверждается эмпирическим исследованием, проведенным другим исследователем на основе такого солидного источника, как энциклопедия «Британника».
Эти данные подтверждают и первую теорему, сформулированную в настоящей главе, — а именно, что взаимосвязь между доминантным типом культуры и поведением ее носителей гораздо менее тесная, чем между доминантной культурой и мен-тальностью. Если по своей ментальное™ большинство людей, скажем, идеационального периода являются идеационалиста-ми, то в своем поведении, если речь идет о биологических потребностях и их удовлетворении, они далеки от идеационалис-тов и относятся либо к смешанному, либо к чувственному типу. Вот откуда цифры, представленные в табл. 51. Даже в преимущественно идеациональные периоды чувственный тип не только не исчезает, но даже составляет большинство или столь же распространен, как и тип идеациональный. Если почти все наши графики, описывающие культуру Средних веков, рисуют полное или весьма заметное преобладание идеациопальной менталь-ности в изящных искусствах, системах истины, общественных отношениях, праве, этике, то в отношении процентной доли личностей с идеациональным поведением они отражают в пределах того же самого периода лишь относительное ее увеличение, да и она редко достигает даже 50% от целого. Разница между 100% идеационализма в ментальности и 30,40 и 48% идеационализма в поведении и распространенности идеационального типа личности является приблизительной оценкой того, насколько сла-
|
|
I таблица 52. Типы римских пап