Комментарии к с. 40-41

15 Здесь прежде всего имеется в виду К. Маркс и его учение о «базисе» (совокупности исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества) и «надстрой­ке» (государство, право и основные формы общественного сознания). Подробнее см.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1956, т. 13, с. 6-7).

16 Sui generis (лат.) — своего особого рода, своеобразный.

17 Ср. с рассуждениями Ф. Ницше в первом из «Несвоевременных раз­мышлений» («Давид Штраус, исповедник и писатель»): «Культура есть прежде всего единство художественного стиля во всех жизненных прояв­лениях народа. А многознание и многоучение не суть ни необходимое средство для культуры, ни признак последней и при случае прекрасней­шим образом совмещаются с противоположностью культуры, с варвар­ством, то есть с отсутствием стиля или хаотическим смешением всех сти­лей... Истинная культура во всяком случае предполагает единство стиля, и даже плохой и выродившейся культуры мы не можем себе представить без многообразия, сливающегося в гармонию единого стиля...» (Ницше Ф. Полное собрание сочинений. М., 1909, т. И, с. 8,11).

18 Собор Нотр-Дам в Шартре (север Франции) — один из самых зна­менитых памятников средневековой архитектуры. Построен в XI-XVI вв. в формах зрелой готики; богат архитектурным убранством порталов и витражами XII-XIII вв. См.: Delaporte V. Notre-Dame de Chartres. [Album, P., 1957].

Ср. с рассуждениями А.Н. Уайтхеда («Приключения идей», 1932), не­сомненно оказавшего заметное влияние на П.А. Сорокина: «Элементы композиций [великого искусства] живут по своим собственным законам. Каждый из них претендует на свою собственную индивидуальность, но тем не менее участвует в целом. Любой элемент приобщен к величию целого и в то же время проявляет индивидуальность, заслуживающую особого внимания.

Например, скульптура и живопись готического собора, скажем Шар-трского собора, содействует гармонии целого. Они заставляют нас под­нимать глаза вверх, к сводам собора и смотреть вперед, т. е. направляют взор к высшему символизму алтаря. Они привлекают внимание красотой своих элементов, однако не задерживают его, побуждая нас проникнуть­ся величием целого. Скульптура и живопись не могли бы выполнить сво­ей роли, если бы не обладали своей собственной благородной индивиду­альностью, способной вызвать глубокое чувство. Каждый элемент требует для себя непрерывного существования и тем самым служит существова­нию всей композиции» (Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990, с. 688).

19 Грегорианские песнопения — канонические католические хоралы, названные так в честь папы Григория Великого (лат. Gregorius) (ум. 604 г.), при котором впервые было начато упорядочение молитвенных текстов и строгое распределение их по датам церковного года. Григорий и его пос-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: