Комментарии к с. 196-197

была крестообразная базилика, образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, как и продольные.

9"Huisinga /.The Waning of the Middle Ages. London, 1927, p. 2 [см. рус. перевод: ХейзингаИ. Осень Средневековья. М., 1988, с. 8].

[0'BoehmerH. Luther. New York, 1930, p. 314-315.

1 '* Бегинки — религиозная женская община без определенного уста­ва, основанная в XII в. в Нидерландах священником Ламбертом ле Бег (ум.в 1174г.). По словам Г. Гейне («Бог Аполлон»), «одеяние бегинок — плащ тяжелый с капюшоном из грубейшей черной саржи» (Гейне Г. Сти­хотворения. Поэмы. Проза. М., 1971, с. 217).

ir BoehmerH. Op. cit., p. 315-316.

13 Rathaus (нем.) — ратуша, здание городского самоуправления в Гер­мании и ряде других европейских стран; вместе с тем это особый архитек­турный стиль, сложившийся в XII-XIV вв., включавший элементы крепос­тного и культового зодчества Чаще всего ратуша представляла двухэтажное здание, композиционным ядром которого являлся зал совещаний на вто­ром этаже, где также находился балкон или эркер, предназначенный для обращения к гражданам; ратуша нередко завершалась многоярусной баш­ней, символизировавшей самостоятельность и политические вольности го­рода.

l4'KimballR, Edgell G.H. Op. cit., p. 119.

1S" Statham H.H. Op. cit, p. 119.

i6' KitnballR, Edgell G.H. Op. cit., p. 193.

(Нелишне напомнить здесь, что именно внутренняя красота храма св. Софии оказалась решающим аргументов в пользу принятия Русью христианства восточного образца. «И пришли мы в греческую землю, ~ -рассказывали «послы» князю Владимиру и его дружине, — и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рас­сказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красо­ты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горь­кого; так и мы не можем уже здесь пребывать» (Повесть временных лет. СПб., 1996, с. 186).

Почти таким же были и впечатления С.Н. Булгакова, впервые посе­тившего храм Айя-София в 1923 г. «Я испытал такое неземное блажен­ство, — пишет он в своем дневнике, —в котором потонули как незна­чащие все мои скорби и туги, прошлые и будущие. Душе открылось нечто абсолютное, непререкаемое и очевидное. Из всех виденных мною дивных храмов... это есть храм... в абсолютном и непререкаемом смысле, храм вселенский. Это непередаваемая на человеческом языке легкость, ясность, простота и дивная гармония, при которой совершенно исчезает тя­жесть, — тяжесть купола и стен, это море света, льющегося сверху и вла­деющего всем этим пространством, замкнутым и свободным... Эта фа­ция мраморного кружева и красоты колонн, эта царственность — не


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: