была крестообразная базилика, образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, как и продольные.
9"Huisinga /.The Waning of the Middle Ages. London, 1927, p. 2 [см. рус. перевод: ХейзингаИ. Осень Средневековья. М., 1988, с. 8].
[0'BoehmerH. Luther. New York, 1930, p. 314-315.
1 '* Бегинки — религиозная женская община без определенного устава, основанная в XII в. в Нидерландах священником Ламбертом ле Бег (ум.в 1174г.). По словам Г. Гейне («Бог Аполлон»), «одеяние бегинок — плащ тяжелый с капюшоном из грубейшей черной саржи» (Гейне Г. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1971, с. 217).
ir BoehmerH. Op. cit., p. 315-316.
13 Rathaus (нем.) — ратуша, здание городского самоуправления в Германии и ряде других европейских стран; вместе с тем это особый архитектурный стиль, сложившийся в XII-XIV вв., включавший элементы крепостного и культового зодчества Чаще всего ратуша представляла двухэтажное здание, композиционным ядром которого являлся зал совещаний на втором этаже, где также находился балкон или эркер, предназначенный для обращения к гражданам; ратуша нередко завершалась многоярусной башней, символизировавшей самостоятельность и политические вольности города.
|
|
l4'KimballR, Edgell G.H. Op. cit., p. 119.
1S" Statham H.H. Op. cit, p. 119.
i6' KitnballR, Edgell G.H. Op. cit., p. 193.
(Нелишне напомнить здесь, что именно внутренняя красота храма св. Софии оказалась решающим аргументов в пользу принятия Русью христианства восточного образца. «И пришли мы в греческую землю, ~ -рассказывали «послы» князю Владимиру и его дружине, — и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать» (Повесть временных лет. СПб., 1996, с. 186).
Почти таким же были и впечатления С.Н. Булгакова, впервые посетившего храм Айя-София в 1923 г. «Я испытал такое неземное блаженство, — пишет он в своем дневнике, —в котором потонули как незначащие все мои скорби и туги, прошлые и будущие. Душе открылось нечто абсолютное, непререкаемое и очевидное. Из всех виденных мною дивных храмов... это есть храм... в абсолютном и непререкаемом смысле, храм вселенский. Это непередаваемая на человеческом языке легкость, ясность, простота и дивная гармония, при которой совершенно исчезает тяжесть, — тяжесть купола и стен, это море света, льющегося сверху и владеющего всем этим пространством, замкнутым и свободным... Эта фация мраморного кружева и красоты колонн, эта царственность — не