Комментарии к с. 530-534

Комментарии к с. 534-543

у каждого частного лица были бы величайшие из благ, коль скоро добро­детель именно такое благо» (там же, с. 258).

6 Цитата из «Никомаховой этики» (1177 b 25-30) Аристотеля (там же, с. 283).

7 Мф. 10, 28: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне».

8 Memento, homo, quia pulvis es et in pulverem revereris (лат. } — чело­век, помни, что ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3,19).

С этими библейскими словами связано самое раннее воспоминание П.А. Сорокина. Вначале 1894 г., когда умерла его мать, ему было около пяти лет. «...Я припоминаю, — пишет он в своих воспоминаниях, — отпевание в сельской церкви. Моя мать лежит со свечами в руках, а свя­щенник, дьякон и псаломщик нараспев читают заупокойные молитвы и исполняют последние обряды. Я не понимаю слов, но фраза — "яко зем­ля еси и в землю отъидеши" — вкупе с жестом священника, как бы бро­сающего горсть земли в гроб, отпечатались в моей памяти» (Сорокин П.А. Долгий путь. Автобиографический роман. Сыктывкар, 1991, с. 8).

9 Quisquis amat christum, mundum d'od' diligit istum (лат.) — Тот, кто любит Христа, равнодушен к миру сему (Слова св. Бернара Клервоско-го. — Примеч. П.А. Сорокина).

10 О понятии «экономизм» (economism) см. прим. 38 к главе 12.

11 Мф. 10,24: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». См. также прим. 1 к главе 31.

12 Цитата из «Протестантской этики и духа капитализма» М. Вебера. Русский перевод в данном случае значительно отличается от предложен­ного П.А. Сорокиным, поэтому приводим его здесь для сравнения: «Если же ограничение потребления соединяется с высвобождением стремления к наживе, то объективным результатом этого будет накопление капитала посредством принуждения к аскетической бережливости» (Вебер М. Из­бранные произведения.М., 1990, с. 198-199).

13 Контаминация цитат из М. Вебера и Б. Франклина. Три фразы, на­чинающиеся со слова «помни», принадлежат Франклину (см.: Франклин Б. Избранные произведения. М., 1956, с. 80-83), остальные — М. Веберу, цитирующему Франклина в «Протестантской этике и духе капитализма». См.: Вебер М. Указ, соч., с. 71-74.

l4' Mach E. The Science of Mechanics. Chicago, 1902, p. 2.

15 К этому месту в полном издании «Динамики» П.А. Сорокин сделал сноску: PoincareH. Science et methode. Paris, 1920, p. 8-12. Однако это не раскавыченная цитата, а приблизительное и достаточно произвольное изложение мыслей А. Пуанкаре, высказанных им в первой главе его книги «Наука и метод». При этом сам Пуанкаре ссылается на Э. Маха: «Мы видим, что поиски прекрасного приводят нас к тому же выбору, что и поиски полезного; и совершенно таким же образом экономия мысли и экономия труда, к которым, по мнению Маха, сводятся все стремления науки, являются источником как красоты, так и практической пользы»

(Пуанкаре А. О науке. М., 1990, с. 379). И чуть ниже: «Знаменитый венс­кий философ Мах считал, что роль науки состоит в создании экономии мысли, подобно тому как машина создает экономию силы. И это весьма справедливо» (там же, с. 383).

16* Одна из формул прагматизма. [См. ниже, прим. 22 к главе 41.] "" James W. Pragmatism. New York, 1914, p. 200 [рус. перевод: Джеймс У. Воля к вере. М., 1997, с. 284].

18 Об операциональном критерии истины см. ниже, прим. 22 к главе 41.

19 См. прим. 12 к главе 1.

20 Urbem venalem (лат.) — продажный город. По словам Саллюстия, Югурта, «выехав из Рима... несколько раз молча оглянувшись, наконец, произнес: "Продажный город, обреченный на скорую гибель, — если только найдет себе покупателя!"» (Саллюстий Крисп Г. Сочинения. М., 1981, с. 67: Югуртинская война. XXXV. 10).

21 Об итальянской агрессии в Эфиопию (Абиссинию) см. ниже, прим.

4 к главе 37.

22 Аномия (от фр. anomie — букв, «беззаконие, безнормность, от греч. а —отрицательная частица «не», «без» и nomos —закон) —такое со­стояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существо­вании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодуш­но. См.: Дюркгеим Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991, с. 342-343.

23 «При отсутствии гражданского состояния, — пишет Т. Гоббс в "Левиафане", — всегда имеется война всех против всех... Пока люди жи­вут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состо­янии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех про­тив всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борь­бе путем сражения» (Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991, с. 95).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: