Комментарии к с. 635

в Багдадском халифате, которое вело антифеодальную борьбу. В X в. эта борьба приняла особенно ожесточенный характер, когда фанатичные карматы истребляли не только феодалов и богатых горожан, но и всех вообще, кто не признавал их учения. В Аравии карматы грабили и уби­вали паломников, а иногда захватывали и продавали их в рабство. В 930 г. карматы предприняли набег на Мекку, где учинили побоище горожан и паломников. В числе добычи карматы увезли и знаменитый «черный камень» (главную святыню мусульман), возвращенный в Мекку лишь через 20 лет. Власть в общинах карматов к этому времени захватили пред­ставители тех группировок феодалов, которые составляли оппозицию аббасидским халифам. Они стали использовать рядовых карматов как орудие в межфеодальной борьбе, В государстве, образованном кармата-ми в Восточной Аравии в начале X в, и существовавшем до XI в., был учрежден институт государственных рабов. Ростовщичество в государ­стве карматов было запрещено. Карматы не признавали шариата, не со­блюдали мусульманских обрядов, не имели зданий религиозного культа. Их религиозно-философская система была заимствована у исмаилитов. Духовные насгавники карматов приписывали себе способность мисти­чески понимать сущность вещей и явлений и проникать в тайны «невиди­мого мира». Подробнее см.: Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1957.

Исмаипиты — приверженцы наиболее распространенной мусульман­ской шиитской секты, возникшей во второй половине VIII в. в арабском Халифате. Название секты происходит от имени Исмаила, старшего сына шиитского имама Джафара. Последний лишил Исмаила права наследо­вать имамское достоинство будто бы за его пристрастие к вину, а на са­мом деле за то, что Исмаил примкнул к группировке, требовавшей актив ных действий против суннитских халифов. Вопреки решению Джафара, члены группировки признали Исмаила имамом и с тех пор стали имено­ваться исмаилитами. В религиозно-философском учении исмаилитов заметно влияние неоплатонизма и буддизма. Согласно этому учению, бог — Аллах, недоступный пониманию, породил мировой разум. Этот разум создал мировую душу, а она — материю, т. е. видимый мир, дос­тупный восприятию. Земным воплощением мирового разума исмаили-ты считают пророков, которых насчитывают семь (Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Исмаил), каждому из которых при­писывается олицетворение особой исторической эпохи и новой стадии божественного откровения.

Исмаилиты создали четко действовавшую тайную организацию, ру­ководство в которой захватили крупные феодалы, использовавшие в сво­их интересах антифеодальные восстания, происходившие под исмаилитс-кими лозунгами. Так, опираясь на движение исмаилитов, захватили верховную власть в Тунисе фатимиды (909 г.). К исмаилитам примыкали карматы, составлявшие левое крыло их движения. В конце XI в. в среде исмаилитов произошел раскол в виде образования неоисмаилизма, став-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: