в Багдадском халифате, которое вело антифеодальную борьбу. В X в. эта борьба приняла особенно ожесточенный характер, когда фанатичные карматы истребляли не только феодалов и богатых горожан, но и всех вообще, кто не признавал их учения. В Аравии карматы грабили и убивали паломников, а иногда захватывали и продавали их в рабство. В 930 г. карматы предприняли набег на Мекку, где учинили побоище горожан и паломников. В числе добычи карматы увезли и знаменитый «черный камень» (главную святыню мусульман), возвращенный в Мекку лишь через 20 лет. Власть в общинах карматов к этому времени захватили представители тех группировок феодалов, которые составляли оппозицию аббасидским халифам. Они стали использовать рядовых карматов как орудие в межфеодальной борьбе, В государстве, образованном кармата-ми в Восточной Аравии в начале X в, и существовавшем до XI в., был учрежден институт государственных рабов. Ростовщичество в государстве карматов было запрещено. Карматы не признавали шариата, не соблюдали мусульманских обрядов, не имели зданий религиозного культа. Их религиозно-философская система была заимствована у исмаилитов. Духовные насгавники карматов приписывали себе способность мистически понимать сущность вещей и явлений и проникать в тайны «невидимого мира». Подробнее см.: Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1957.
|
|
Исмаипиты — приверженцы наиболее распространенной мусульманской шиитской секты, возникшей во второй половине VIII в. в арабском Халифате. Название секты происходит от имени Исмаила, старшего сына шиитского имама Джафара. Последний лишил Исмаила права наследовать имамское достоинство будто бы за его пристрастие к вину, а на самом деле за то, что Исмаил примкнул к группировке, требовавшей актив ных действий против суннитских халифов. Вопреки решению Джафара, члены группировки признали Исмаила имамом и с тех пор стали именоваться исмаилитами. В религиозно-философском учении исмаилитов заметно влияние неоплатонизма и буддизма. Согласно этому учению, бог — Аллах, недоступный пониманию, породил мировой разум. Этот разум создал мировую душу, а она — материю, т. е. видимый мир, доступный восприятию. Земным воплощением мирового разума исмаили-ты считают пророков, которых насчитывают семь (Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Исмаил), каждому из которых приписывается олицетворение особой исторической эпохи и новой стадии божественного откровения.
Исмаилиты создали четко действовавшую тайную организацию, руководство в которой захватили крупные феодалы, использовавшие в своих интересах антифеодальные восстания, происходившие под исмаилитс-кими лозунгами. Так, опираясь на движение исмаилитов, захватили верховную власть в Тунисе фатимиды (909 г.). К исмаилитам примыкали карматы, составлявшие левое крыло их движения. В конце XI в. в среде исмаилитов произошел раскол в виде образования неоисмаилизма, став-