был хорош, когда народное продовольствие не вызывало забот правительства. В эти последние периоды правительство не настаивало на исполнении хлебных регламентов, и последние не исполнялись во всей точности, хотя и оставались в силе и всегда могли быть пущены в дело каждым полицейским чином» (Афанасьев Г.Е. Условия хлебной торговли во Франции в XVIII веке. Одесса, 1892, с. 8).
«Таким образом, мы видим, что обязанность земледельцев везти хлеб на рынок была в начале XVIII века не мертвой буквой закона и если на исполнении ее не настаивали в то время, когда хлеб бывал дешев, то тем строже и произвольнее поступали с ними, когда начиналась дороговизна. Интендант Шампани... пишет по поводу поведения политических чинов во время дороговизны: "Они обыкновенно, во время изобилия, забывают о хлебной полиции, но чуть начинается дороговизна, они пробуждаются и начинают издавать противоречивые регламенты и постановления, пугающие и сбивающие с толку публику"» (там же, с. 17).
«...Во всем движении против свободы торговли хлебом в конце шестидесятых годов мы видим повторение старого явления, заключавшегося в том, что как только начиналась дороговизна, так сейчас поднимались волнения горожан против купцов и булочников, сопровождавшиеся мероприятиями полиции против свободы торговли» (там же, с. 155).
Сокращенное издание исследования Г.Е. Афанасьева вышло в С.-Петер-бургев!891г.,новнемтоженет —дословно —приведенной П.А. Сорокиным цитаты.
38 Проблеме голода посвящена последняя книга, написанная П.А. Сорокиным в России: «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь» (Пг., 1922). Первоначально Сорокин намеревался включить главу о «социологии голода» в третий том «Системы социологии», но постепенно глава эта разрослась в самостоятельное и весьма обширное (ок. 560 с.) исследование. К изучению голода Сорокин приступил осенью 1921г. по совету И.П. Павлова и В.М. Бехтерева, и вся дальнейшая работа велась з «тесном <"с^рудниче-стве» с ними... «В мае 1922 г., — вспоминал Сорокин, — книга была сдана в набор. Перед публикацией многие ее Параграфы и даже целые главы были сняты цензорами. Книга как нечто целое был? разрушена, но то, что сохранилось, было все же лучше, чем ничего» ^Sorokin P. A Long Journey. New Haven, 1963, p. 196). После высылки Сорокина из страны тираж книги был уничтожен, о чем сам автор узнал из газет. Директор кооперативного издательства «Колос», в котором готовилось издание книги (и в котором в 1920 г. были изданы два тома «Системы социологии»), близкий друг и соратник Сорокина но партии эсеров Ф.И. Витязев-Седенко сумел спасти несколько экземпляров «полукниги» и передать их в главные библиотеки страны. На экземпляре, хранящемся ныне в РГБ, имеется такая надпись, сделанная рукой Витязева-Седенко: «Уцелела ровно половина книги в количестве 10 экземпляров». Два других известных мне экземпляра хранятся в РНБ (СПб.) и библиотеке ИНИОН в Москве.