Съезды судей

В законе указаны все органы, посредством которых управляется судейское сообщество. Только указанные в законе органы могут выражать интересы судей. Другие органы создаваться не могут. Любые созданные органы, якобы защищающие интересы судей, будут пребывать вне закона.

Самоорганизация судейского сообщества началась еще до принятия Закона о статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 года. Инициаторами созыва первого съезда судей Российской Федерации была группа судей, возглавляемая председателем Верховного Суда РФ Лебедевым В.М. и Министром юстиции Федоровым Н.В. Опираясь на Закон «О статусе судей в СССР» 1989 года им удалось созвать в 1991 году I Всероссийский съезд судей, состоявший из делегатов -судей судов общей юрисдикции от всех субъектов Федерации.

Первый съезд принял решение о создании Совета Судей РФ.

Съезд принял также решение о проведении в каждом субъекте Федерации региональных конференций судей, на которых должны были избрать по одному судье от субъектного сообщества судей в члены Совета судей. Конференции были проведены и Всероссийский Совет судей сформирован.

Собравшийся в марте 1992 года в Москве Совет избрал Президиум Совета из 9 человек и Председателя Совета.

Задачами Совета, поставленными перед ним I Всероссийским съездом были: укрепление созданного судейского сообщества (корпорации), целенаправленные действия Совета судей по проведению судебной реформы в Российской Федерации, защита интересов судей, представительство их интересов в других органах государственной власти.

1992 год был первым после развала Советского Союза. Как многое в России того периода судейский корпус также находился в упадке. До судов «не доходили руки» у государства. По отдельным регионам укомплектованность штата судей находилась на очень низком уровне. Шла массовая подача заявлений судей об увольнении. Судьи понимали: нужна реформа. В первый Совет избрали судей из лучших судей регионов. Кто, как не они, осознавали насколько нужна России судебная власть. Свое осознание необходимости развертыванию судебной реформы, свое понимание судебной власти члены Совета в силу своего долга стали пытаться продвинуть в кабинетах высшей государственной власти в направлении содействия реализации Постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР». И благодаря тому, что к членам Совета судей России прислушивались те государственные лица, к которым они обращались, первый Совет судей смог заложить реальный фундаментальный монолит под будущую судебную власть. Первый Совет подготовил концептуальные положения проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации». По его поручению Президиум Совета провел необходимые наработки и через Пленум Верховного Суда России проект Закона был внесен на рассмотрение Верховного Совета РСФСР. В июне закон был принят. Это был главный итог деятельности первого Совета судей России.

В законе впервые введен термин «судейское сообщество». Законодательно закреплены порядок образования, очерчен круг полномочий органов судейского сообщества.

Согласно закону, к органам судейского сообщества относятся:

Всероссийский съезд судей;

Совет судей Российской Федерации;

Региональные съезды, конференции, собрания Судей Высших судов, региональные советы судей.

В п.3 ст.17 Закона перечислен круг вопросов, которые вправе разрешать органы судейского сообщества. Пункт 4 упомянутой статьи предписывает, что все обращения органов судейского сообщества к органам государства, к общественным объединениям и должностным лицам подлежат рассмотрению в месячный срок.

После принятия Закона о статусе судей Российской Федерации на конференциях субъектов Федерации также были избраны Советы судей.

Совет судей России разработал и направил в Совет судей субъектов Федерации типовые положения о Советах судей.

В июне 1993 года состоялся II Всероссийский съезд судей. Помимо судей судов общей юрисдикции в его работе уже приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Это свидетельство укрепления и объединения судейского сообщества.

На сей раз количественный состав совета был увеличен до 112 человек, а Президиум Совета был избран в составе 15 человек. Позднее Президиум был дополнен судьей Конституционного Суда РФ и Совет, таким образом, стал представлять судей всех трех подветвей единой ветви Судебной власти.

Съезд принял «Положение об органах судейского сообщества». Положением регламентированы порядок образования, структура, руководящие органы Совета, периодичность пленарных заседаний. Второй съезд отмечен и тем, что он принял концептуальные положения Кодекса чести судьи в Российской Федерации.

Завершил работу и принял Кодекс чести Совет судей. Правила поведения судей в профессиональной деятельности и во внеслужебной обстановке, отраженные в Кодексе чести, свидетельствуют об озабоченности судейского сообщества состоянием судейского корпуса России и стремлении навести порядок в своих рядах. Хотя Кодекс не носит нормативного характера, но сложившаяся практика работы квалификационных коллегий и Верховного Суда РФ подтверждает его широкое применение и реализацию требований, предъявляемых Кодексом к судьям.

По состоянию на 1 декабря 2000 года прошло пять Всероссийских съездов судей. Каждый из них обсуждал разные повестки, но все съезды объединяет стремление к разрешению главных задач: судебная реформа, становление независимого суда, установление самостоятельной, действенной и авторитетной судебной власти в России.

Третий (внеочередной) Всероссийский съезд состоялся в марте 1994 года. Даже среди делегатов находились судьи, которые не могли представить судебную власть самостоятельной и ратовали за опеку над собой со стороны исполнительной власти в лице Министерства юстиции. Но были уже осознавшие необходимость завершения организации и убеждавшие других делегатов в ускорении создания Судебного департамента полностью подотчетного судейскому сообществу, который бы взял на себя вопросы за пределами судопроизводственной деятельности органов судебной власти. Оказывалось сопротивление и влиятельными должностными лицами.

Наиболее важным постановлением третьего съезда стало последнее из принятых съездом судей постановлений «О концепции судебной системы Российской Федерации». В этом постановлении был изложен взгляд самих судей на будущее устройство судебной системы Российской Федерации.

В частности отмечалось, что должен быть издан закон, закрепляющий единство судебной системы, несмотря на наличие трех ветвей внутри судебной системы, обеспечивающих осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, т.к. действуют они на основе единых конституционных принципов правосудия и судейского статуса.

Лишь совокупная деятельность указанных судов в рамках объединяющей их судебной системы Российской Федерации гарантирует защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц.

Тесная взаимосвязь ветвей судебной системы и общность принципов правового регулирования их организации и деятельности требует, чтобы объектом федерального конституционного Закона о судебной системе в Российской Федерации была вся судебная система Российской Федерации в целом. Закон о судебной системе в Российской Федерации должен содержать, кроме общих для всех российских судей и судов положений, разделы, касающиеся каждой из подсистем целостной судебной системы России.

3-5 декабря 1996 года прошел IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей. Он принял постановление «О состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективы ее развития».

Надо отметить, что съезды принимали принципиальные постановления, обнажали и показывали действительное, очень неприглядное положение дел в судебной системе, осуществляющей судебную власть.

Прошедшее после предыдущих съездов время свидетельствует о том, что судебная реформа практически не коснулась судов общей юрисдикции.

Не начав осуществляться в полном объеме, реформа стоит на месте, а реальные условия деятельности общих судов таковы, что встал вопрос о невозможности дальнейшего осуществления правосудия в стране.

Далее постановление обстоятельно описывает законодательное обеспечение судебной деятельности.

Отмечается длительное непринятие парламентом основополагающего закона для всех судов «О судебной системе Российской Федерации», который должен предопределить пути реформирования судебной системы. Суды общей юрисдикции, составляющие большинство судов в Российской Федерации, вынуждены работать в старом процессуальном порядке осуществления правосудия, что не позволяет эффективно проводить судебную защиту законных прав и интересов граждан, а работа над новыми Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами далека от завершения.

Съезд оценивает состояние кадрового финансового и материального обеспечения судебной деятельности и показывает перспективы дальнейшего развития судебной реформы и судебной системы.

Усилия судей, работающих на съездах, дали положительные результаты -«лед тронулся». 31 декабря 1996 года принимается Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в концепции, которую отстаивал Совет судей и Верховный Суд РФ. Законопроекты в палатах Федерального Собрания проходят при различных сложностях. И все-таки в декабре 1997 года принимается Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В январе 1999 года принимается закон «О финансировании судов Российской Федерации», расширивший полномочия Совета судей по контролю за бюджетными средствами. Этому предшествовало незаконное сокращение бюджета судебной системы Минфином в 1998 году.

На V Всероссийском съезде судей, состоявшегося в ноябре 2000 года Президент Российской Федерации констатировал: судебную власть в России можно считать состоявшейся.

Да, благодаря упорной девятилетней борьбе судейского корпуса за становление Судебной власти, благодаря представленной Президентом страны Концепции судебной реформы в Российской Федерации, со временем одобренной российским парламентом, из клерковских контор суды начали превращаться в органы судебной власти.

Достигнуто главное: впервые в российской истории утвердилась судебная власть как самостоятельная и независимая влиятельная сила, что обеспечило практическую реализацию принципа разделения властей. Судебная власть обладает всеми необходимыми характеристиками властной структуры.

Это, прежде всего, закрепленная в Конституции Российской Федерации и федеральных законах компетенция судов по реализации своих властных полномочий и обязательность исполнения судебных постановлений всеми без исключения органами власти, местного самоуправления, общественными объединениями, должностными, юридическими и физическими лицами.

Наряду с этими свойствами она располагает полномочиями устанавливать не только правомерность поведения участников общественных отношений, но и правомерность самих законов. Это является принципиально новым аспектом судебной власти, характеризуя ее как самостоятельный и независимый вид государственной власти.

Указанные полномочия реализуются единственными носителями судебной власти - судьями, независимость и неприкосновенность которых гарантированы Конституцией РФ.

34. Квалификационный класс судьи.

КЛАСС СУДЬИ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ - Судье в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, профессиональной подготовленности присваивается квалификационный класс, не являющийся почетным либо специальным званием.(Положение о квалификационной аттестации судей (см. примеч.): Утв. постановлением Верхов. Совета РФ от 13.05.1993 № 4960-1.-В ред. от 14.03.2002.-П. 8) Для судей Российской Федерации устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.(Положение о квалификационной аттестации судей (см. примеч.): Утв. постановлением Верхов. Совета РФ от 13.05.1993 № 4960-1.-В ред. от 14.03.2002.-П. 9) Квалификационные классы присваиваются:высший, первый и второй квалификационные классы -Председателям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, их заместителям, судьям федеральных арбитражных судов округов, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;первый, второй и третий квалификационные классы -председателям, заместителям председателей, судьям Верховных Судов и Высших Арбитражных Судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных судов и арбитражных судов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов и арбитражных судов, военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил;второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы -председателям, заместителям председателей, судьям районных (городских) народных судов, военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов.(Положение о квалификационной аттестации судей (см. примеч.): Утв. постановлением Верхов. Совета РФ от 13.05.1993 № 4960-1.-В ред. от 14.03.2002.-П. 10) Сроки пребывания в каждом квалификационном классе устанавливаются:в пятом квалификационном классе - 2 года; в четвертом квалификационном классе - 3 года; в третьем квалификационном классе - 4 года; во втором квалификационном классе - 5 лет. Срок пребывания в первом квалификационном классе не устанавливается.(Положение о квалификационной аттестации судей (см. примеч.): Утв. постановлением Верхов. Совета РФ от 13.05.1993 № 4960-1.-В ред. от 14.03.2002.-П. 11)

35. Единство статуса судей.

1. Единство статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей судьи принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам.
Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, едином порядке прекращения полномочий судей, в их несменяемости и неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку судей, а также в том, что эти права судьи защищаются федеральным законом в равной мере, независимо от должности.
2. Иногда единство статуса судей связывают с равенством всех судей внутри судейского сообщества. Действительно, во многом права и обязанности судей, независимо от должности, совпадают.
Однако есть и целый ряд существенных различий в правовом положении судей. Так, председатели и заместители председателей судов не имеют права быть избранными в состав квалификационных коллегий; полномочия основного контингента судей прекращаются квалификационными коллегиями судей субъекта Федерации, округов, флотов, в то же время полномочия председателей, заместителей председателей и других судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, судов общей юрисдикции областного звена, окружных (флотских) военных и арбитражных судов, а также членов квалификационных коллегий прекращаются Высшей квалификационной коллегией судей.
Еще более существенно отличается положение судей общих и арбитражных судов от положения судей Конституционного Суда РФ и мировых судей.
3. Комментируемый Закон предусматривает различие между судьями по объему полномочий и компетенции. Эти различия зависят от того, в каком суде судья работает (общий суд, военный суд, арбитражный суд, конституционный суд, мировой судья, вышестоящий или нижестоящий суд), какова его должность (председатель, заместитель председателя, председатель судебной коллегии, судья), входит ли он в состав органов судейского сообщества (квалификационные коллегии, советы судей).
Председатели судов, их заместители, председатели судебных коллегий, члены квалификационных коллегий судей наделены властными полномочиями по отношению к другим судьям, что не противоречит единству статуса судей, поскольку они не имеют права вмешиваться в рассмотрение судьей дел и материалов, ограничивать или расширять полномочия и компетенцию судьи.
4. Материальное обеспечение судей зависит от должности и особенностей суда, в котором судья работает.
В судах общей юрисдикции и арбитражных судах оклады по должностям едины и установлены в процентах к должностному окладу председателя Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. Однако разница в оплате труда одинаковых по должности судей весьма разнится в зависимости от присвоенного судье квалификационного класса и стажа работы по юридической профессии, наличия ученой степени либо почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации".
В настоящее время для судей различных ветвей судебной власти (общие суды, арбитражные суды, конституционные суды) установлены отличающиеся друг от друга сетки должностных окладов судей.
В связи с этим ошибочно полагать, что единство статуса судей подразумевает равенство в оплате труда.
5. Правовое положение отдельных категорий судей федеральных судов может определяться только федеральным законодательством. Что касается правового положения судей судов субъектов Федерации (конституционных, уставных судов, а также мировых судей), то оно может быть установлено как федеральным законом, так и - в случаях, предусмотренных федеральными законами, - законодательством субъекта Федерации.

36. Присяга судьи.

1. Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

2. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

3. Судьи федеральных судов приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации.

Судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировые судьи приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом субъекта Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

Сведения о доходах лиц, указанных в статье 8.1, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, предоставляются за 2009 год в первом квартале 2010 года (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ).

Статья 8.1. Сведения о доходах судьи, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера судьи. Сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей судьи, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей судьи

(введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

1. Судья ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет в суд, в котором он занимает должность судьи, сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по форме согласно приложениям 3 и 4 к настоящему Закону.

2. Проверка достоверности и полноты сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется судом в порядке, определяемом соответственно Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. При необходимости Верховным Судом Российской Федерации или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации может быть запрошена из соответствующего суда копия представленных судьей сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проведена их дополнительная проверка.

4. Сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены для опубликования общероссийским средствам массовой информации в порядке, определенном в приложении 5 к настоящему Закону.

5. В случае непредставления сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в установленные сроки, а также представления заведомо недостоверных сведений судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

37. Дисциплинарная ответственность судей.

Дисциплинарная ответственность судей

Законодательно введено новое наказание для судей: замечание. А лишение полномочий названо крайней мерой. Теперь судье коллеги могут сделать замечание, если поступок "малозначительный". Потом предупредить. Ну а если все совсем плохо - досрочно прекратить его полномочия. О том, что шкала наказаний людей в мантии мала, говорили давно. Раньше было только два варианта: либо предупредить, либо сразу уволить.

Досрочное увольнение возможно лишь в случае "если нарушение повлекло искажение принципов судопроизводства".

Теперь судейским проступком предлагается считать не только служебные грешки, но и нарушение кодекса судейской этики даже в быту. Это касается, например, пьянства за рулем.

При подготовке поправок в закон обсуждались разные варианты расширения шкалы судейских наказаний. Была даже идея снижать квалификационный класс человеку в мантии. Но идея понижать судье классность не прошла. Против такого наказания резко выступил Совет судей.

Проект этого закона разрабатывало министерство юстиции. Сами разработчики уверены, что поправки в закон должны защищать честного судью и никак иначе. Кстати, решение о суровом наказании судьи - наложении дисциплинарного взыскания, может быть принято быстро, буквально в течение нескольких месяцев. В законе так и говорится - если прошло полгода, то считай, что срок давности истек. Правда, в эти шесть месяцев не войдет больничный самого судьи, пребывание его в отпуске или времени, пока идет служебная проверка. Но в любом случае, человека в мантии не накажут, если с момента проступка прошло два года, а лишь потом все спохватились.

Правда, решение о досрочном прекращении полномочий можно обжаловать. В новом законе сказано, как и к кому обращаться. Если судью только наказали, но не уволили, и он в последующий год не совершил ничего плохого - считается, что он к дисциплинарной ответственности не привлекался. Ну а если провинившийся судья успел до того, как вскрылись его неблаговидные поступки, тихо уйти в отставку, сохранив все немалые судейские льготы? И на это ответил новый закон. Отставку по новому закону можно прекратить, правда, если не истек срок давности.

38. Неприкосновенность судьи.

Неприкосновенность судьи. Она включает в себя неприкосновенность его личности, жилища, служебного помещения, используемых им средств связи, его корреспонденции, принадлежащего судье имущества и документов. Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором и лишь при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Без ее согласия судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу. Заключение под стражу судьи допускается исключительно с санкции Генерального прокурора либо по решению суда.

Судья, задержанный в порядке административного или уголовного судопроизводства, по установлении его личности немедленно должен быть освобожден.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров и другие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением Конституции РФ и других законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до судебного разбирательства, в соответствии с действующим законодательством может быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

39. Символы судебной власти.

Статья 21. Символы судебной власти

1. На здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ пункт 3 статьи 21 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Судьям федеральных судов удостоверения судьи подписываются Президентом Российской Федерации и выдаются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке выдачи удостоверения судьи судьям федеральных судов общей юрисдикции, назначенным на неограниченный срок полномочий органами законодательной власти субъектов Российской Федерации в период с 1992 года по 1996 год, утвержденное приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25 ноября 2004 г. N 151

Судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировым судьям удостоверения судьи подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Судьям, пребывающим в отставке, удостоверения судьи подписываются и выдаются председателем суда, в котором они работали в качестве судьи непосредственно перед уходом в отставку.

40. Этика поведения судьи в судебном заседании.

Этические требования в профессиональной деятельности судьи

Специальное образование, активная деятельность в правовой сфере (стаж не менее пяти лет) и жизненный опыт по достижении определенного возраста у судьи (не менее 25 лет) должны развить в нем качества, определенные этическими требованиями этой профессии.

Когда он принимает присягу, то «торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть».[6]

Так, к основным нравственным и моральным требованиям этой должности можно отнести:

Честность. Она состоит из правдивости, принципиальности, искренности не только в служебной обстановке.

Чувство долга - это справедливое правосудие: каждая из сторон вправе требовать от него защиты своих прав, свобод, чести и достоинства, интересов, охраняемых законом.

Беспристрастность, то есть судья должен равно относиться к обеим сторонам, не принимая во внимание свои какие-то личные мотивы, также он «не должен проявлять побуждения расового, полового, религиозного или национального характера».[7]

Чувство совести означает, что судья обязан осуществлять внутренний самоконтроль в ходе производства по делу и в принятии решения.

Гуманность. Жестокость в данной профессии вообще не приемлема.

«Радутная Н.В. проводила опрос судей о желательных для судьи качествах. Судьи назвали: человечность, беспристрастность, принципиальность, выдержку, эрудицию. В числе нежелательных упоминались предвзятость, подозрительность, властность, бестактность. Из перечня личностных качеств в первую очередь были выбраны собранность, уравновешенность, человечность, дисциплинированность, вежливость, сдержанность».[8]

Также очень важен внешний вид, который должен соответствовать атмосфере официальности, строгости. Каждый судья обязан следить за своими позами, жестами, тоном, быть внимательным, вести себя достойно, спокойно, просто, скрывая свои какие-то личные проблемы.

Огромное значение в современный период придается неподкупности судей. Также очень важно, чтоб каждый начинающий судья знал пределы дозволенного и недозволенного в осуществлении своих должностных полномочий.

При отборе подходящих кандидатур на должность судьи наличие стремления профессионального роста, желания взвалить на себя более ответственную работу учитываются в первую очередь. Материальная же сторона должна быть на дальнем месте. Ведь эта должность должна быть целью, а не средством.

Чтобы осуществлять правосудие в соответствии с действующим законодательством и этическими требованиями судья должен знать процессуальные особенности проведения судебного заседания: судебное заседание начинается всегда в назначенное время, недопустимы опоздания даже на несколько минут; «посетители не должны часами ожидать в коридорах или многократно приходить в суд по одному и тому же вопросу; необходимо приучать секретаря, чтобы к началу процесса все участники находились в зале и судебное заседание всегда начиналось с торжественных слов: "Встать, суд идет!"; неприемлемы шутки в чей-либо адрес, разговоры и реплики, не относящиеся к делу».[9] Судья должен быть внимательным и наблюдательным на протяжении всего процесса. Также очень важно наличие такого качества, как умение слушать и слышать людей.

Закон требует, чтобы все присутствующие в зале с судом разговаривали стоя. Во время судебного заседания можно делать записи, но при этом всем должно быть понятно, что судья внимательно слушает каждого. Судебное заседание не должно быть проведено в спешке или в упрощенном варианте. Также не нужно затягивать процесс, загружать его выяснением несущественных деталей. Нельзя забывать о необходимости делать перерывы.

«Особую сложность представляет правильное построение взаимоотношений с прокурорами и адвокатами. Необходимо исходить из того, что представители этих профессий имеют прямо противоположный интерес и это определяет их позицию, поведение, оценку происходящего в суде».[10] Нужно обязательно избегать неформального общения в перерывах судебного процесса.

Заседание завершается вынесением судом решения. «Судебное решение – это акт правосудия, что качественно выделяет его среди других процессуальных актов. Он должен отвечать высоким правовым и нравственным требованиям. Способность исследовать обстоятельства дела и принять справедливое решение, ровно относясь к сторонам, не привнося каких-либо личных мотивов, - не только предписание закона, но и личное нравственное качество судьи как человека. В вынесении решения должны аккумулироваться его лучшие нравственно-психологические качества»[11], а само решение должно основываться лишь на тех доказательствах, которые рассмотрены в судебном заседании.

41. Поведение судьи во внеслужебное время.

Нормы поведения судьи во внеслужебной обстановке

Требования морали в юридической профессии определяют поведение людей, как в сфере служебной деятельности, так и во вне выполнения должностных функций. Высокие нравственные качества судья должен поддерживать в процессе повседневной жизни, что способствует нравственному становлению личности, самовоспитанию. В любом случае, внеслужебная деятельность не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости, неподкупности. Участие судьи в общественной деятельности возможно при условии, что она не наносит ущерба авторитету суда. Также, судья не может участвовать в политических партиях, демонстрациях и движениях, каким-то образом их поддерживать, публично выражать свои политические взгляды. «Запрещены личные, финансовые, деловые связи, которые могут отрицательно сказаться на его репутации и профессиональной деятельности».[13] То есть разборчивость и осторожность, безупречность во вне служебном поведении является неотъемлемым качеством каждого судьи.

Также не приветствуются связи судьи с участниками процесса, их родственниками и другими заинтересованными лицами вне служебной обстановки. Он не имеет права давать им какого-либо рода обещания, выслушивать просьбы и давать рекомендации, высказывать свое личное мнение по данному делу.

В личной жизни от данного должностного лица требуется скромность, умеренность, порядочность, забота о членах семьи и соблюдение ими нравственных норм.

В главе 3 Кодекса судейской этики разъясняются основные правила поведения судьи во внеслужебной деятельности: статья 9 провозглашает свободу слова и мысли, вероисповедания судьи. Также каждый человек, занимающий данную должность, может по собственному желанию подать заявление о приостановлении своих полномочий в случае выдвижения иго кандидатом в органы власти.

Судья вправе заниматься научной, преподавательской и другой деятельностью в соответствии со ст. 10, если это не будет приносить ущерб интересам правосудия.

«В силу конституционно-правового статуса судей, связанного с осуществлением ими публично-правовых функций судебной власти, законодатель предъявляет к ним повышенные требования, в том числе с точки зрения соблюдения морально-этических норм».[14] Эти повышенные требования, а также ограничения конституционных прав гражданина-судьи взаимосвязаны с его высоким статусом, чем и компенсируются. Ограничения, в том числе требования к поведению в служебной и внеслужебной деятельности Кодекса судейской этики, принимаются судьей добровольно: как только он вступил в должность и приобрел соответствующий статус. Так, нормы Кодекса - это «добровольные ограничения поведения члена судейского сообщества, возложенные судьей на себя единожды и прекращаемые с утратой принадлежности к судейскому сообществу».[15]

По сути, «судьей должен быть безупречный человек»[16]. На работе он не может сказать лишнего слова, поболтать о семье с коллегами, выдать свои истинные эмоции по отношению к тому или иному делу, личности; находясь на людях, судья также не может себе позволить повести себя не так, как принято, все члены его семьи обязаны также поддерживать статус безупречной личности судьи. Если эта должность важна судье, то он будет исполнять все предписания закона и своей профессиональной этики.

Из-за такой сильной психологической нагрузки судьи испытывают стресс. Поэтому начали появляться различные идеи по поводу психологической подготовки судей.

«Судья на должность назначается сразу, без всяких испытательных сроков, то есть он не проходит “испытания трудом”, не выдержав которого, мог бы быть освобожден от должности. Метод тестирования и т. п. — единственное, что может заменить испытательный срок судьи. Так, всю преддолжностную подготовку кандидата в судьи нужно организовывать с учетом тестовых испытаний.

В идеале вообще все кандидаты в федеральные судьи должны были бы проходить предварительное двух- или трехлетнее обучение на базе региональных центров по специальным программам со сдачей различных квалификационных экзаменов, обширной и разнообразной практикой».[17] Например, нужно поработать в юридической сфере в качестве прокурора или адвоката и в какой-то мере в качестве следователя или секретаря судебного заседания.

Таким образом, для того чтобы конкурсные комиссии судов, а потом и квалификационные коллегии судей могли опираться на многочисленные факторы, выявленные различными испытаниями, при отборе достойных кандидатов, российские наука и практика должны разработать и принять федеральный закон о проверке кандидата в судьи на наличие компрометирующих его обстоятельств и фактов, по поводу его физической и психической пригодности к занятию этой должности. Также о проверке отсутствия у него черт характера, с наличием которых данному человеку крайне нежелательно занятие этой ответственной должности.

42. Соотношение и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: