Введение. Формирование отечественной оценочной деятельности было заложено в начале 90-х годов с переходом Казахстана к рыночной экономике

Формирование отечественной оценочной деятельности было заложено в начале 90-х годов с переходом Казахстана к рыночной экономике. За период становления оценочной деятельности в Ка­захстане был пройден нелегкий путь от появления и официального признания профессии «оценщик» на отечественном рынке труда до формирования на государственном уровне системы оценки сто­имости имущества. [3]

Oценочной деятельностью принято называть предпринимательскую деятельность, осуществляемую оценщиками, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.[1]

На сегодняшний день среднестатистическая казахстанская семья имеет одну, а то и две машины. Cогласно сведениям банка данных учета дорожно-транспортных происшествий и лиц, в них пострадавших, за 6 месяцев 2014 года по республике зарегистрировано 8608 ДТП. В результате дорожно-транспортного происшествия собственник автомобиля неизбежно сталкивается с проблемой возмещения ущерба. Если же владелец авто является виновником ДТП, он обращается в страховую компания, а та в свою очередь отправляет его к оценщику.

B дипломной работе я рассматриваю общие положения, на основе которых рекомендуется проводить оценку стоимости поврежденных автотранспортных средств, стоимости их ремонта (восстановления) и ущерба от их повреждения. Oсновные причины повреждения автотранспортных средств -дорожно-транспортные происшествия (столкновение с другим транспортным средством, наезд на движущиеся или неподвижные объекты, опрокидывание и т. п.), крупные производственные аварии, стихийные бедствия (буря, шторм, ураган, ливень, град, обильный снегопад, землетрясение, сель, обвал, камнепад, оползень, паводок, наводнение и т. п.), провал под лед, взрыв, удар молнии, а также угон, похищение, умышленное или неумышленное (по неосторожности) повреждение автотранспортного средства.

Цель работы – Hа основе изучения теории и методики рассчитать восстановительную стоимость поврежденного транспортного средства.

B соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ оценки автотранспортных средств

2. Изучение целей оценки, видов стоимости.

3. Изучение оценки восстановительной стоимости поврежденного транспортного средства на примере Ssang Yong Kyron.

4. Изучение развития оценочной деятельности,предложения по ее совершенствованию.

Oбъектом исследования является легковой автомобиль Ssang Yong Kyron
Предмет - методика оценки стоимости ремонта автотранспортных средств и ущерба от их повреждения.

Структура дипломной работы включает введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.

В первой главе рассматриваются общие определения оценки; теоретические основы оценки восстановительной стоимости легкового автотранспорта, в том числе законодательная основа и цели оценки;

Во второй главе проводится практическая часть, а именно оценка легкового автомобиля на примере Ssang Yong Kyron.

Произведена оценка затратным подходом, с учетом расчета стоимости нанесенного ущерба исследуемого транспортного средства по отношению к годным деталям.

В третьей главе описывается история развития оценочной деятельности, проблемы и предложения по ее развитию.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1.1 Цели оценки. Виды стоимости

Термин «оценивать» имеет несколько различных значений в зависимости от контекста, в котором он используется.

Оценка — это искусство установления стоимости путем соответствующего исследования, согласующегося с общепринятыми процедурами и применением общепринятых принципов оценки, а также беспристрастное мнение о стоимости, основанное на подробном изучении объекта. [2]
Оценка не является наукой в чистом виде, когда при одних и тех же исходных данных всегда получается один и тот же конечный результат. На конечный же результат оценки влияют квалификация оценщика, интуиция, его понимание ситуации, дар предвидения, т. е. оценка - это деятельность на грани науки и искусства. Поэтому оценки одного и того же объекта, проведенные несколькими независимыми оценщиками, как правило, не совпадают.
Цель оценки - передать заключение о стоимости.
Цель оценщика - действовать как незаинтересованная третья сторона при составлении беспристрастного заключения о стоимости для специальной четко определенной цели. [2]

Оценочная деятельность - деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости в отношении транспортного средства. [2]

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки

по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В состав транспортных средств входят механические транспортные средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие

транспортные средства с аналогичными характеристиками. [2]

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кромемопеда, приводимое в движение двигателем. В состав механическихтранспортных средств входят автотранспортные средства,мототранспортные средства, троллейбусы, трамваи, любые тракторы,самоходные машины. [2]

Автобус - автотранспортное средство, предназначенное для

перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая

место водителя. [2]

Грузовой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное перевозки грузов. Грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильныетягачи с полуприцепом (седельный тягач), самосвалы испециализированные автомобили. [2]

Специализированные автомобили - грузовые автомобили, в том числес прицепом (прицепами) или полуприцепом, предназначенные для перевозкиопределенных видов грузов и оборудованные для этого специальнымикузовами. К специализированным автомобилям относятся фургоны (общегоназначения, изотермические, рефрижераторы, для хлеба, для мебели, дляодежды, для животных и т.п.), цистерны (для жидких и сыпучих грузов),контейнеровозы, автомобили со сменными (съемными) кузовами,автомобили, оборудованные для перевозки длинномерных грузов,тяжеловозы, панелевозы, блоковозы, фермовозы, плитовозы, балковозы,сантехкабиновозы, автомобили, оборудованные для перевозки строительных смесей и растворов, автомобилевозы и т.д [2]

Автотранспортное средство - механическое транспортное средство, имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. В состав пассажирских автотранспортных средств входят легковые автомобили и автобусы. К грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, в том числе специализированные. К специальным автотранспортным средствам относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ. [2]

Легковой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не более 8 мест для сидения, не считая место водителя. [2]

Ущерб от повреждения (материальный ущерб) — величина уценки автотранспортного средства в результате полученных повреждений или величина понесенных расходов при его восстановлении до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, с учетом невозможности восстановления его до указанного состояния при проведении отдельных видов работ по ремонту. [2]

В первом случае ущерб определяется как реальная потеря стоимости автотранспортного средства в результате повреждения, во втором — как сумма расходов на восстановление поврежденного автотранспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением (стоимость ремонта), и величины утраты (потери) его стоимости в результате проведения работ по его восстановлению (утрата товарной стоимости).
Стоимость ремонта (восстановления) — стоимость устранения повреждений автотранспортного средства, включающая трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль организаций, осуществляющих ремонт.

Утрата товарной стоимости — величина потери (снижения) стоимости автотранспортного средства после проведения отдельных видов работ по его ремонту (восстановлению сопровождающихся необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов. Указанные изменения приводят к ухудшению внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижению безопасности и надежности автотранспортного средства.

1.2 Методика расчета оценки ущерба от повреждения автотранспортных средств.

Oсновными причинами повреждения транспортных средств могут являться дорожно-транспортные происшествия(столкновение с другим транспортным средством, наезд на движущиеся или неподвижные объекты, опрокидывание и т.п.), крупные производственные аварии, стихийные бедствия (буря, шторм, ураган, ливень, град, обильный снегопад, землетрясение, сель,
обвал, камнепад, оползень, паводок, наводнение и т.п.), провал под
лед, взрыв, удар молнии, пожар, а также угон, похищение, умышленное
или неумышленное (по неосторожности) повреждение транспортного
средства.
Oсновной задачей работы является обеспечение проведения
работ по оценке стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости
ремонта (восстановления) транспортных средств и ущерба от их
повреждения на единой методической основе, что обеспечивает
достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и
объективность результатов оценочной деятельности и создает необходимые
условия для защиты прав потребителей услуг по оценке в соответствии с
законодательством Республики Казахстан.

Pазработан с учетом требований законодательства Республики Казахстан, ГОСТов и нормативно-технической документации по вопросам технической эксплуатации транспортных средств, безопасности дорожного движения и проведения экономико-правовой экспертизы транспортных средств. Mетодические положения документа основываются на результатах научных исследований, обработки большого объема статистических данных, анализа информационно-справочного обеспечения и практического опыта оценки транспортных средств, а также на основе анализа зарубежного опыта в сфере оценки транспортных средств. [8]

Oценка ущерба от повреждения транспортного средства на дату повреждения может проводиться для предъявления имущественного иска в соответствии с гражданским законодательством, назначения меры наказания в соответствии с уголовным законодательством, Для формирования информационной базы по величине ущерба от дорожно-транспортных происшествий на региональном уровне в рамках государственной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в Республики Казахстан, для определения размера страхового возмещения, а также в других случаях.
В таблице 1 представлены виды основных повреждений, получаемых легковыми автомобилями в дорожно-транспортных происшествиях.

Таблица 1-Основные виды повреждений, получаемых легковыми автомобилями в дорожно-транспортных происшествиях.

N Вид удара Основные повреждения Возможные сопутствующие повреждения
  Фронтальный центральный прямой Бампер, радиаторная решетка, капот, фары, передняя панель Фары, крылья передние, радиатор, двигатель, брызговики, рама лобового стекла, лобовое стекло, рулевая колонка
  Фронтальный нецентральный прямой Бампер, фара, крыло, брызговик, капот, решетка радиаторная, передняя панель Радиатор, двигатель, колесо, передний лонжерон, передняя стойка, дверь, рама лобового стекла, лобовое стекло
  В передний угол кузова (фара, крыло) под углом около 45° Передние крылья, капот, панель передка, брызговик, передние лонжероны Проемы передних дверей, передние и средние стойки
  Скользящий (косой спереди) в переднее крыло Крыло, колесо, бампер, указатель поворотов Капот, брызговик, передняя подвеска, дверь передняя, передняя стойка
  Скользящий (косой спереди) в переднюю дверь Дверь передняя, порог Стекло и арматура передней двери, стойка передняя, центральная стойка, крыша
  Скользящий в заднюю дверь Дверь задняя, порог Стекло и арматура задней двери, стойка средняя, стойка задняя, крыша
  Скользящий (косой спереди) в заднее крыло Крыло заднее, колесо, бампер, лючок бензобака (если есть) Брызговик, задняя подвеска, крышка багажника, задняя стойка
  Боковой прямой в переднюю часть кузова в зону сопряжения передней панели с лонжероном и крылом Оба передних крыла, панель передка, брызговики, лонжероны, капот Проемы передних дверей, передние и средние стойки
  Боковой прямой в среднюю стойку Дверь передняя и задняя, средняя стойка, порог Арматура дверей, крыша
  Боковой прямой в переднюю стойку Передняя стойка, рама ветрового окна, крыша, пол и лонжероны переднего пола Панель передка, капот, крылья, брызговики и передние лонжероны
  Задний центральный прямой Бампер, задняя панель, фонарь, крышка багажника Крылья задние, брызговики, бензобак, стойки задние, заднее стекло
  Задний нецентральный прямой Бампер, задняя панель, фара, фонарь, крышка багажника, крыло заднее Брызговик, бензобак, стойка задняя, заднее стекло, лючок бензобака
Примечание- [8]

Ущерб от повреждения транспортного средства на дату более позднюю, чем дата повреждения, определяется в случаях, определенных процессуальными процедурами гражданского, уголовного, налогового или таможенного законодательства, а также при необходимости учета дополнительных повреждений транспортного средства, полученных в результате транспортировки, хранения или по другим причинам в период между датой повреждения и датой оценки.

В общем случае размер ущерба от повреждения транспортного

средства на дату оценки в месте оценки определяется следующим образом:

(1)

где:

- размер ущерба, установленный в результате оценки поврежденного автотранспортного средства, на дату Оценки в месте оценки тенге.;

- рыночная стоимость автотранспортного средства в неповрежденном состоянии на дату оценки в месте оценки, тенге. [10]

Остаточная стоимость транспортного средства в неповрежденном состоянии на дату оценки в месте оценки определяется в соответствии с рекомендациями документа "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния". В связи с тем, что рынок поврежденных транспортных средств фактически отсутствует, величина уценки стоимости транспортного средства в качестве размера ущерба практически не используется. [8]

Поэтому размер ущерба определяется в основном затратным методом и

включает в себя все расходы, необходимые для восстановления поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, и величину утраты (потери) товарной стоимости, обусловленной снижением качества транспортного средства в результате проведения работ по его восстановлению.

В этом случае размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату оценки в месте оценки:

(2)

где n - количество наименований (видов) работ, проведение которых необходимо для восстановления поврежденного автотранспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, на дату оценки, единицы;

- стоимость проведения i-го наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного автотранспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тенге.;

- стоимость материалов, используемых при i-м виде работ по восстановлению поврежденного автотранспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тенге.;

- стоимость в новом состоянии поврежденных элементов (запасных частей) автотранспортного средства, подлежащих замене при i-м виде восстановительных работ, на дату оценки в месте оценки, тенге.;

- физический износ поврежденных элементов (запасных частей), подлежащих замене при i-м виде работ по восстановлению поврежденного автотранспортного средства, на дату оценки, %;

- стоимость, по которой могут быть реализованы поврежденные элементы автотранспортного средства (за исключением затрат на реализацию), подлежащие замене при i-м виде восстановительных работ, на дату оценки в месте оценки, тенге.

- величина утраты товарной стоимости на дату оценки в месте оценки, тенге. [7]

При расчете размера ущерба от повреждения транспортного средства должны соблюдаться следующие условия:

- определение номенклатуры работ по восстановлению поврежденного транспортного средства должно проводиться с учетом требований технологической документации по ремонту транспортного средства данной модели; [8];

- при определении номенклатуры работ по восстановлению поврежденного транспортного средства при отсутствии технологической документации должны быть учтены также сопутствующие работы, выполнение которых необходимо в соответствии с конструкцией транспортного средства (например: при проведении работ по ремонту обивки кузова легкового автомобиля необходимо снятие конструктивных элементов, препятствующих проведению обивочных работ; при устранении перекоса кузова легкового автомобиля необходимо снятие конструктивных элементов, препятствующих проведению ремонта, и т.д.) [8];

- определение номенклатуры работ по восстановлению транспортного средства проводится для условий производства по ремонту транспортных средств, уровень оснащения которого технологическим оборудованием должен быть не ниже установленного требованиями документа [9];

- при замене отдельных агрегатов, узлов, механизмов и систем в случаях, предусмотренных технологической документацией, должна быть учтена необходимость их замены в качестве ремонтного комплекта, включающего не только заменяемые элементы, а также детали, полностью обеспечивающие устранение неисправности, детали и материалы разового использования, которые не могут быть повторно использованы по технологическим причинам (прокладки, уплотнители и т.д.), и крепежные детали (стандартные и нестандартные болты, гайки, шпильки, пружинные шайбы, отгибные шайбы, стопорные кольца и т.д.); [9]

- определение номенклатуры выполняемых работ и номенклатуры агрегатов, узлов и деталей, подлежащих ремонту или замене, проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей к транспортным средствам и материалов для ремонта транспортных средств, а также рынков услуг по ремонту транспортных средств на дату оценки в месте оценки транспортного средства (поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку), отсутствие на данном рынке услуг по ремонту транспортных средств возможности проведения отдельных видов работ и т.д.); [9]

- при определении видов и объемов работ по восстановлению поврежденного транспортного средства при возможных нескольких технологических и организационных вариантах их выполнения (устранение повреждения агрегата, узла, детали с заменой или без замены, проведение постового или цехового ремонта и т.д.) выбирается вариант, при котором размер ущерба имеет наименьшее значение. [9]

Необходимость учета величины утраты товарной стоимости транспортного средства при оценке ущерба от его повреждения обусловлена тем, что проведение отдельных видов ремонтных воздействий по восстановлению транспортного средства после повреждения сопровождается необратимым ухудшением внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижением безотказности и долговечности транспортного средства. К указанным видам ремонтных воздействий относятся:

- работы по устранению перекосов несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы, коляски. Перекосами являются повреждения, приводящие к существенному изменению геометрических параметров каркаса кузова, кабины, салона, платформы и коляски, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов и т.д.

- работы по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки. Ремонт элементов кузова и оперения производится в основном правкой поврежденной части механическим воздействием (рихтовкой, вытяжкой) или заменой поврежденной части ремонтной вставкой с приданием ей формы восстанавливаемого элемента. Кузов и оперение легкового автомобиля включают следующие основные элементы: корпус кузова, капот, крышка багажника (дверь задка), боковые двери, крылья, детали декоративного оформления (панель облицовки радиатора, передний и задний бамперы, декоративные накладки и т.д.). Основными элементами кузова и оперения грузового автомобиля являются: рама, кабина, двери кабины, панель облицовки радиатора, капот, крылья, подножки, бортовая платформа (основание, борта, каркас тента) или платформа ковшеобразного типа и надрамник для самосвала. [5]

В таблице 2 представлены виды ремонта:

Таблица 2- Значения коэффициента К

Вид ремонтного воздействия │ Коэффициент К
  съемные элементы несъемные элементы
Ремонт № 1 0,2 0,3
Ремонт № 2 0,3 0,4
Ремонт № 3 0,4 0,5
Ремонт № 4 - 0,6
Замена сваркой - 0,5
Примечание - [8]

Виды ремонта определяются следующим образом:

- ремонт N 1 - устранение повреждений в открытых и легкодоступных местах при деформации до 20% площади поверхности ремонтируемого элемента;

- ремонт N 2 - устранение повреждений в открытых и легкодоступных местах со сваркой или устранение повреждений при деформации от 20% до 50% площади поверхности ремонтируемого элемента;

- ремонт N 3 - устранение повреждений в закрытых и труднодоступных местах со сваркой, частичным восстановлением до 30% площади поверхности ремонтируемого элемента. Частичное восстановление деталей производится путем устранения повреждений вытяжкой и правкой с усадкой металла, вырезкой участков, не подлежащих ремонту, изготовлением ремонтных вставок с приданием им формы восстанавливаемой детали;

- ремонт N 4 - частичное восстановление свыше 30% площади поверхности ремонтируемого элемента. [8]

Работы по устранению перекосов имеют следующие

- последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: остаточные деформации (отступление от заводской геометрии); появление микротрещин в металле каркаса кузова;

- нарушение антикоррозионного покрытия; нарушение герметизации;

- ухудшение прочностных качеств и пластических свойств материалов

- элементов кузова;

- ухудшение внешнего вида транспортного средства.

Pаботы по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимостивосстановленного транспортного средства:

- неоднородность пластических

- свойств металлов в отремонтированном элементе;

- остаточные деформации;

- ухудшение коррозионной стойкости металла;

- нарушение

- противокоррозионных покрытий;

- нарушение герметизации кузовов;

- коробление деталей;

- ухудшение механических свойств свариваемых металлических элементов; возможный перегрев соседних деталей;

- ухудшение внешнего вида транспортного средства.

Pаботы по полной или частичной окраске кузова, кабины, платформы, коляски имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: разнотон окрашенных

поверхностей; неоднородность лакокрасочного покрытия; ухудшение внешнего вида транспортного средства.

Виды ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: нарушение заводских компоновочных решений; отступление от заводской геометрии; повреждения

рабочих и установочных поверхностей ремонтируемых элементов; снижение

безотказности и долговечности; ухудшение внешнего вида транспортного

средства. [8]

В таблице 3 представлены основные виды перекосов автомобиля.

Таблица 3-Основные виды перекосов легковых автомобилей

N Тип перекоса Основные виды и характеристика перекосов
1. Перекос малой сложности 1.1. Перекос проема одной боковой двери. 1.2. Перекос ветрового окна. 1.3. Перекос заднего окна. 1.4. Перекос проема капота без нарушения геометрии основания кузова, дверных и оконных проемов (возможно изменение зазоров дверей с передними крыльями). 1.5. Перекос проема крышки багажника (двери задка) без нарушения геометрии основания кузова, дверных и оконных проемов (возможно изменение зазоров дверей с задними крыльями)
2. Перекос средней сложности 2.1. Одновременное нарушение геометрических параметров проемов капота и крышки багажника (двери задка). 2.2. Нарушение геометрических параметров передних лонжеронов без нарушения геометрии каркаса кузова для заднеприводных автомобилей. 2.3. Нарушение геометрических параметров задних лонжеронов без нарушения геометрии каркаса кузова для заднеприводных автомобилей. 2.4. Нарушение геометрических параметров задних лонжеронов без нарушения геометрии каркаса кузова для переднеприводных автомобилей
3. Перекос повышенной сложности 3.1. Одновременное нарушение геометрических параметров передних и задних лонжеронов без нарушения геометрии каркаса кузова. 3.2. Нарушение геометрических параметров передних лонжеронов для переднеприводных автомобилей без нарушения геометрии каркаса кузова. 3.3. Нарушение геометрических параметров передних лонжеронов и каркаса кузова. 3.4. Нарушение геометрических параметров задних лонжеронов и каркаса кузова
4. Перекос особой сложности Нарушение геометрических параметров передних и задних лонжеронов и каркаса кузова
Примечание- [9]

Утрата товарной стоимости транспортного средства

учитывается при определении ущерба только при одновременном выполнении следующих условий:

При осмотре поврежденного транспортного средства выявлена необходимость выполнения одного из видов ремонтных воздействий (работ), перечень которых представлен в таблице 4. При этом каждый вид ремонтных воздействий учитывается при одновременном выполнении:

- условия, что на поврежденных конструктивных элементах,

подвергаемых данному виду ремонтного воздействия, не было следов

(признаков) более ранних (предыдущих) повреждений или коррозии;

- ограничений, указанных в таблице 4.

Таблица 4-Виды ремонтных воздействий, учитываемых при расчете утраты товарной стоимости

N Виды ремонтных воздействий, учитываемых при расчете утраты товарной стоимости Ограничения, при которых ремонтные воздействия учитываются
  Работы по устранению перекоса несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы, коляски -
  Работы по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки Размер повреждений элемента кузова и оперения превышает 5% его площади и составляет не менее 10 кв. см
  Работы по полной или частичной окраске кузова, кабины, рамы, платформы, коляски Наличие на транспортном средстве полностью заводского внешнего лакокрасочного покрытия со сроком эксплуатации: - не выше срока гарантии изготовителя; - до 5 лет при отсутствии гарантии на покрытие
  Виды ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ -
Примечание [9]

Физический износ транспортного средства на дату оценки

составляет не более 40%.

Транспортное средство ранее полностью не перекрашивалось (для автомобиля, автобуса и прицепа-дачи не проводилась полная окраска снаружи и внутри салона). Стоимость транспортного средства в новом состоянии определяется на дату оценки в границах товарного рынка транспортных средств данной марки в месте оценки транспортного средства в соответствии с рекомендациями документа "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния".

Физический износ транспортного средства на дату оценки определяется в соответствии с рекомендациями документа "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния".

На мой взгляд, методика оценки транспортных средств, стоимости их восстановления написана весьма доступно и позволяет максимально приблизиться к единой стоимости. Благодаря методике можно определить норма - час ремонта, замены деталей. Ремонт деталей делится на четыре вида (от 20% до 50% в легкодоступных местах и 20-30% в труднодоступных местах, с применением сварочных работ). Также в методике учитывается амортизационный износ деталей, при их замене. Износ рассчитывается произведением фактического срока службы автомобиля, износа автомобиля за год эксплуатации, а так же корректировок по природно-климатическим условиям, окружающей среде, и даже региону в котором находится автомобиль. Если автомобиль не удается восстановить до того состояния, в котором оно находилось до повреждения, так же ссылаясь на методику восстановительной стоимости, автомобиль рассчитывают по утрате товарной стоимости. Если сумма затрат на восстановление поврежденного транспортного средства составляет 80 и более % от среднерыночной стоимости а стоимость остатков годных к эксплуатации деталей и агрегатов менее 20%, то нужно сделать расчет по отношению к годным к эксплуатации деталям.

2 ОЦЕНКА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЯ Ssang Yong Kyron

2.1 Цель оценки. Затратный подход в оценке транспортного средства.

В данной главе была проведена оценка легкового автомобиля и составлен отчет о выполненной оценке

Объект оценки: Ssang Yong Kyron 2013 года выпуска.

Цель оценки: Определение стоимости нанесенного ущерба.

При расчете стоимости объекта оценки были использованы все доступные подходы и методы оценки в соответствии с требованиями Законодательства РК, в том числе Законом «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» от 30 ноября 2000г. №109-II (с изменениями и дополнениями на дату оценки), Национальными стандартами оценки и действующими Международными стандартами оценки.

Оценка проведена в рамках затратного подхода:

Предпосылка данного подхода заключается в том, что стоимость любого имущества зависит от затрат на воспроизводство аналогичного имущества. Затратный подход является основным при оценке стоимости ремонта (восстановления) транспортных средств и реализуется на основе составления отчета об оценке, включающего в себя калькуляцию на ремонтные работы (стоимость запасных частей, трудоемкость работ по ремонту). Затратный метод показывает оценку восстановительной стоимости транспортного средства за вычетом физического и морального износа. Для определения суммы ущерба был принят Затратный метод, который определяет затраты на полное воспроизводство объекта за минусом амортизационного износа (стоимость восстановительного ремонта с учетом амортизационного износа.

Целью оценки является определение стоимости нанесенного ущерба транспортного средства.

Стоимость восстановительного ремонта - величина затрат на ремонт(восстановления до начального состояния); определяется путем сложения суммы стоимости ремонтно-восстановительных работ(объем работ) и стоимости запасных частей и материалов, необходимых для восстановления имущества(объекта) до эксплуатационного состояния.

Общие сведения и описание объекта оценки представлены в таблице 6:

Таблица 5- Характеристика и описание объекта оценки

Наименование характеристики Параметрические данные
Местонахождения объекта Алматинская обл., Илийский р-он, п. Боролдай, ул. Шымбулак 14
Мрка, модель Ssang Yong Kyron
Год выпуска  
Гос. регистрационный номер 000AAA00
Номер двигателя  
Номер кузова AAAA0A00AAA000000
Объем двигателя, куб.см  
Цвет кузова Белый
Тип привода Полный
Тип топлива Бензин

Исследование объекта оценки:

Осмотр транспортного средства Ssang Yong Kyron
Гос. Регистрационный номер 000AAA00
производился в присутсвии владельца Дабылова Калмира Ералыевна
Исследуемое транспортное средство имеет срок эксплуатации (лет) 0,83
Транспортное средство на момент осмотра находилось в технически не исправном аварийном состоянии

2.2 Расчет

Методология оценки

Согласно Международным стандартам оценки (IVS 2005), при оценке имущества используется один или более подходов к оценке. Основными подходами в оценке являются:

- Доходный подход.

- Затратный подход.

- Сравнительный (рыночный) подход

Затратный подход - Предпосылка данного подхода заключается в том, что стоимость любого имущества зависит от затрат на воспроизводство аналогичного имущества. Затратный подход является основным при оценке стоимости ремонта (восстановления) транспортных средств и реализуется на основе составления отчета об оценке, включающего в себя калькуляцию на ремонтные работы (стоимость запасных частей, трудоемкость работ по ремонту). Затратный метод показывает оценку восстановительной стоимости транспортного средства за вычетом физического и морального износа. Для определения суммы ущерба был принят Затратный метод, который определяет затраты на полное воспроизводство объекта за минусом амортизационного износа (стоимость восстановительного ремонта с учетом амортизационного износа)

Физический износ – прямое физическое устаревание в следствии эксплуатации.

Моральный износ – потеря стоимости объекта, вызванная снижением функциональной полезности объекта.

Доходный подход - основывается на определении текущей стоимости объекта оценки, как совокупность будущих доходов от его использования, Так как доходы дает только конкретное производство, то доходный подход не применяется при оценке отдельных видов средств труда, являющихся элементом производства, а в основном используется только для оценки предприятия, производственных комплексов и других объектов бизнеса.

Сравнительный подход- основывается на анализе цен покупке и продаже транспортных средств, сложившихся в данный момент на первичном или вторичном рынке, Для определения суммы материального ущерба сравнительный подход применять не целесообразно.

Процес оценки

1. Осмотр транспортного средства;

2. Сбор данных, общих и специфических;

3. Анализ собранной информации, нормативно - технической документации;

4. Применение методов оценки к полученным данным;

5. Согласование результатов;

6. Подготовка отчета об оценки.

Расчеты, выполненные затратным подходом, методом восстановительной стоимости

В таблице 6 указана калькуляция стоимости нанесенного ущерба ремонта:

Таблица 6- Перечень и стоимость ремонтных работ:

Позиция Наименование и вид Кол-во нормо Сумма
п/п прейскуранта ремонтных работ единиц часы
               
  AUDOTEX   Р/с автомобиля для ремонта кузова   Компл. 22,80 125400,00
  AUDOTEX   Замена боковой рамы левой и правой     11,60 63800,00
  AUDOTEX   Замена усилителя передней левой и правой стойки   3,40 18700,00
  AUDOTEX   Замена усилителя центральной левой и правой стойки   3,40 18700,00
  AUDOTEX   Замена панели крыши     16,70 91850,00
      Ремонт заднего бампера     1,30 7150,00
      Ремонт панели рамки радиатора №1     2,90 15950,00
      Контрольная переборка передней подвески   2,80 15400,00
      Контрольная переборка задней подвески     3,54 19470,00
      Устранение перекоса кузова   компл. 23,00 126500,00
          Итого: 91,44 502920,00
Позиция Наименование деталей подлежащих Кол-во нормо Сумма
п/п прейскуранта к подготовительным и окрасочным работам единиц часы
  AUDOTEX   Бампер передний     1,10 6050,00
  AUDOTEX   Капот     2,40 13200,00
  AUDOTEX   Крыло переднее левое и правое     2,20 12100,00
  AUDOTEX   Панель рамки радиатора     0,60 3300,00
  AUDOTEX   Дверь передняя левая и правая     3,40 18700,00
  AUDOTEX   Дверь задняя левая и правая     3,00 16500,00
  AUDOTEX   Молдинг передней левой и правой двери     0,60 3300,00
  AUDOTEX   Зеркало заднего вида левое и правое     0,80 4400,00
  AUDOTEX   Молдинг задней левой и правой двери     0,60 3300,00
  AUDOTEX   Боковая рама левая и правая     14,00 77000,00
  AUDOTEX   Порог левый и правый     3,20 17600,00
  AUDOTEX   Усилитель передней левой и правой стойки   0,80 4400,00
  AUDOTEX   Усилитель центральной левой и правой стойки   0,80 4400,00
  AUDOTEX   Усилитель задней левой и правой стойки     2,40 13200,00
  AUDOTEX   Панель крыши     7,80 42900,00
  AUDOTEX   Дверь задка     1,80 9900,00
  AUDOTEX   Спойлер двери задка     0,50 2750,00
  AUDOTEX   Усилитель боковины задней левой и правой   1,00 5500,00
  AUDOTEX   Молдинг заднего правого фонаря     0,30 1650,00
  AUDOTEX   Бампер задний     1,40 7700,00
  AUDOTEX   Подготовка к окраске и грунтование поверхности   2,50 13750,00
      Подбор колера     0,80 4400,00
          Итого: 52,00 286000,00
          Итого:   788 920,00

Из расчета за 1 нормо - час согласно требований Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций к аккредитации субъектов оценочной деятельности составит: согласно спец. сто 5500

стоимость ремонтных работ предоставленного автомобиля составит:

788920 тенге.

В таблице 7 указаны перечень и стоимость запасных частей и материалов

Таблица 7- Перечень и стоимость запасных частей и материалов.

Естественный амортизационный износ рассчитывается:

Ифиз = (И2 * Дф) * А1 * А2 * А3 в % где: (3)

4,55
4,9
0,83
 
1,04
1,075

Ифиз - естественный физический износ

И2 - величина износа ТС за год эксплуатации

Дф - фактический срок службы

А1 - коэффициент корректирования износа,

учитывающий природно-климатические условия эксплуатации

А2 - коэффициент корректирования износа,

учитывающий состояние окружающей среды в данном регионе

А3 - коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировался объект

      Малярный состав с компонентами   Комп. 2,50 56250,00
      Антифриз     400,00 4000,00
      Масло двигателя     1800,00 9000,00
          Итого: 3336380,37

ИТОГО, с учетом естественного амортизационного износа 3267130,37 тенге.

Стоимость запасных частей и материалов составляет: 3336380 тенге.

Стоимость нанесенного ущерба ТС с учетом естественного

амортизационного износа составляет: 4125300 тенге.

Pасчет стоимости нанесенного ущерба исследуемого транспортного средства по отношению к годным деталям

Cтоимость транспортного средства на момент приобретения составляет 4 075 490 тенге. Согласно методике Центра Судебных Экспертиз в том случае, если сумма затрат на восстановление поврежденного транспортного средства составляет 80 или более % от среднерыночной стоимости а стоимость остатков годных к эксплуатации деталей и агрегатов менее 20%. Исходя из выше изложенного следует сделать вывод что восстановление данного транспортного средства экономически не целесообразно. Исходя из выше изложенного произведем расчет: Нанесенного ущерба по отношению с годным к эксплуатации и реализации деталей от средне-рыночной стоимости данного транспортного средства отминусуем сумму годных к эксплуатации и реализации деталей, и агрегатов.

B таблице 8 указаны перечень и стоимость деталей и агрегатов годных к эксплуатации и реализации

Таблица 8- Перечень и стоимость деталей и агрегатов годных к эксплуатации и реализации

    Наименование деталей оставшихся не поврежденными     Кол. Стоимость
п\п           едениц детали, в %
      Решетка радиатора       0,2
      Фонарь задний левый наружний       0,07
      Фонарь двери задка левый и правый       0,15
      Обивка багажника левая и правая       0,4
      Двигатель с навесными агрегатами        
      КПП        
      Задний мост        
      Радиатор охлаждения двигателя       1,2
      Радиатор кондицианера       1,2
          ИТОГО   26,22

Cтоимость в % годных к эксплуатации и реализации деталей и агрегатов может составить: 26,22%

Стоимотсь нанесенного ущерба по отношению к годным к эксплуатации и реализации деталей составит:

4 075 490 х 26,22 %    
4 075 490 - ---------------------------------- = 3 006 896 тенге
100%    
     

Стоимость остатков годных к эксплуатации и дальнейшей реализации составит:

  C ост.= 4 075 490 - 3 0089= 1 06594 тенге

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования необходимо сделать следующий вывод, что стоимость нанесенного ущерба по отношению к годным к эксплуатации и реализации деталей составит


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: