Можно выделить две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:
• критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);
• критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.
СМК оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей и от деятельности СМК в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности.
Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием.
|
|
Для печатного издания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов — через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания. Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения (например, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т.д.).
СМК обладают возможностью комплексного воздействия на личность, социальную группу, организацию. Это выражается в том, что:
· распространяемая СМК информация фокусирует внимание и аудитории на тех темах и проблемах, которые с точки зрения социальной системы, владельцев СМК, коммуникаторов являются наиболее важными. Таким образом, формируются информационные интересы и потребности, которые могут стать реальными для реципиентов;
· СМК могут оказывать и оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы личности и через содержание эмоции влияют на систему ценностей, идеалов, мировоззрения;
· используя различные способы влияния на личность (внушение, убеждение, подражание, заражение), СМК могут оказывать психологическое воздействие на поведение людей;
· СМК влияют на структуру и содержание свободного времени, досуга.
Мера эффективности — степень реализации целей, соответствующие потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и СМК, и аудитория.
Уровень эффективности СМК и их конкретное проявление обусловлены:
• характером исходных целей, задач, идей, их реальностью;
• технической,' технологической, научной и интеллектуальной возможностью процесса их распространения, формирования ценностей, идеалов, воззрений;
• степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвоения аудиторией содержания передаваемой информации, степень воплощения идей, задач, теоретических установок в практику и социальную реальность.