1. Специальность 230102 направлена на изучение комплекса учебных дисциплин, объектом которых являются различные классы автоматизированных систем обработки информации и управления, т.е. систем обработки данных, реализующих новые перспективные информационные технологии (ИТ).
Информационная технология - это набор взаимосвязанных действий, которые требуется реализовать для построения и функционирования компьютеризированного предприятия, основывающегося на использовании современных технологий баз данных.
2. АСОИУ любого класса является по сути своей человеко-машинной системой, обеспечивающей автоматизированный сбор, обработку и хранение информации для оптимизации процессов управления в различных сферах человеческой деятельности.
Процесс эксплуатации АСОИУ обеспечивается:
1) Комплексом технических средств (КТС) обработки информации;
2) Совокупностью программ для автоматизации работы КТС;
3) Совокупностью систем классификации, кодирования данных, документации и массивов информации;
|
|
4) Совокупностью математических методов, моделей и алгоритмов для решения задач обработки информации и управления;
5) Совокупностью языковых средств и правил формализации естественного языка.
Кроме того АСОИУ нуждается в организационном, правовом и эргономическом обеспечении процесса эксплуатации.
3. Любая перспективная АСОИУ должна отвечать комплексу общих и частных требований, реализуемых в проекте системы, в создаваемых видах обеспечения и проявляющихся в процессе эксплуатации. В соответствии с ГОСТ 24.104-85.ЕСС АСУ. «Автоматизированные системы управления. Общие требования», который был введен в действие с 01.01.87 г. к АСОИУ, как классу АСУ, предъявляются:
1) требования к системе в целом;
2) требования к функциям системы;
3) требования к подготовленности персонала;
4) требования ко всем видам обеспечения;
5) требования к эксплуатационной документации;
6) требования безопасности.
Особое место в требованиях АСОИУ занимают требования к ее персоналу, как субъекту трудовой деятельности, комплексу технических средств, как орудию трудовой деятельности и программному обеспечению. При этом одними из ключевых являются требования к надежности и эргономичности названных элементов. Существуют и действуют четыре основных ГОСТа, определяющих стратегию формулировки и реализации требований по надежности и эргономичности к АСОИУ:
1) ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения., введенный 01.07.90.
2) ГОСТ 24.701-86.ЕСС АСУ. Надежность АСУ. Основные положения., введенный 01.07.87.
3) ГОСТ 20.39.108-85. КСОТТ. Требования по эргономике, обитаемости и технической эстетике. Номенклатура и порядок выбора., введенный 01.01.87.
|
|
4) ГОСТ 27.003-90. Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности.
Проблемы надежности и эргономичности АСОИУ являются одними из ключевых в развитии данного класса систем на протяжении всего периода их существования. Особенно возросла их роль в последние годы в связи с созданием и эксплуатацией сложных иерархических систем “человек - машина - среда “. Если при проектировании, создании и эксплуатации таких систем не обеспечиваются: во-первых, надежность деятельности персонала, работы комплекса технических средств, реализации программ и, во-вторых, наилучшие условия взаимодействия персонала системы с техникой и программным обеспечением, то вряд ли можно рассчитывать на достижение должного экономического эффекта. Отечественный и зарубежный опыт показывают, что игнорирование норм и требований эргономики при создании сложных информационно-управляющих систем и другой техники приводит к тому, что до 30% проектной эффективности, закладываемой конструкторами на этапе разработки, не реализуются в процессе эксплуатации.
Изучать данную учебную дисциплину, необходимо чтобы:
1) знать методы обеспечения надежности и эргономичности (эргономического качества) как АСОИУ в целом, так и отдельных ее компонентов на стадиях разработки, изготовления и эксплуатации;
2) уметь выбирать показатели надежности и эргономичности АСОИУ и ее компонентов и осуществлять оценку (расчет) их значений для конкретных классов систем и условий эксплуатации;
3) иметь представление об основных проблемах, возникающих при обеспечении заданных уровней надежности и эргономичности АСОИУ.
Наука о надежности сформировалась к середине текущего столетия. При этом первые 10 лет своего развития она была направлена исключительно на надежность технических средств и только в начале шестидесятых годов возникла проблема надежности взаимодействия человека-субъекта труда, т.е. проблема надежности человеко-машинных систем. Предмет исследований надежности - изучение причин, вызывающих отказы и сбои (ошибки), определение закономерностей, которым они подчиняются, разработка методов количественной оценки значений показателей надежности, методов испытаний на надежность, разработка путей и средств повышения надежности. Основными направлениями развития теории надежности являются:
· математические основы теории надежности;
· методы сбора и обработки статистических данных о надежности;
· физическая теория надежности.
В конкретных областях продолжают разрабатываться прикладные вопросы надежности, в том числе и прикладная теория надежности АСОИУ как человеко-машинных систем.
Российскими учеными сделан большой вклад в развитие всех перечисленных направлений. Особо необходимо отметить, что зачинателем решения проблемы надежности человеко-машинных систем явился покойный профессор кафедры АСОИУ доктор технических наук А.И. Губинский, по многочисленным трудам которого необходимо учиться.
Эргономика (греч. ergon - работа, nomos- закон) - это наука, занимающаяся комплексным изучением человека в производственной деятельности и решением задач оптимизации средств и условий труда. Иными словами, эргономика - наука, изучающая общие закономерности исследования, проектирования, изготовления и эксплуатации систем “человек-машина-среда” (к классу которых относятся и АСОИУ) как единого функционального целого. В состав эргономики, как комплексной науки, входят прикладные разделы инженерной, социальной и общей психологии, физиологии, гигиены труда, антропологии, некоторые аспекты НОТ, технической эстетики, кибернетики, общей теории систем и др. Объектом исследования эргономики являются целеустремленные системы “человек-машина-среда”, т.е. системы, в которых цель функционирования достигается в результате взаимодействия человека, машины и среды в процессе производственной деятельности (в АСОИУ в процессе реализации информационной технологии). Предмет исследования эргономики - закономерности исследования, проектирования, создания и эксплуатации человеко-машинных систем (для АСОИУ в информационном аспекте).
|
|
Поскольку АСОИУ является ярко выраженным представителем систем “человек-машина-среда”, то проблемы обеспечения надежности и эргономичности таких систем на современном этапе решаются как правило, с позиций системного подхода, позволяющего получать всестороннее представление о трудовом процессе и информационной технологии, реализуемых в системе, и путях их совершенствования. Целью системного подхода является повышение эффективности эксплуатации систем и трудовой деятельности персонала по сбору, обработке, хранению информации и выработке управленческих решений, всестороннего развития личности, гуманизации труда и удовлетворения творческих потребностей специалистов в области информационных технологий.
Указанные четыре ГОСТа определяют ядро нормативно-технической документации в области обеспечения надежности и эргономичности АСОИУ. Введены в действие многочисленные ГОСТы, устанавливающие общие эргономические требования к отдельным техническим средствам, пультам управления, дисплеям и т.п. Существуют отраслевые руководства по эргономическому обеспечению исследований, проектирования, создания и эксплуатации изделий, машин и систем. В настоящее время разработана и введена в действие система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации различных видов изделий, машин, систем.
Структурно учебная дисциплина делится на следующие темы:
1) основные понятия теории надежности;
2) модели надежности;
3) методы обеспечения надежности;
4) характеристики человека как звена системы управления;
|
|
5) эргономические качества АСОИУ;
6) методы оценки эффективности, качества и надежности АСОИУ.
7) автоматизация эргономического обеспечения
Содержание первых трех тем направлено в надежность, а последних в эргономику. Высокая надежность как структурных элементов АСОИУ (персонал, технические и программные средства), так и процессов их функционирования является неотъемлемой частью хорошей эргономичности как системы в целом, так и ее основных компонентов.
Данная учебная дисциплина является фундаментом, на основе которого изучаются надежностные и эргономические аспекты комплексов технических средств АСОИУ, их программное обеспечение, вопросы профотбора, обучения и работы персонала.
Этим определяется значение в подготовке инженеров - системотехников учебной дисциплины “Надежность и эргономика”.