Общение — это взаимодействие, связь между людьми в любом виде деятельности: в производстве вещей, в образовательном и научном процессах, в семейно-бытовой сфере, политике, местах общественного пользования, в свободное время — словом везде, где люди вступают в контакты.
В процессе обучения создаются и осваиваются культурные ценности, происходит передача культурного опыта, формируются сами люди как социальные индивиды, личности с их знаниями и умениями, системой ценностей, творческими способностями.
Общение — это единственная возможность для человеческого существа стать человеком, личностью.
Общение носит межсубъектный характер, который может быть опосредованным, созданным людьми миром вещей, природой, ибо они — результат деятельности людей, в них запечатлен человеческий опыт, знания, ценности.
Общение — это деятельность в культуре, в соответствии с культурными образцами-идеями, ценностями, нормами: политическими, правовыми, моральными, этикетными; обычаями и традициями. Все эти нормативно-ценностные образования призваны ориентировать человека в мире, помочь освоиться в нем, сделать его своим, человеческим миром.
Нормы и ценности (политические, правовые, моральные, эстетические, этикетные) переплетаются и взаимодействуют в организации культуры общения, т.е. общения, агенты которого — личности, равноправные субъекты, взаимодействие между которыми носит гуманный характер, ориентированный на отношение к человеку и человеческому как к цели и высшей ценности.
Стержнем модели культуры общения является мораль, специфика которой состоит в том, что она в отличие от других ценностно-нормативных явлений включена во все сферы общественной жизнедеятельности.
Моральное сознание оценивает все явления общественной и личной жизни с точки зрения соответствия или несоответствия их моральным ценностям и нормам. Моральное сознание судит о достоинстве или недостоинстве всех социально значимых духовных явлений и человеческой практики и тем самым либо способствует их поддержанию, воспроизводству, либо, в случае отрицательной оценки, ставит под сомнение целесообразность их существования, мобилизует волю людей на их уничтожение.
Мораль — это сознание, поведение (деятельность), отношения. Общественное и индивидуальное моральное сознание оказывает всестороннее влияние на духовный образ культурного общения. Моральное сознание мыслит о человеческой действительности системно, целостно. Оно формирует образ достойных человека социальных обстоятельств, модель нравственно достойного образа жизни, представляет личностный образец человека, соответствующего понятию о нем как о разумном и гуманном существе.
Моральное сознание предлагает эти культурные образцы в обобщенном виде, наделяет их общечеловеческой значимостью, обращается к людям, обладающим свободной волей. Морально одобренные образцы предстают перед человеком не просто как некоторые пожелания, но как такие, которые стремятся объективироваться через поступки, поведение вступающих в общение индивидов и социальных групп.
Моральное сознание моделирует ценностное восприятие действительности на всем ее пространстве и на всех ее уровнях с точки зрения критериев гуманизма, добра, справедливости, полагая субъектов общения как культурно развитых индивидов, у которых сформирована подлинно человеческая ценностная ориентация, гуманные убеждения, готовность и способность видеть в другом человеке и человечестве в целом самоценную личность и их совокупность.
Непосредственно моральные идеи и ценности воплощаются в поведении и отношениях в межиндивидуальных контактах: в семье, в быту, в соседских связях — везде, где встречаются человек с человеком. Мораль в этой сфере общения ориентирует людей на уважительное отношение, взаимную помощь и поддержку, определяет содержание отношений между супругами (любовь, дружба, верность, долг), между родителями и детьми (взаимная привязанность и любовь, уважение прав, забота друг о друге и т.д.), между соседями (внимательное отношение друг к другу, уважение к их образу жизни, если оно не нарушает правила общежития, оказание помощи и поддержки в каких-то ситуациях, соблюдение правил вежливости).
В таком общении большую роль играет этикет — нормы внешней культуры поведения. Этикет оформляет многие моральные нормы непосредственного общения индивидов: необходимость оказать помощь ребенку, старику, женщине с ребенком, больному; обязательность приветствии, вежливых обращении и др.
Мораль влияет и на другие нормативные явления культуры. Так, правовая культура общения в своем содержании основана на моральных принципах: уважении к правам человека, к его достоинству, отрицание правомерности психологического или физического насилия над ним.
Общение в политической деятельности также строится в соответствии с требованиями морали: заботы о благе граждан государства, общественной справедливости, опоры на творческую активность масс. Влияние морали на политическую культуру обнаруживается и в том, что гласности предаются противоречащие моральным нормам факты лоббирования, использование политиками служебного положения в корыстных целях. Парламентские комиссии во многих странах создают этические кодексы, разрабатывают механизм контроля за моральным значение деятельности политиков и политических объединений.
Общечеловечески значимая мораль задает ценностные ориентиры деловому общению, в качестве основных принципов которого предписываются: деловитость, честность, верность слову, долг перед обществом и т.д.
Таким образом, культура общения в качестве ценностно-значимого универсального фактора включает моральные идеи, ценности и нормы, которые ориентируют все сферы и виды общения на гуманные принципы и нормы.