Как мораль влияет на культуру общения?

Общение — это взаимодействие, связь между людьми в любом виде деятельности: в производ­стве вещей, в образовательном и научном процес­сах, в семейно-бытовой сфере, политике, местах общественного пользования, в свободное время — словом везде, где люди вступают в контакты.

В процессе обучения создаются и осваивают­ся культурные ценности, происходит передача культурного опыта, формируются сами люди как социальные индивиды, личности с их знаниями и умениями, системой ценностей, творческими спо­собностями.

Общение — это единственная возможность для человеческого существа стать человеком, лич­ностью.

Общение носит межсубъектный характер, ко­торый может быть опосредованным, созданным людьми миром вещей, природой, ибо они — ре­зультат деятельности людей, в них запечатлен че­ловеческий опыт, знания, ценности.

Общение — это деятельность в культуре, в со­ответствии с культурными образцами-идеями, цен­ностями, нормами: политическими, правовыми, моральными, этикетными; обычаями и традициями. Все эти нормативно-ценностные образования призваны ориентировать человека в мире, помочь освоиться в нем, сделать его своим, человеческим миром.

Нормы и ценности (политические, правовые, моральные, эстетические, этикетные) переплета­ются и взаимодействуют в организации культуры общения, т.е. общения, агенты которого — лично­сти, равноправные субъекты, взаимодействие меж­ду которыми носит гуманный характер, ориенти­рованный на отношение к человеку и человеческо­му как к цели и высшей ценности.

Стержнем модели культуры общения являет­ся мораль, специфика которой состоит в том, что она в отличие от других ценностно-нормативных явлений включена во все сферы общественной жизнедеятельности.

Моральное сознание оценивает все явления общественной и личной жизни с точки зрения со­ответствия или несоответствия их моральным цен­ностям и нормам. Моральное сознание судит о достоинстве или недостоинстве всех социально значимых духовных явлений и человеческой прак­тики и тем самым либо способствует их поддер­жанию, воспроизводству, либо, в случае отрица­тельной оценки, ставит под сомнение целесообраз­ность их существования, мобилизует волю людей на их уничтожение.

Мораль — это сознание, поведение (деятель­ность), отношения. Общественное и индивидуаль­ное моральное сознание оказывает всестороннее влияние на духовный образ культурного общения. Моральное сознание мыслит о человеческой дей­ствительности системно, целостно. Оно формирует образ достойных человека социальных обстоя­тельств, модель нравственно достойного образа жизни, представляет личностный образец челове­ка, соответствующего понятию о нем как о разум­ном и гуманном существе.

Моральное сознание предлагает эти культур­ные образцы в обобщенном виде, наделяет их об­щечеловеческой значимостью, обращается к лю­дям, обладающим свободной волей. Морально одобренные образцы предстают перед человеком не просто как некоторые пожелания, но как та­кие, которые стремятся объективироваться через поступки, поведение вступающих в общение инди­видов и социальных групп.

Моральное сознание моделирует ценностное восприятие действительности на всем ее простран­стве и на всех ее уровнях с точки зрения критери­ев гуманизма, добра, справедливости, полагая субъектов общения как культурно развитых инди­видов, у которых сформирована подлинно челове­ческая ценностная ориентация, гуманные убеж­дения, готовность и способность видеть в другом человеке и человечестве в целом самоценную лич­ность и их совокупность.

Непосредственно моральные идеи и ценности воплощаются в поведении и отношениях в межин­дивидуальных контактах: в семье, в быту, в сосед­ских связях — везде, где встречаются человек с человеком. Мораль в этой сфере общения ориен­тирует людей на уважительное отношение, взаим­ную помощь и поддержку, определяет содержа­ние отношений между супругами (любовь, друж­ба, верность, долг), между родителями и детьми (взаимная привязанность и любовь, уважение прав, забота друг о друге и т.д.), между соседями (вни­мательное отношение друг к другу, уважение к их образу жизни, если оно не нарушает правила об­щежития, оказание помощи и поддержки в каких-то ситуациях, соблюдение правил вежливости).

В таком общении большую роль играет этикет — нормы внешней культуры поведения. Этикет оформляет многие моральные нормы непосред­ственного общения индивидов: необходимость ока­зать помощь ребенку, старику, женщине с ребен­ком, больному; обязательность приветствии, веж­ливых обращении и др.

Мораль влияет и на другие нормативные яв­ления культуры. Так, правовая культура общения в своем содержании основана на моральных прин­ципах: уважении к правам человека, к его досто­инству, отрицание правомерности психологического или физического насилия над ним.

Общение в политической деятельности также строится в соответствии с требованиями морали: заботы о благе граждан государства, обществен­ной справедливости, опоры на творческую актив­ность масс. Влияние морали на политическую куль­туру обнаруживается и в том, что гласности пре­даются противоречащие моральным нормам фак­ты лоббирования, использование политиками слу­жебного положения в корыстных целях. Парла­ментские комиссии во многих странах создают эти­ческие кодексы, разрабатывают механизм конт­роля за моральным значение деятельности поли­тиков и политических объединений.

Общечеловечески значимая мораль задает цен­ностные ориентиры деловому общению, в качестве основных принципов которого предписываются: деловитость, честность, верность слову, долг пе­ред обществом и т.д.

Таким образом, культура общения в качестве ценностно-значимого универсального фактора вклю­чает моральные идеи, ценности и нормы, которые ориентируют все сферы и виды общения на гуман­ные принципы и нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: