Этот вопрос может показаться наивным: ведь различие очевидно. Иконы писались на досках, темперными красками, содержание их связано со Священным писанием, тогда как картины пишутся маслом, на холсте и содержание у них светское. Однако здесь не все так просто. Главным отличием является не характер технологии и даже не применение или не применение изображения в качестве предмета культа, а образный строи произведения. Чрезвычайно важны также чувства зрителей, пробуждаемые им, причем чем дольше существует произведение, тем большую роль в его функционировании приобретает история его восприятия, т.е. важно знать, как относились к тому или иному изображению люди в момент его создания и в последующие времена.
Известно, что для первых христиан было достаточно старых античных изображении богов: фигура Зевса могла подменять им изображение Христа, а Афина ассоциировалась с Девой Марией. Но по мере формирования христианского культа приходит осознание существенности различий между ними. Перед христианским миром возникает сложнейшая эстетическая задача — выражение в материальной форме духовной сущности персонажей священного писания так, чтобы они были узнаваемы, но в то же время заметно отличались от простых смертных.
|
|
Поначалу христианские идеологи пасуют перед такой проблемой, и в 306 г. на Эльвирском соборе принимается постановление о запрещении изображений в храме. Позднее разовьется целое движение иконоборчества. Однако потребность верующих иметь наглядный образ Бога возобладала. Постепенно в рамках византийской эстетики вырабатывается форма иконы, приемлемая как для идеологов церкви, так и для простых верующих.
Основой для эстетики иконописи становится символизм. Средневековое сознание, пронизанное идеей иерархии, формирует к XI - XII векам иерархию святых, символов, даже цвета. Не зная этой символики, мы не можем постигнуть содержание иконы полностью, оно будет от нас ускользать. Это одна из основ образного строя иконы. И если на картине цвет играет эмоциональную и информативную роли, то в иконописной иерархии белый цвет, занимающий высшую степень в иерархии цветов, означает святость. Его используют на иконах очень скупо. Белыми могут быть одежды Иисуса Христа, душа Девы Марии, крылья архангелов. Затем следуют цвета голубой — приобщенности к святости, красный — страдания, им бывают отмечены мученики, зеленый и коричневый — цвета Земли и т.д. На иконах часто можно видеть позолоту. Золото на иконе символизирует собой свет. Низший цвет — черный, он ассоциируется с дьявольскими силами, его можно видеть на иконах, изображающих Страшный суд.
|
|
Следующая важная сторона иконописи — каноничность. С признанием возможности украшать храмы иконами приходит проблема их тиражирования. Найденная форма канона, закреплявшая ряд иконописных композиций в обязательных для всего христианского мира специальных, освященных высшими церковными властями прорисях (книгах, в которых были начертаны силуэты основных действующих лиц на иконах), а также перечень строго соответствующих им цветов, делали задачу тиражирования большого количества образов выполнимой. Узнаваемость образов служила не только объединению верующих, но укрепляла и национальное самосознание у православных народов, в первую очередь в России, Болгарии, Греции, где создаются самобытные иконописные школы.
В храме для иконы находится особое место — иконостас, служащий как бы и границей, и посредником между миром духа и миром светским. Он отделяет в православных храмах алтарную часть. Иконы, как правило, располагаются на нем рядами (деисусный ряд, апостольский, праотеческий, праздничный, поместный). Верующий мог тысячи верст проехать по православным землям и, войдя в незнакомый дом или храм, увидеть знакомые образа.
В католическом культе для украшения храмов и удовлетворения потребностей верующих в зримом воплощении персонажей Священного писания чаще используются фрески и скульптуры. Католичество не создает строгого канона для этих изображений. Некоторые скульптуры и живописные изображения признаны памятниками религиозной культуры, они служат предметом культа. А судьба других оказалась связана с частными коллекциями, музеями, и они являются частью современной светской культуры. Но здесь нет четкой градации. В католических соборах бродят толпы туристов со всего света, рассматривая их как музейные экспозиции, а перед «Мадонной Литта» Леонардо да Винчи в Эрмитаже потихоньку осеняют себя крестным знамением верующие люди.
С точки зрения церкви есть еще одно различие между картиной и иконой. Икона должна быть освящена. Однако последнее слово остается за зрителем: если изображение внушает религиозные чувства, то перед ним — икона, а если его охватывает чисто эстетический восторг, то — картина.