Архаичные времена: предпосылки возникновения праздника

«Исследования древнекаменного века, словно театр, полны неожиданности!» - воскликнул однажды французский археолог Лаплан после очередного открытия в ходе раскопок. В истории археологии нет страниц более загадочных и драматичных, чем те, которые рассказывают о детстве человечества и об изготовлении в «допотопные времена» каменных инструментов, о существовании древнейшего предшественника «человека разумного» неандертальца и, наконец, о наличии поразительных художественных способностей у тех, кого ранее называли «троглодитами»[23]. Обнаруженные в глубинах пещер наскальные рисунки дают возможность предполагать, что наши предки с пристальным вниманием следили за «жизнью неба». Так каков был интеллектуальный мир и духовная жизнь древних людей? До прошлого века бытовал взгляд, что наш предок миллионы лет только тем и занимался, что бездумно и тупо колотил камни, приспосабливая их для разделывания охотничьей добычи. Сейчас же, когда археологи находят подтверждения существованию людей, живших почти четыре миллиона лет назад, а следы его культуры давностью около двух миллионов лет удалось открыть даже в морозной Якутии, новые факты позволяют иначе взглянуть на знания и умения древнейших людей.

На вопрос об истоках искусства ученые дают противоположные ответы, но, безусловно, являясь творцом орудий труда и других различных полезных вещей, человек подошел к той грани, за которой начинается художественная деятельность. На возникновение изобразительного искусства, музыки и танца повлияли и богатый жизненный опыт, и коллективный физический труд, и религиозные представления первобытного человека, и, наконец, подражание животному миру.

В сентябре 1940 года на юге Франции четыре ученика отправились в археологическую экспедицию. Они, расширив отверстие одной пещеры, вползли вовнутрь и в страхе увидели, что со стен смотрят на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. Так была открыта пещера Ласко, названная «Сикстинской капеллой первобытной живописи».

Первобытная живопись настолько выразительна, что некоторые ученые высказывают сомнения по поводу ее подлинности. Силу и ярость зверя, величие, красоту его в беге, в порыве и покое, власть зверя, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире – вот что пожелали передать и свое мастерство закрепили «рисунком легким, тонкою резьбой» писцы и скульпторы. Сотни фигур, желтых, красных, коричневых, писаных охрой,

сажей и мергелем, обведенных темными контурами, украшают стены пещеры Ласко: головы оленей, лошадей, быков, бизонов, носорогов даны почти в натуральную величину. Фигуры не связаны друг с другом, не образуют общей живописной композиции, но каждая в отдельности представляет вполне законченную композицию.

В пещере изображена массовая сцена: раненный копьем бизон, из брюха которого вываливаются внутренности; перед ним поверженный человек, а чуть в стороне – носорог, который и восторжествовал над человеком. Эта сцена есть прославление не человеческого, а звериного могущества, преклонение людей перед образом Зверя в первобытное время[24].

Время зарождение морали. Культ материнства и красоты. Это было время матриархата, господство материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива. Свыше 150 женских статуэток обнаружили археологи в разных странах. Рассматривая их ученые обратили внимание на то, что они безлики. Следовательно, лицо не представляло никакого интереса для мастера. Внимание художника почти целиком поглощали почти такие части тела, как выпуклый живот и таз - сосуд, где зарождается и зреет новое существо, зерно будущей общины, а также женские груди, сочащиеся молоком, - пищей для новых поколений людей.

Несмотря на свою малочисленность, первобытные люди не чувствовали себя одинокими в природе. В лесу и в поле, везде, где бы они не находились, и в порывах ветра, и в шелесте листвы им чудились живые голоса. Даже деревья и камни представлялись им одушевленными. Поэтому, перед тем как срубить дерево, человек просил у него прощения. Первобытный человек жил в природе и не отделял себя от нее. Как только человек перешел к оседлости, к земледелию, он понял, что природа зависит от солнца, которое становится главным божеством.

И так, Солнце, Камень (святыня и волшебство для первобытного человека: орудие труда, оружие, жилище, очаг и источник огня), Природа – все это нашло отражение в зарождающейся праздничной культуре первобытного человека.

К сожалению, отсутствуют достоверные источники об архаичных временах, но из дошедших до нас (этнографы и географы конца 19 – начала 20 веков Льюис Морган, Н.Н. Миклухо-Маклай, Тур Хейердал, Мирослав Стингл) мы знаем, что уже тогда было место для собраний, встреч, танцев и обрядов. Были: «обжорные» праздники на одну-две недели, когда междоусобицы между соседями прекращались; бродячие племена арион – за угощения и подарки устраивали песенно-танцевально-игровые представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: