Праздники Древнего Рима: культ «мирового господства»

Во втором веке до Рождества Христова Рим завладел Грецией. Однако гордый и надменный Рим послушно склонил голову перед великой греческой культурой. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» - произнес великий римский поэт Гораций.[26]

Рим принял греческих богов, дав им только свои имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – Марсом, Гермес – Меркурием и т.д. В пластических искусствах римские художники в основном копировали греческие образы. Как прилежная ученица, новая цивилизация знакомилась с научными знаниями, философской мыслью, литературными жанрами и многими другим из наследия великой Эллады. Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны, их мифология прозаична. И все же Рим стал подлинным наследником не только греческой, но и всей культуры народов Средиземноморья и Ближнего Востока. Создав уникальные художественные памятники, он внес свой вклад в культуру Древнего Мира.

Римская культура с самого начала таила в себе зерна упадка, так как рабовладельческий Рим вступил на сцену истории в тот момент, когда противоречия античной цивилизации достигли угрожающей остроты. Даже когда Рим находился в зените славы, в его искусстве было больше внешней эффективности, чем подлинного величия. Государство сотрясали восстания рабов, усиливался варварский напор на внешние границы, а развращенность римского общества, преступные заговоры и интриги императоров, сенаторов, военачальников достигали таких кризисных форм, что фраза «упадок Рима» становится символом всяческого общественного разложения. Эта агония обессиливала и мертвила пышную римскую культуру еще задолго до окончательного краха.[27]

Римское искусство рано выучилось льстить и притворяться. Если в Древнем Египте изображение фараона было большим, чем другие фигуры, то в этом не было лжи, а были канон и вера. В императорском Риме народ

фактически уже не верил никому и ничему, а пророки императоров просмеивались лучшими людьми государства. И в то же время скульпторы и художники создавали обожествленные изображения правителей Рима: Октавиана Августа, Коммода, Нерона, Каракаллу и других.

Если у древних египтян господствовал культ «вечной жизни», у многих народов восточных цивилизаций – культ борьбы со Зверем, у эллинов – культ радостнодушия и красоты, то в Риме сложился культ мирового господства.

Полезным, а значит доступным в искусстве могло быть лишь то, что созвучно этому культу.

Переняли римляне у греков и театральные представления, внеся некоторые изменения: появился занавес, сцена раздвинулась внутрь, орхестра стала партером. Актеры набирались из рабов и вольноотпущенников (мужчин и женщин). Профессия актера в Риме, в отличии от Греции, считалась позорной. Хора, подобно греческому, римский театр не знал, но зато появился музыкально-вокальный элемент: арии, дуэты... Комедии (Плавта и Теренция), напоминавшие современный театр оперетты, пользовались наибольшей популярностью среди горожан.

Если греки, предшественники римлян, предпочитали театральные представления и спортивнее игры, то римляне жаждали иных спектаклей, более острых и кровавых …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: