Праздники народов Среднего Поволжья

Добро, любовь, справедливость, красота – формирует народную истину, народную мудрость, которые находят свое отражение в праздничной культуре народа.

Древние обряды, символы уходят далеко в глубину веков – это культурная память народа. Каждый образ вынашивался, оттачивался веками, не терял своей значимости, он со временем изменялся, но смысловое значение несет до сих пор. Люди себя чувствовали с древних времен едиными с Природой и творили свой образ мира. Солнце, Свет, Вода, Земля – вся Природа составляла для человека своё предметное отражение. Поэтика образов народного творчества заложена в календарно-обрядовой культуре: весенние песни заклички, шествия и игры ряженых, колядования, хороводы – все это искусство, впитавшее народную мудрость, народный вкус, понимание жизни оказалось необходимым человеку. Современному – для того, чтобы не утратилась связь времен, чтобы не растворялась своя национальная культура.

Изучать праздники народов Среднего Поволжья, исследовать проблемы сохранения и возрождения праздничной культуры региона, обобщать имеющийся опыт по заявленной проблеме – задачи, стоящие перед будущими специалистами социокультурной сферы.

В данном разделе представлены результаты исследований студентов: Р. Аметшиной, Р. Насыбуллиной, В. Кузьминой, Н. Умановой, О. Сорокиной.

Татарские праздники, обычаи, обряды.

Науруз

Мифологическая основа, целевая установка, содержательные аспекты праздника содержатся в мифе о Саке и Соке. Согласно легенде, злые духи, желая уничтожить людей, построили стену между Землей и Солнцем. На Земле наступил холод и мрак. Алп Мардукан­-Карга решил оказать помощь людям и стал разбивать эту стену. Ему удалось разбить стену ночью 20 марта. 21 марта взошло солнце. Наступил Новый день - Науруз.

Праздник проходил 21 марта в следующей последовательности:

Первая фаза. С утра молодежь и дети обходили дома, собирали яйца, ячменную муку и другие продукты. На холмах жгли костры. Мужчины приносили в жертву Тенгре белого коня. Затем в огромных котлах готовили ритуальную пищу: мясо жертвенного коня, ячменную кашу, ячменный мучной напиток. Пока все это варилось, мальчишки влезали на деревья и громко кричали, подражая грачам.

Вторая фаза. Все участники съедали ячменную кашу - "карга боткасы", - мясо жертвенного коня и выпивали ячменный напиток.

Третья фаза. Если две предыдущие фазы проходили на окраине сел и городов, то эта фаза протекала вечером и ночью в домах. Пировали. Нараспев декламировали миф о Саке и Соке, а также «Науруз баите». Гадали.

Сердцевину этой фазы составлял обряд «каргатуй»- «гpачинaя свадьба». Парни и девушки совершали обряд сговора о будущей свадьбе. Булгары верили, что именно в Новый день, то есть Науруз следует выбрать невесту. В случае заключения предварительного сговора, парень и девушка съедали "гpачиную кашу". По обычаю, парень съедал мясо, а девушка ­кашу. Однако было одно "но"! Дело в том, что парень оставлял девушке немного мяса. Если на следующее утро девушка съедала это мясо, сговор считался закрепленным, а если нет ­pacтopгнyтым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: