Чумар (Самар) боткасы

''Каша Чумара (Самара)"

Мифологическая основа. Основные элементы праздника базируются на мифе о Caмape-Гюльджимеше. Содержание мифа сохранилось благодаря стараниям Кул Гали. Он описывает так:

Однажды злой дух (йорег или джинн) Шурале решил погубитъ людей и все живое на Земле. Шурале - это дух засухи, голода и смерти. Он уничтожил все деревья вокруг главного источника воды на 3емле. Шурале иссушил родник. Землю охватила страшная засуха.

Алп-бика Туран как добрый дух любви и женской красоты стала уговаривать, Шурале убрать свои корни от источников родниковой воды и дать людям воды. Шурале согласился освободить родник только в том случае, если ему дадут пост везира (главного советника и премьер-министра) алпов, т.е. добрых духов, помогающих людям. Пост везира занимал Ур (Мар), т.е. дух солнца. Узнав о притязаниях Шурале, Ур попросил духа грома и молнии Кубара наказать наглеца. Кубар направил свою стрелу-молнию на Шурале, принявшего вид огромного высохшего дерева с медными листьями и с пастью- дуплом с медными зубами­-клыками. Кубару удалось выбить лишь один клык. Выбитый зуб упал на землю и превратился в чудовищного меднобокого быка-единорога Кепкея. Вместо выбитого зуба вырос новый. Тем временем единорог Кепкей направился к ближайшему городу, намереваясь растоптать его. Однако дорогу ему преградил легендарный богатырь-рыцарь Аудан. Единорог подбросил Аудана высоко-высоко в небо с тем, чтобы он при падении напоролся на его рог. Пока Аудан летел, единорог решил истоптать его волчью шапку (бурек) - оберег. Это вызвало гнев могучего алпа Бури, т.е. Волка. Бури принял вид невидимки и со страшной силой пригнул рог Кепкея к земле. Аудан приземлился без повреждений и разрубил мечом единорога куски. Куски он развесил на священном дереве яга. После этого Аудана стали называть также Энкеем или Огyзом, т.е. Быком.

Когда алп (дух) плодородия Самар (Чумар) узнал обо всем этом, то он сел на коня и поскакал на бой с Шурале. Алпар Самар мог принимать вид дракона, Оленя или Быка. Поэтому у этого алпа было несколько имен: Барадж (дракон), Тюрк (Великий Бык) и др. Чаще всего булгары изображали Самара в виде всадника-богатыря, а Шурале называли Кувышем (Дyплопастным). Самар срубил Кувыш, т.е. огромное дуплистое дерево, затем разрубил его на части. Эти части тут же превратились в более мелкие Шурале. Они уже не представляли опасности для алпов. Источник был освобожден, из недр земли забила вода. Однако от кррови Шурале-Кувыша вода стала мертвой. Самар и Туран испили из родника и уснули мертвецким сном. Аудан, увидевший это, остался у родника ждать прилета грачей. Когда грачи прилетели, Аудан обратился к Карге-Грачу с просьбой оказать помощь уснувшим. Карга и его жена Чакчак на своих крыльях доставили Аудана в долину Басан. Здесь он нарвал живой травы - просо. Из проса Чакчак приготовила животворящую воду­-бузу. Бузу (напиток) Аудан принес к роднику и оживил Самара, его жену Туран и источник.

Порядок проведения праздника. Сначала рассмотрим, как проводился этот праздник в древнейший период.

Время проведения: праздничные мероприятия развертывались в течение 40 дней: соответственно в городах, крепостях с 23 aвгустa по 1 октября, а в аулах (селах) в сентябре ­начале октября.

Первая фаза. Жрецы, т.е. боляре произносили заклинания и исполняли обрядовые песни. После принятия ислама мулла читал молитву. Затем пели обрядовые песни.

Вторая фаза. Из загона выпускали белого жертвенного быка. И воины на копях начинали сражение с ними. Они как бы изображали бой Аудана с единорогом Кепкеем. В Х В. по настоянию мулл этот обычай был запрещен. Прежде эта фаза праздника заканчивалась тем, что закапывали жертвенного быка, разрезали его на части и развешивали на священном дереве яга. В качестве священного дерева выступал тополь.

Третья фаза. Основная масса участников начинала пировать, а другая часть участвовала в состязаниях. Они участвовали в следующих состязаниях.

1. Джигитовка: демонстрация умения управлять конем, на полном скаку поднимать с земли монету и т.д.

2. Состязание в меткости стрельбы по цели. На перекладине полевых ворот на окраине аула (села) укрепляли изображение улака, т.е. козла и начинали соревноваться в меткости стрельбы из лука.

3. Борьба па коня – аударыш: нужно было схватить соперника и пригнуть его к земле, чтобы он коснулся земли.

4. Схватка рыцарей на копьях – сэнге сугышы: по сценарию рыцарских турниров.

5. Бой хуннов - хон сугышы: соперники, обнаженные по пояс, хлестали друг друга нагайками до тех пор, пока один из них не покидал майдан.

Эти виды состязаний символизировали битву Кубара (алпа молнии и грома) с Шурале (йорегом засухи и смерти), Аудана (рыцаря-богатыря) с единорогом Кепкеем (возник из выбитого зуба Шурале).

Следующий вид состязаний символизировал полет Аудана за животворящей травой.

Скачкu на конях - байга

Во всех видах состязаний, кроме "хон сугышы" ("бой xyннов") и борьбы на конях, женщины имели право участвовать.

Bo-время состязаний с применением нагаек, боевого оружия (копья), скачек нередко гибли или получали увечья участники. Однако это воспринималось как неизбежное и не приводило к прекращению праздника (вспомните поведение римлян во время гладиаторских боев). Так, например, когда в 943 году во время скачек царь Микаиль упал с лошади и расшибся насмерть, его сын Мохаммед, присутствовавший на празднике, сказал: "По воле Всевышнего, люди приходят и уходят, а воля Творца воплощается". И он повелел продолжить праздник.

Праздник "Чумар (Самар) боткасы" ("Каша Чумара (Самара))" относился к разряду тех праздников, при открытии которых на майдане устанавливали символ священного дерева (по-булгарски яга) столб, на вершине которого устанавливали изображение петуха или курицы, а к подножию привязывали жертвенного белого барана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: